Методическая разработка урока "Неопределенные местоимения"
(60.5 Kb)
16.02.2024, 08:17
Литвинова Анастасия Камиловна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "УстьзБаргузинская СОШ имени Шелковникова К.М."
1. Галерея Местоимений - Худо́жественная галере́я — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения часто предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.
Смоделируем ситуацию: мы в художественной галерее на выставке под названием местоимения. Экскурсию проведу я. Я – экскурсовод. Мне нужен помощник. Записывает в блокнот все названные М.
? знаем эту группу М? предложите название для этой группы М.
2. Знакомство начнем с притчи: Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу, «я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед ним ложку, кружку, свечу и спросил: — Назови, что ты выбираешь из них? — «Ложку», — ответил юноша. — Произнеси это 5 раз, — попросил мудрец. — Я выбираю ложку, — постепенно повторил юноша 5 раз. — Вот видишь, — сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз в день, но она не станет пищей. Надо…. — Что же надо было сделать юноше? — Подумайте и скажите, пожалуйста, что же надо было сделать юноше? (Элементарно нужно было протянуть руку и взять ложку, чтобы покушать и всё). Спасибо… — Вот так и сегодня на уроке надо взять ваши теоретические знания, которые у вас есть, которые мы получим на уроке и применить их на практике, т. е. совершить какие-то действия, для того чтобы в конце урока получить хорошие оценки. ОценилиМЛ в блокнотиках
3. Число? (в блокнотиках)
4. Из блокнота проверяем слова, добавляем из песенки (1 записывает у доски). Разделите на 3 группы М. (личные, возвратное и неопр-е). Фильм. Прослушивание песенки волшебника из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. -Из какого мультфильма песенка? Чему она нас учит? (не терять время понапрасну, дорожить им) -А о ком эта песенка? Можно ли точно сказать, где, когда и с кем происходили события, описанные в песенке? Как же вы поняли смысл происходящего? -Найти местоимения, создающие впечатление неясности, неопределенности, загадочности, таинственности. (Кое – где, кое – кто, кое – какой, кое – как). Что это за местоимения? Цель? Задачи?Тема в блокнотики.
5. Уточняем задачи. Я начну фразу, а вы продолжите: -познакомимся… (с особенностями неопределенных местоимений); -научимся …(определять признаки местоимений, употреблять неопределенные местоимения в речи) -узнаем… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли).
6. Кластер на д. На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры. * неопределенное лицо: кто-то, кто-нибудь * неопределенные предметы: кто-то, что-то * неопределенные признаки: какие-то, какой - нибудь * неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые
1 - Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложениях поставить ударение.
Вечером к вам придет некто в черном. Я при этом испытал некоторое удивление. - Выясните по учебнику (стр.77), в чем особенности неопределенных местоимений некто ,нечто Вывод: Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. ( Чтение правила на стр.77)
2 - Склонение неопределенных местоимений. Вывод : неопределенные местоимения могут изменяться по падежам - Правописание неопределенных местоимений. На берегу реки росла какая-то пышная зелень. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне. Кое-где по стенам были развешаны картины. Кое с кем случился истерический припадок. Вывод :. В неопределенных местоимениях с суффиксом - то, - либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ -. (Учебник на стр.78) Напоминалка Кое-, -либо, - то, - нибудь – чёрточку не позабудь!
3 -Рассмотрите таблицу (стр.77) и сделайте вывод об образовании неопределённых местоимений (Чтение правила по учебнику) -Сделайте вывод, каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения. Кто-то постучал в дверь. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему
7. Оценили МЛ
8. Закрепляем 1. Выберите неопределённое местоимение.Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) кто 2) некто 3) он 4) какой 2. Выберите местоимение, которое не является неопределённым. Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) где-то 2) что-то 3) сколько 4) некоторый 5) кое-какой 3. Выберите неопределённые местоимения. Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) чей-нибудь 2) некто 3) когда-то 4) нечего 5) никакой 4. Выберите устойчивые выражения, в которых употребляются неопределённые местоимения. Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Лисица винит западню, а не себя. 2) Мелют день до вечера, а послушать нечего. 3) Кто-то знатен и умён, да не силён. 5. Укажите неопределённое местоимение. 1) у кого 2) какой? 3) какой-нибудь 4) себя
9. Рефлексия. Что знали? Что узнали? « Сегодня я убедился, что…» « Теперь я умею …» « Я знаю, что неопределённое местоимение …» Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты? Человечек (улыбка)
10. Творческое задание: составить забавный рассказ или сказку с использованием неопределённых местоимений на тему: «Однажды вечером». Упр
Я Мы Он Она Оно Они Ты Вы Себя Кто-то Что-то Где-то Куда-то Зачем-то Кое-что Как-нибудь Какой-то Куда-либо Их Её
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.