Цель работы – повышение качества образовательного процесса через совершенствование педагогического мастерства.
Задачи:
совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы)
повышие профессиональной подготовки на основе использования современных информационных технологий, прохождение КПК ;
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
Функциональная грамотность —это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Основные формы функциональной грамотности — это компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, общественно-политическая грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, грамотность при овладении иностранными языками, умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии, способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения, способность учиться на протяжении всей жизни.
Многие люди думают, что уроки труда, технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.
Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющего современными информационными технологиями.
Происходит развитие дизайнерского мышления - развитие неординарной, интересной личности, Зd технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:
1) Планирование и организация.
На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу. Обсуждаются идеи для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.
2) Практический
Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение результативно мыслить и работать с информацией. Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность
3) Аналитический
Презентация проекта. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов, на основе имеющихся данных. Умение приобретать необходимую риторическую грамотность, взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность. Оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы); Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.
Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:
Примеры:
1. В 8 кл. (мальчики)
1. Рассматривая тему «Бюджет семьи» дается задание: рассчитать сколько тратит ваша семья электроэнергии в месяц в квт*ч и в рублях. Каким образом можно сэкономить.
2. Рассматривая тему «технология ведения бизнеса» учащиеся в парах составляют бизнес-план компании, которую они хотели бы открыть с учетом всех пунктов составления бизнес-плана.
3. Индивидуальная работа «простой механизм из подручных материалов». Разработать несколько эскизов возможных вариантов выполнения работы. По лучшему из эскизов, построить чертёж изделия и изготовить простой механизм из подручных материалов.
4. Работа в группах. Разработка нескольких вариантов эскиза - выбор лучшего, изготовление макета архитектурного объекта по выбранному эскизу (парк развлечений, аквапарк, детская игровая площадка и пр.).
2. В 5 классе (мальчики)
1. Индивидуально разработать насколько вариантов эскиза интерьера своей комнаты, сделать макет комнаты из подручных материалов-защита проекта. 2. В группе разработать макет изделия из фанеры, рассчитать примерную стоимость изделия, выполнить изделие из материала, презентовать готовую работу.
3. 6 кл. (девочки)
1. Разработка проекта «Воскресный обед в моей семье» (разработка меню с учетом вкусов семьи, оформление технологической карты, поиск рецептов, расчет стоимости продуктов). Презентация проекта в цифровом варианте (фото, видео).
2. Создание изделий из текстильных материалов. (Свойства текстильных материалов, конструирование и моделирование, технология изготовления швейных изделий).
4.7 кл. (девочки)
1. Разработка проекта «Праздничный сладкий стол» (разработка меню с учетом вкусов семьи, оформление технологической карты, поиск рецептов, расчет стоимости продуктов).
2. Создание изделий из текстильных материалов. (Свойства текстильных материалов, конструирование и моделирование, технология изготовления швейных изделий).
Организовывается работа в группах и в парах, создаются условия для развития коммуникативной компетенции, а значит формированию учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы.
Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.
Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
|