Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка виртуальной экскурсии по географии "Уникальные кладовые Сибири" для 8-9 классов

СКАЧАТЬ (5.24 Mb) 23.02.2023, 13:17
Яблочкина Марина Ивановна
учитель географии, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"
Аннотация
В данной методической разработке рассмотрены и представлены вопросы, связанные с проведением занятий по географии «Уникальные кладовые Сибири» в форме виртуальной экскурсии для 8-9 классов. Методическая разработка создана в помощь учителям географии, краеведения, экологии при проведении как урочных, так и внеурочных занятий, связанных с изучением недр и систематизации знаний о полезных ископаемых России и своего края. Кроме этого методическая разработка направлена на деятельность школьников, которые интересуются изучением геологии и недрами Земли. Таким образом, экскурсия выступает в роли мотиватора к выбору учениками будущей профессии.

Методическая разработка «Уникальные кладовые Сибири» содержит:
1. Теоретические задания, которые включают вопросы теоретического курса, выполнять которые необходимо с использованием Интернет-ресурсов, учебной и дополнительной литературы, картографического материала.
2. Практические задания. Поиск, описание и выполнение практических заданий, заполнение предложенных таблиц, оформление маршрутного листа по станциям, на основе полученных знаний.
3. Оформление презентаций по выбранной станции.
4. Отчета и выступление о проделанной работе.
5. Рефлексия.

Занятия «Уникальные кладовые Сибири» целесообразно строить на основе обсуждения проблем, выдвижения гипотез, организации учебных исследований, дискуссии: «Выскажите свою точку зрения…», «Как вы считаете…?», «Оцените ситуацию…», «Что будет, если…?».
При выпуске данной методической разработки в основу положены реальные задания, из опыта учителя МБОУ «СОШ №6» города Ангарска, Иркутской области. Настоящие рекомендации по проведению виртуальной экскурсии могут быть использованы при проведении уроков и дополнительных занятий по географии, географии Иркутской области, экологии, при проведении мероприятий в рамках «Дня Земли» (ежегодно отмечается в апреле).

Введение
Методическая разработка «Уникальные кладовые Сибири» является продолжением в изучении и систематизации информации о полезных ископаемых России на примере своего края. Данное мероприятие построено в форме виртуальной экскурсии, которая направляет обучающихся на поиск ответов на вопросы, нахождению дополнительной и интересной информации. Экскурсия проводится в рамках декады «Дня Земли» (апрель). Актуальность данной методической разработки подкрепляется тем, что убран региональный компонент (география Иркутской области) по ФГОС.

Одними из эффективных форм интеграции в школе - является интегрированное занятие. Межпредметная интеграция - это один из важнейших акцентов современного обучения в школе, который позволяет составить целостную картину мира обучающегося, кроме этого способствует повышению мотивации к обучению, формирует познавательный интерес, углубляет представление о предмете. Данная методическая разработка направлена на всестороннее развитие обучающихся через связь с различными образовательными областями: естественнонаучными (география, геология, биология) и политехническими (информатика).

В ходе данной экскурсии не только развивается познавательный интерес к предмету и воспитывается бережное отношение к окружающей среде, но и создается положительная мотивация к выбору будущей профессии
.
Оборудование для проведения виртуальной экскурсии.
• Материально-технические: кабинет информатики с доступом в глобальную сеть Интернет (от 10Мбит/с);
• Информационные ресурсы: платформа для создания виртуальной экскурсии AutoPlay Menu Builder 8.0, электронные географические карты (физическая, тектоническая, геологическая), маршрутные листы поисковых групп, таблица «свойства горных пород», гиперссылки (видеоматериалы, сайты музеев, статей).
• Для обучающихся: тетрадь (блокнот) для записи, ручка и карандаши, желательно атлас России (8 класс, любое издание), атлас ГИО.

Цель: углубление и закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых и тектоническом строении России на примере своего края, создания положительной мотивации к выбору будущей профессии.
Задачи:
 вовлечение школьников в активную практическую деятельность по изучению минеральных ресурсов своего края;
 формирование познавательной, творческой активности у обучающихся к окружающему миру, экологическим проблемам и путям их решения;
 развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании навыков исследования природы;
 совершенствование умения работать с различными источниками информации, в том числе с картографическим материалом, с компьютерными платформами и редакторами;
 совершенствование исследовательских и личностных компетенций для получения конкурентоспособного профессионального образования;
 развитие коммуникативных навыков по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Целевая аудитория: 8-9 классы (в том числе и для детей с ОВЗ)
Научная новизна состоит в том, что теоретически обоснована и практически доказана необходимость и возможность использования виртуальной экскурсии для повышения качества знаний, уровня сформированности практических умений учащихся и развития интереса к предметам естественнонаучного цикла в целях их профессиональной самоориентации.

Экскурсия – один из способов конкретного и предметного изучения, которому во все времена придавали большое значение, она расширяет кругозор знаний родного края! Виртуальная экскурсия выбрана неслучайно, так как многие виды полезных ископаемых находятся в малоосвоенных и труднодоступных районах, поэтому эта форма занятия позволяет получить информацию о полезных ископаемых своего края в интересной и познавательной форме. Кроме этого в условиях пандемии, когда возможность проводить внеурочные мероприятия становится сложным, данная разработка является особо актуальной (см. Приложение 1).

