Сегодня: 11.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка внеурочного занятия "Школа финансовой грамотности"

СКАЧАТЬ (2.93 Mb) 28.06.2025, 10:13
Мастерских Андрей Александрович
учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Аннотация:
Данная методическая разработка представляет собой подробное описание внеурочного занятия, направленного на формирование базовых навыков финансовой грамотности у обучающихся. Разработка включает в себя теоретическое обоснование актуальности темы, конкретных целей и задач занятия, подробный метод подготовки и проведения, а также перечень необходимого оборудования и раздаточного материала. Особое внимание уделяется интерактивной форме проведения занятий – настольной игре, что обеспечивает высокую мотивацию обучающихся и активное обучение материалу. Методическая разработка может быть использована педагогами образовательных организаций различного типа, преподающих вопросы финансовой грамотности.

Пояснительная записка:
Современный мир характеризуя сложной экономической организацией, а потому молодому человеку сложно обойтись без финансовой грамотности. Школа призвана сформировать у обучающихся первичные знания и представления о базовых финансовых понятиях.

Настоящая методическая разработка включает подготовку и проведение внеурочного мероприятия, основанного на интерактивных методах обучения.

Цель: представить методически выверенную и практически применимую разработку внеурочного занятия, направленного на обучение финансовой грамотности различных категорий обучающихся.

Задачи разработки:
• обосновать актуальность формирования финансовой грамотности у обучающихся;
• определить цель и задачи внеурочного занятия «Школа финансовой грамотности»;
• разработать подробный план-конспект задания с включением методов и приемов;
• предложить структуру игрового набора и правил игры для интерактивного формирования материала;
• представить рекомендации по эффективности ведения работы.

Основная часть:
Тема: «Школа финансовой грамотности»
Тип занятия: внеурочное занятие
Вид занятия: использование настольной игры.
Цель занятия: сформировать у участников интерес к изучению базовых основ финансовой грамотности.

Задачи:
1) Образовательные:
o Познакомить участников с базовыми понятиями финансовой грамотности (заработная плата, инфляция, кредит, лотерея, банкротство, наследство, мошенничество, вклады и депозиты, налоги).
o Дать общее представление о жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
o Ознакомиться с алгоритмом игровой «механики».
2) Развивающие:
o Развивать умение следовать предложенному алгоритму и правилам игры.
o Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
o Развивать навыки критического мышления и анализа ситуаций.
o Развивать навыки грамотной устной речи и умение аргументировать свою позицию.
3) Воспитательные:
o Воспитывать настойчивость, усидчивость и стремление к результату.
o Воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать и сотрудничать.
o Формировать ответственное отношение к личным финансам и действовать честно.
Методы работы педагога:
1) словесные: беседа, объяснение, обсуждение результатов практической работы, ответы на вопросы;
2) наглядные: демонстрация игрового набора, визуализация информации на экране/доске (при необходимости);
3) практические: участие в игровой деятельности, анализ полученной информации, заполнение сводных таблиц результатов (при необходимости).

Оборудование:
• Игровой стол, стулья.
• Игровой набор:
o Игровое поле с обозначенными событиями/ситуациями.
o Кубик.
o Фигурки игроков.
o «Деньги» (игровые купюры периодически номинально).
o Карточки с заданиями/вопросами по финансовой грамотности.
o Правила игры.
• Доска/экран (для записи определений, схем и т.д. - при необходимости).
• Раздаточный материал (таблицы для фиксации результатов, бумага, ручки).

Подготовка к занятию:
1. Подготовка игрового набора: убедиться, в наличии ли все компоненты игрового набора в соответствии с правилами игры.
2. Разработка раздаточного материала: подготовить таблицу для фиксации результатов игры.
3. Составление плана-конспекта занятия: подробно расписать ход занятия, включая цели, задачи, методы, приемы и временной регламент каждого этапа.

План-конспект занятия:
1. Организационный момент и актуализация знаний (5 минут):
• Приветствие участников.
• Краткое представление темы занятия и ее актуальности.
• Вовлечение участников в беседу о том, что они уже знают о финансах и финансовой грамотности. Можно задать вопросы:
o Что такое деньги?
o Зачем нужно уметь управлять данными?
o Где можно заработать деньги?
o Какие финансовые понятия вы знаете?
• Объявление цели занятия – изучение базовых понятий финансовой грамотности через игру.

