Методическая разработка урока-практикума "Общение как понимание"
(369.8 Kb)
| 30.06.2023, 06:54 |
Савина Валентина Александровна |
учитель истории и обществознания, МОУ СОШ №4 г.Луга, Ленинградская обл |
Методическая разработка урока по обществознанию для 10 класса социально-экономического профиля предназначена учителям, ведущим обществознание по учебнику «Обществознание: 10 класс: учебник общеобразовательных учреждений: профильный уровень: / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]
Тема урока относится к достаточно сложному разделу обществознания - социальной психологии. Усвоение теоретического материала, изобилующего профессионализмами, даже для сознательно выбравших профиль учащихся представляет серьёзную задачу. Необходимо дать возможность учащимся отработать новые понятия на интересном, живом материале. Это особенно важно, потому что полученные знания носят практический характер, востребованы в жизни и возможно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Тема урока: «Общение как понимание»
Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока – урок-практикум.
Методическая цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению посредством реализации компетентстного подхода.
Образовательные цели:
- закрепление и расширение знаний по ранее изученным понятиям («взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «социальная перцепция», «каузальная атрибуция»).
Развивающие цели:
- развитие умений абстрагироваться, критически мыслить, исследовать окружающую среду на основе имеющихся знаний, способность принять решение в новой ситуации,
Развитие способности к критике и самокритике, приверженность этическим ценностям, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях,
- развитие интереса к изучению курса обществознания в рамках социально-экономического профиля и конкретной темы в целях решения учащимися существующих у них проблем межличностного общения и возможной его коррекции.
Формирование навыков работы с материалом, входящих в спецификатор ЕГЭ по обществознанию
Воспитательные цели:
- воспитание у учащихся положительной мотивации общения с субъектами окружающей социальной среды,
- развитие чувства ответственности, способствовать формированию гражданской позиции.
Учебное пособие: Обществознание: 10 класс: учебник общеобразовательных учреждений: профильный уровень: / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2010
Оборудование:
- ПК
- электронная презентация,
- дидактический материал: иллюстрации, словарь темы.
Ход урока.
Организационный момент
Проверка ранее изученного
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Объяснение заданий
Проверка алгоритмов работы
Работа с текстами
Итог урока
Обобщение
Подведение итогов работы на уроке
VI. Домашнее задание: |
На предыдущем уроке мы с вами начали изучение темы «Общение как понимание»
Важно ли при общении понимать своего партнера? Почему?
Если между партнерами существует взаимопонимание, то общение приобретает новые грани, новые краски ….
Вспомним еще раз слова одного из героев известного советского фильма « Доживем до понедельника» «Счастье – это когда тебя понимают.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы
Обратите внимание на экран. Здесь находится ряд терминов. Среди них есть термин, являющийся обобщающим для всех остальных Найдите его
Термины: Идентификация, Казуальная атрибуция, Аттракция, Социальная перцепция, Эмпатия, Социальная рефлексия
Правильно Это – социальная перцепция. Остальные термины являются механизмами социальной перцепции.
Вначале под социальной перцепцией понималась социальное преобразование процессов восприятия. Позже стали – процесс восприятия социальных объектов: отдельных людей, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социальной психологии.. Впервые термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. (приложение 1)
Т.о., социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, их мыслей, намерений, способностей, эмоций… – главное понятие урока
Следующее задание для вас: соотнесите понятия и их дефиниции (характеристики)
( См приложениие 2)
И так, мы с вами повторили механизмы социальной перцепции. Теоретически мы готовы.
Теперь попробуем применить свои знания на практике
Наша задача попытаться овладеть или усовершенствовать умение «социальной перцепции» через конкретные примеры, ситуации и ответить на вопрос: «Пригодятся ли вам знания и умения, приобретённые на уроке? »
Используя свои теоретические знания, поучимся находить механизмы социальной перцепции при анализе различных литературных текстов.
Вашей задачей будет определить, какие механизмы используются при общении литературных героев, и как они помогают нам определить характер героев, понять их.
Но первоначально вы должны будете составить алгоритм своей работы. Т.е. составить план своих действий
Для этого у вас три минуты. Свой план действий вы должны написать на листах. Можете при составлении алгоритма пользоваться материалами, находящимися у вас на столах.
На каждый текст 3 минуты. После отведенного времени вывешиваем номер текста и механизмы
Изменилось ли ваше отношение к значению овладению механизмами социальной перцепции,
Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Для чего нам надо это знать и пригодятся ли вам знания и умения, приобретённые на уроке? »
Делают вывод: уметь общаться с окружающими людьми необходимо и для личной жизни, и для карьеры. Если этому можно научиться, а этому можно научиться, то человек обязан приобретать знания и умения общаться, чтобы общение было комфортным и плодотворным, общение как понимание.
Составьте синквейн на тему общение как понимание
Вспомним правила составления синквейна
Обучающиеся высказывают мнение о работе групп на уроке..Выставляют оценки работы в группе Учитель дает оценку работе каждой группы,
Подобрать материал о стереотипах в общении.
По выбору обучающегося одно из трёх заданий:
- задание №3 из рубрики учебника «Подумайте, обсудите, сделайте»
- анализ текста из рубрики учебника «Поработайте с источником»
сделать мини-сообщение о стереотипах в общение
|
Приложение 4
Литература для учителя
- Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2007. 416 с. – ISBN 5-09-016265-4.
- Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.] под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. С. 134-135
- Организационные формы обучения в классно-урочной системе/ Л.А. Кучеряева. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.-80с.
- Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/Е.Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2014. -183.
- Сорокина Е.А. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс-М.: ВАКО, 2008.-512 с.
|
Категория: Блоги | Добавил: sawinavalia
|
Просмотров: 512 | Загрузок: 37
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|