Методическая составляющая разработки основывается на двух подходах:
1. Изменение количественных характеристик содержания, которые включают стратегию ускорения и стратегию интенсификации.
2. Изменение качественных характеристик содержания, которые включают стратегию обогащения, углубленное обучение, исследовательское, проблемное и междисциплинарное обучение.

Принципы:
• связи теории с практикой;
• систематичности и последовательности;
• доступности изложения;
• сознательности и активности учащихся в обучении;
• краеведения;
• научности.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные и групповые.
Формы организации учебного занятия: виртуальная экскурсия.
Оптимально выбранные средства и формы системно-деятельностного подхода развивают познавательно-мотивирующий потенциал, что требует ФГОС (Приложение 2).

Планируемые результаты обучения
Предметные: получение знаний о тектонических структурах, рельефе, полезных ископаемых России на примере своего края и об особенностях их размещения; выявления экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых; развитие картографических умений (география); освоение эффективных приёмов поиска и хранения информации в информационной среде; приобретение навыка формирования и организации собственного информационного пространства (информатика).
Метапредметные: формирование умений:
1) работать индивидуально и в группе;
2) принимать участие в обсуждении выступлений сверстников;
3) анализировать и систематизировать информацию и заполнять таблицы;
4) подготавливать материалы (аналитическую справку, сообщение или доклад, и т. д.) о полезных ископаемых и проблемах их рационального использования;
Личностные: развитие умений самостоятельного поиска информации в книгах, Интернете и на различных тематических картах. Понимание значимости сохранения невозобновимых природных ресурсов и бережному отношению к ним.

Этапы занятия (Приложение 3):
1. Эмоционально-установочный: ученикам предлагается проблемно-игровая ситуация, вступление в межличностный контакт для решения практических задач;
2. Пропедевтический (подготовительный): создание условий для успешного включения в деятельность, проблемная ситуация, подготовка к деятельности и выбор способов еѐ реализации (мотивационная, интеллектуальная);
3. Деятельностный: методы и приемы взаимодействия – исследование, проект, экскурсия, практическая работа;
4. Эмоционально-рефлексивный (оценочный): защита полученных результатов. Комментирование. Презентация результатов групповой творческой деятельности, критериальное оценивание: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Ход проведения виртуальной экскурсии
Проводится инструктаж по техники безопасности.
1. Учитель знакомит с мероприятием, которое ежегодно проводится в рамках декады «День Земли». Призывая побудить школьников быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде нашей планеты. Напоминается о том, что в «День Земли» учёные со всего мира собираются и обсуждают те или иные экологические проблемы, которые, безусловно, необходимо решать. Одна из актуальных проблем современного мира связана с добычей и переработкой полезных ископаемых.
2. Недра Иркутской области содержат богатейшие природные ресурсы. По разнообразию и запасам полезных ископаемых область занимает одно из первых мест в стране. На её территории выявлены и разведаны более 700 месторождений. Есть среди этого многообразия и уникальные месторождения полудрагоценных и поделочных камней их ребята можете увидеть в Ангарском музее минералов. Предлагаю изучить эти чудо камни Сибири, используя Интернет ресурсы.
3. Обучающиеся делятся на четыре группы (по количеству станций) по 4-6 человек, каждая группа получает задание по описанию минерала и отправляются по маршруту, где добывается данный минерал (см. Приложение 1).
4. В ходе изучения заполняется маршрутный лист и таблица свойств горных пород, на основе изучения физической, тектонической и геологической карт, а также информационной системы Google Earth. Готовится отчет (презентация), в котором особое внимание уделяется экологическим проблемам и путям их решения (см. Приложение 4).
5. Подведение итогов, выступление с опорой на задания в маршрутном листе и обсуждение современного экологического состояния изученных месторождений. Для закрепления приготовлены блиц – вопросы.
6. Рефлексия. Предлагается участникам оценить свою деятельность
 Мне больше всего удалось…
 За что ты можешь похвалить одноклассников?
 За что ты можешь себя похвалить?
 Что меня удивило?
 Для меня было открытием то, что…

Список литературы:
1. Алексеев А. И., Николина В. В., Лишкина Е.К., География. 8 класс. Учебник. ФГОС. – М: Просвещение, 2017.
2. Бояркин В. М. География Иркутской области.- Иркутск: Восточно-Сибирская компания, 2015.
3. Бранд Л. Чары камней. - СПб.: Наука и Техника, 2007.
4. География. Атлас. 8-9 класс. УМК Полярная звезда Матвеев А.В.,2017.
5. Атлас Иркутск и Иркутская область.- Издательство: ВостСибАГП,2019.
6. Григорьев В.М., Немков Г.И. Учителю географии о геологии и минеральных ресурсах СССР. - М.: Просвещение,1984.
7. энциклопедия драгоценных и поделочных камней
8. большая российская энциклопедия
9. энциклопедия драгоценных камней


Категория: Блоги | Добавил: марина1968
Просмотров: 206 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог