Аннотация:
Данная методическая разработка представляет собой подробное описание внеурочного занятия, направленного на формирование базовых навыков финансовой грамотности у обучающихся. Разработка включает в себя теоретическое обоснование актуальности темы, конкретных целей и задач занятия, подробный метод подготовки и проведения, а также перечень необходимого оборудования и раздаточного материала. Особое внимание уделяется интерактивной форме проведения занятий – настольной игре, что обеспечивает высокую мотивацию обучающихся и активное обучение материалу. Методическая разработка может быть использована педагогами образовательных организаций различного типа, преподающих вопросы финансовой грамотности.
Пояснительная записка:
Современный мир характеризуя сложной экономической организацией, а потому молодому человеку сложно обойтись без финансовой грамотности. Школа призвана сформировать у обучающихся первичные знания и представления о базовых финансовых понятиях.
Настоящая методическая разработка включает подготовку и проведение внеурочного мероприятия, основанного на интерактивных методах обучения.
Цель: представить методически выверенную и практически применимую разработку внеурочного занятия, направленного на обучение финансовой грамотности различных категорий обучающихся.
Задачи разработки:
• обосновать актуальность формирования финансовой грамотности у обучающихся;
• определить цель и задачи внеурочного занятия «Школа финансовой грамотности»;
• разработать подробный план-конспект задания с включением методов и приемов;
• предложить структуру игрового набора и правил игры для интерактивного формирования материала;
• представить рекомендации по эффективности ведения работы.
Основная часть:
Тема: «Школа финансовой грамотности»
Тип занятия: внеурочное занятие
Вид занятия: использование настольной игры.
Цель занятия: сформировать у участников интерес к изучению базовых основ финансовой грамотности.
Задачи:
1) Образовательные:
o Познакомить участников с базовыми понятиями финансовой грамотности (заработная плата, инфляция, кредит, лотерея, банкротство, наследство, мошенничество, вклады и депозиты, налоги).
o Дать общее представление о жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
o Ознакомиться с алгоритмом игровой «механики».
2) Развивающие:
o Развивать умение следовать предложенному алгоритму и правилам игры.
o Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
o Развивать навыки критического мышления и анализа ситуаций.
o Развивать навыки грамотной устной речи и умение аргументировать свою позицию.
3) Воспитательные:
o Воспитывать настойчивость, усидчивость и стремление к результату.
o Воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать и сотрудничать.
o Формировать ответственное отношение к личным финансам и действовать честно.
Методы работы педагога:
1) словесные: беседа, объяснение, обсуждение результатов практической работы, ответы на вопросы;
2) наглядные: демонстрация игрового набора, визуализация информации на экране/доске (при необходимости);
3) практические: участие в игровой деятельности, анализ полученной информации, заполнение сводных таблиц результатов (при необходимости).
Оборудование:
• Игровой стол, стулья.
• Игровой набор:
o Игровое поле с обозначенными событиями/ситуациями.
o Кубик.
o Фигурки игроков.
o «Деньги» (игровые купюры периодически номинально).
o Карточки с заданиями/вопросами по финансовой грамотности.
o Правила игры.
• Доска/экран (для записи определений, схем и т.д. - при необходимости).
• Раздаточный материал (таблицы для фиксации результатов, бумага, ручки).
Подготовка к занятию:
1. Подготовка игрового набора: убедиться, в наличии ли все компоненты игрового набора в соответствии с правилами игры.
2. Разработка раздаточного материала: подготовить таблицу для фиксации результатов игры.
3. Составление плана-конспекта занятия: подробно расписать ход занятия, включая цели, задачи, методы, приемы и временной регламент каждого этапа.
План-конспект занятия:
1. Организационный момент и актуализация знаний (5 минут):
• Приветствие участников.
• Краткое представление темы занятия и ее актуальности.
• Вовлечение участников в беседу о том, что они уже знают о финансах и финансовой грамотности. Можно задать вопросы:
o Что такое деньги?
o Зачем нужно уметь управлять данными?
o Где можно заработать деньги?
o Какие финансовые понятия вы знаете?
• Объявление цели занятия – изучение базовых понятий финансовой грамотности через игру.
2. Практическая работа (игра) - 30 минут:
Этап 1: Объяснение правил игры (5 минут):
o Педагог подробно излагает правила игры, деморнстрирует компоненты игрового набора и отвечает за вопросы участников.
o При необходимости правила игры можно адаптировать под уровень знаний и возраст участников.
Этап 2: Игровая деятельность (20 минут):
o Участники играют в настольную игру, следуя правилам и выполняя задания на карточках.
o Педагог наблюдает за ходом игры, оказывает помощь участникам при необходимости и стимулирует обсуждение финансовых вопросов.
o Во время игры педагог может задавать уточняющие вопросы, чтобы проверить понимание участниками основных понятий.
Этап 3: Обсуждение результатов игры (5 минут):
o После завершения игры проводится обсуждение результатов.
o Педагог задает вопросы, направленные на анализ принятых решений и осознание финансовых последствий.
o Примеры вопросов:
Какие ситуации в игре были для вас непонятными?
Какие финансовые решения вы принимаете в этой ситуации?
Какие последствия имели ваши решения?
Что вы узнали нового о финансах в процессе игры?
3. Подведение итогов занятий. Рефлексия (5 минут):
• Краткое обобщение основных понятий и выводов, сделанных в ходе занятий.
o Что нового вы узнали на занятии?
o Что вам понравилось больше всего?
o Где вы можете реализовать полученные знания в жизни?
• Благодарность участникам за активное участие и интерес к теме.
• Объявление о том, как еще можно изучать финансовую грамотность (например, участие в других внеурочных мероприятиях, чтение книг и статей, использование онлайн-ресурсов).
Технологическая карта занятия
Этап занятия Деятельность педагога Деятельность участников
Организационный
момент Приветствует участников сообщает тему и цель занятия Слушают педагога
Актуализация
знаний Беседа с участниками.
Задает вопросы участникам
Отвечают на вопросы педагога (примерные ответы)
Практическая работа (игра) Организует выполнение и обсуждение практических заданий (следит за правильностью выполнения игровой инструкции и правил)
Работают с раздаточным материалом (игровым набором) в минигруппах (от 2 до 4 человек. По окончании работы обсуждают полученные результаты
Подведение итогов занятия Обозначает итоги работы, организует обмен мнениями о качестве игры.
Делают выводы о качестве игрового материала
Оценка эффективности:
Эффективность занятий можно оценить по следующим критериям:
• информированность участников игровой деятельности и их участие в обсуждении;
• ответы обучающихся на вопросы по основным понятиям финансовой грамотности;
• умение детей анализировать финансовые ситуации и принимать взвешенные решения;
• проявление интереса к дальнейшему изучению темы финансовой грамотности.
Рекомендации:
• Адаптируйте сложность игровой ситуации и задач под уровень знаний и возраст участников.
• Создайте дружелюбную и поддерживающую атмосферу, чтобы участники не боялись задавать вопросы и высказывать свое мнение.
• Используйте наглядные материалы (схемы, диаграммы, примеры изображения жизни) для более обоснования информации.
• Поощряйте обсуждение и обмен опытом между участниками.
• Предлагайте дополнительный ресурс для самостоятельного изучения темы финансовой грамотности.
Заключение
Данная методическая разработка внеурочного занятия «Школа финансовой грамотности» представляет собой эффективный инструмент для формирования базовых знаний и навыков в области финансов у обучающихся. Использование интерактивной формы обучения, а именно настольной игры, позволяет создать увлекательную и познавательную среду, в которой участники активно вовлекаются в процесс изучения финансовой грамотности.
Данная разработка может быть успешно реализована педагогами различных образовательных организаций, а также использована студентами педагогических колледжей и вузов при изучении методики преподавания финансовых дисциплин. Адаптируясь к ситуации и задачам в конкретном возрасте группы и уровне подготовки обучающихся, педагоги могут максимально эффективно решать поставленные цели и задачи.
Приложение 1
Поле для игры
Приложение 2
Правила игры (распечатать в формате книги)
|