Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Работа с текстом с использованием метода решения проблем"
(723.2 Kb)
| 19.12.2023, 17:43 |
Смелова Ольга Александровна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №199 г.Новосибирск |
Технологическая карта урока в 5а классе
Урок Развития речи
по теме «Работа с текстом с использованием метода решения проблем»
№ урока |
Этап урока |
Тип урока |
Форма прове
де
ния |
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
|
Вид и форма контрольно-оценочной деятельности |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
1 |
Текст. |
Развитие речи |
Учебное занятие |
Знать определение теста, уметь определять проблему героя, составлять план текст. |
Регулятивные УУД:
- учащиеся самостоятельно формулируют проблему;
- определяют способы её решения;
- самостоятельно составляют план решения проблемы.
Познавательные УУД:
- извлекают информацию при работе с текстом информационным или
художественным.
Коммуникативные УУД:
- учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;
- учатся сотрудничать друг с другом;
- оформляют свои мысли в устной и письменной форме
|
- формируют устойчивый познавательный интерес к чтению;
- развивают чувство ответственности за произнесённое и написанное слово. |
Лист решения проблемы |
Содержание урока
Этап урока |
Цель |
Создание педагогического взаимодействия
|
Формируемые УУД |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
Организаци-
онный момент
Мотивация |
-Формирование эмоционального настроя
-подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Здравствуйте, ребята!
СЛАЙД
-- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души добрыми чувствами. Садитесь.
-Все готовы к работе? Проверьте все необходимое к уроку.
- Рома, у тебя какие-то проблемы? Почему ты такой расстроенный сегодня?
- Ну, эту проблему мы тебе поможем решить. Да, ребята? Кто поделится ручкой?
- Как быстро мы решили Ромину проблему!
для вашей будущей жизни-решать проблемы- это будет необходимо.
|
Приветствие.
Запись в тетради
-Да, у меня небольшие проблемы. У меня не оказалось ручки в портфеле, наверное, дома оставил…
|
Формирование эмоционального настроя на урок (Л)
Взаимодействие с учителем(К)
Прогнозирование, предвосхищение результата(Р)
-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. (Л)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (К)
|
|
|
Актуализация опорных знаний |
-актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
СЛАЙД
-Что такое проблема?
-Что необходимо сделать, когда вы сталкиваетесь с проблемой в жизни?
|
Отвечают на вопросы:
-Это затруднение, вопрос, загадка, препятствие, сложность
-Попытаться её решить….Найти выход
-Значит найти выход из положения, ситуации..разобраться..справиться |
Познавательные УУД:
- осуществлять актуализацию личного жизненного
опыта;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять
границы знания/незнания);
- определять и формулировать проблему;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- строить понятные для собеседника высказывания;
- высказывать свое мнение (точку зрения);
- анализировать и делать выводы;
- строить устное высказывание в соответствие с
коммуникативной задачей;
- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной
и / или письменной форме по теме;
- воспринимать информацию на слух;
- дополнять, уточнять высказанные мнения;
- отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные УУД:
- выполнять пробные учебные действия;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения действия на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- выдвигать предположения на основе имеющихся
знаний и обосновывать их;
|
|
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности
|
-определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока.
|
-Ребята, догадались, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?
- Какой пошаговый метод нам в этом поможет?
-Определите тему занятия.
-Какова цель нашего урока? |
-Да, о проблемах и путях их решения.
-ИДЕАЛ
- Стратегия ИДЕАЛ как метод решения проблем |
|
Постановка учебной задачи
|
Создание проблемной ситуации |
-Конечно же, к счастью, не наши проблемы мы будем решать: их у нас нет! Проблема есть у одного из героев испанской сказки, с которой мы сейчас познакомимся.
|
|
Коммуникативные УУД:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные УУД:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.
|
Стадия осмысления |
Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями |
- Перед вами текст сказки и лист решения проблемы.
- Итак, слушаем сказку очень внимательно.
Слайд
Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город – короля поглядеть.
– Ты что, совсем спятил? – рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать!
– А я заодно найду там знахаря, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть.
Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну жена и отпустила его.
Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил.
Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил.
– Вот я глуп так глуп, – хлопнул себя по лбу крестьянин. – Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать.
Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось.
Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала лекарю пойдут – тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?» |
|
Коммуникативные УУД:
-формируем умение слушать и понимать других;
Личностные УУД:
- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
|
|
СЛАЙД
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Реал — сначала серебряная (в Испании чеканка начата во второй половине XIV века, в Португалии — в XV веке), затем медная монета и в конце концов счётная денежная единица.
Диковины - необычная, странная, невиданная вещь, предмет, существо
Спятил- Прост. сойти с ума, помешаться.
|
|
Познавательные УУД:
- извлекают информацию при работе с текстом
Личностные УУД:
– учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи
|
|
|
Физ.
минутка |
|
- Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы встаёте, если слово с корнем САД, садитесь.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК,САДИТЕСЬ..)
|
- Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения |
-отдых, активация деятельности на уроке (Л) |
|
|
Построение проекта выхода из затруднения
Стадия вызова |
- построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.
|
-Ребята, давайте определим, сформулируем и запишем ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Для этой цели – вспомним, как это нужно правильно делать
СЛАЙД
- Решать проблему и найти выход нам поможет нам знакомый метод ИДЕАЛ
-Давайте вспомним, как он работает.
СЛАЙД
Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.
И
Определение проблемы. |
•Как крестьянину вырвать зуб, утолить голод, оставив деньги на дорогу домой?
• Как крестьянин может воспользоваться обстановкой, чтобы вернуться домой здоровым и сытым?
|
Познавательные УУД:
- формировать навык поисковой деятельности;
- осуществлять поиск информации в тексте;
- выделять главную информацию в тексте;
- заполнять таблицу на основе текста;
- анализировать и синтезировать информацию.
Коммуникативные УУД:
- строить устное высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей;
- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно контролировать время при выполнении
задания;
- осуществлять самоконтроль;
- осуществлять взаимный контроль в парах;
- учащиеся самостоятельно формулируют проблему
-актуализируют все необходимые сведения для решения данной проблемы, |
|
|
Полная информация во вложении.
|
Категория: Блоги | Добавил: silkova1971
|
Просмотров: 73 | Загрузок: 4
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|