2. Практическая работа (игра) - 30 минут:
Этап 1: Объяснение правил игры (5 минут):
o Педагог подробно излагает правила игры, деморнстрирует компоненты игрового набора и отвечает за вопросы участников.
o При необходимости правила игры можно адаптировать под уровень знаний и возраст участников.
Этап 2: Игровая деятельность (20 минут):
o Участники играют в настольную игру, следуя правилам и выполняя задания на карточках.
o Педагог наблюдает за ходом игры, оказывает помощь участникам при необходимости и стимулирует обсуждение финансовых вопросов.
o Во время игры педагог может задавать уточняющие вопросы, чтобы проверить понимание участниками основных понятий.
Этап 3: Обсуждение результатов игры (5 минут):
o После завершения игры проводится обсуждение результатов.
o Педагог задает вопросы, направленные на анализ принятых решений и осознание финансовых последствий.
o Примеры вопросов:
 Какие ситуации в игре были для вас непонятными?
 Какие финансовые решения вы принимаете в этой ситуации?
 Какие последствия имели ваши решения?
 Что вы узнали нового о финансах в процессе игры?

3. Подведение итогов занятий. Рефлексия (5 минут):
• Краткое обобщение основных понятий и выводов, сделанных в ходе занятий.
o Что нового вы узнали на занятии?
o Что вам понравилось больше всего?
o Где вы можете реализовать полученные знания в жизни?
• Благодарность участникам за активное участие и интерес к теме.
• Объявление о том, как еще можно изучать финансовую грамотность (например, участие в других внеурочных мероприятиях, чтение книг и статей, использование онлайн-ресурсов).
Технологическая карта занятия
Этап занятия Деятельность педагога Деятельность участников
Организационный
момент Приветствует участников сообщает тему и цель занятия Слушают педагога

Актуализация
знаний Беседа с участниками.
Задает вопросы участникам
Отвечают на вопросы педагога (примерные ответы)

Практическая работа (игра) Организует выполнение и обсуждение практических заданий (следит за правильностью выполнения игровой инструкции и правил)
Работают с раздаточным материалом (игровым набором) в минигруппах (от 2 до 4 человек. По окончании работы обсуждают полученные результаты
Подведение итогов занятия Обозначает итоги работы, организует обмен мнениями о качестве игры.
Делают выводы о качестве игрового материала

Оценка эффективности:
Эффективность занятий можно оценить по следующим критериям:
• информированность участников игровой деятельности и их участие в обсуждении;
• ответы обучающихся на вопросы по основным понятиям финансовой грамотности;
• умение детей анализировать финансовые ситуации и принимать взвешенные решения;
• проявление интереса к дальнейшему изучению темы финансовой грамотности.
Рекомендации:
• Адаптируйте сложность игровой ситуации и задач под уровень знаний и возраст участников.
• Создайте дружелюбную и поддерживающую атмосферу, чтобы участники не боялись задавать вопросы и высказывать свое мнение.
• Используйте наглядные материалы (схемы, диаграммы, примеры изображения жизни) для более обоснования информации.
• Поощряйте обсуждение и обмен опытом между участниками.
• Предлагайте дополнительный ресурс для самостоятельного изучения темы финансовой грамотности.

Заключение
Данная методическая разработка внеурочного занятия «Школа финансовой грамотности» представляет собой эффективный инструмент для формирования базовых знаний и навыков в области финансов у обучающихся. Использование интерактивной формы обучения, а именно настольной игры, позволяет создать увлекательную и познавательную среду, в которой участники активно вовлекаются в процесс изучения финансовой грамотности.

Данная разработка может быть успешно реализована педагогами различных образовательных организаций, а также использована студентами педагогических колледжей и вузов при изучении методики преподавания финансовых дисциплин. Адаптируясь к ситуации и задачам в конкретном возрасте группы и уровне подготовки обучающихся, педагоги могут максимально эффективно решать поставленные цели и задачи.

Приложение 1
Поле для игры

Приложение 2
Правила игры (распечатать в формате книги)


Категория: Блоги | Добавил: dyshaaa
Просмотров: 65 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 11.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог