Одним из видов современного жанра сказок выделяют дидактическую сказку. Немаловажно упомянуть, что именно это литературное произведение способно научить младших школьников быстрому усвоению материала. Данная сказка пишется, исходя из потребностей конкретной группы детей.
Дидактическая сказка способна сочетать в себе все элементы литературного произведения – завязку, кульминацию и развязку. Исключение лишь в том, что учитель сам выбирает, как это будет выглядеть, что необходимо донести и в какой форме запомнить представленный материал. Особую ценность сказки имеют для педагогов – дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Данная категория школьников испытывает определенные трудности в усвоении учебного материала. Дидактические сказки максимально облегчают процесс введения новых знаний, делают их подачу интересной и занимательной для обучающихся.
Именно сказка способна решить все поставленные перед нами задачи. В процессе чтения у ученика раскрывается фантазийное мышление, данный вид литературного произведения всегда вызывает неподдельный интерес, что дает возможность донести даже самый сложный материал и сделать его понятным и доступным.
Являясь отличной базой для развития фантазии и воображения, вызывая живой интерес у ребенка, урок – сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые знания. Благодаря нестандартной форме урока, учитель может с легкостью сделать все музыкальные термины героями истории, тем самым приближая свою терминологию к возрасту ученика, говорить с ребенком на простом, понятном ему языке о сложных вещах, что, несомненно, придает уроку характер непринужденности.
Наверное, первым условием для дружественных, открытых отношений между преподавателем и учеником является общение. При проведении индивидуальных занятий очень важно найти подход к каждому ученику, учитывая особенности его личности. Доброжелательная атмосфера в классе – залог успеха педагога. Нередко бывает, что в начале обучения дети стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя некомфортно. Урок – сказка помогает преодолеть скованность, раскрепощает ученика, способствует быстрой адаптации ребенка. Так же такая форма занятия подходит и для излишне активных детей, потому что занимает их воображение, увлекает и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Педагог может ненавязчиво, иносказательно озвучить некую проблему (например, плохое поведение на уроке) и, не переходя на личность, обсудить такую ситуацию с ребенком.
Следует учитывать, что урок – сказка не должен превращаться в развлечение, лишенное педагогической цели, поэтому педагог должен ответственно подходить к содержанию самой сказки и её объему. Считаю, что наиболее целесообразным является 3-4 минутная история по теме урока, которая включает в себя как новый материал, так и закрепление уже пройденного. Её можно использовать в качестве организационного момента в начале урока, для отдыха и смены вида деятельности – в середине и для подведения итога и обобщения – в конце занятия.
|