Обучающиеся с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями требуют особого подхода во всем, и заучивание стихов — не исключение. Стихи — это не просто строчки, это ключик к развитию эмоциональной сферы, памяти, речи и чувства ритма.
Главный принцип — отказ от механической «зубрежки». Она бесполезна и травматична для ребенка. Наша задача — сделать стихотворение частью его мира.
Методы, которые работают:
1. Визуальная поддержка.
Каждую строчку стихотворения превратить в картинку. Можно использовать схематичные карточки, пиктограммы или простые иконки на планшете. Сначала выкладываем весь стих в виде комикса на столе, затем убираем по одной картинке, и ребенок пытается вспомнить строчку по визуальной подсказке.
2. Двигательное сопровождение и ритм.
Слова должны оживать в движении. Учим строчку «Ветер по морю гуляет» — изображаем, качаем руками. «И кораблик подгоняет» — дуем, как ветер. Прохлопываем ритм стиха ладошками, отстукиваем палочками. Это помогает закрепить текст на моторном уровне.
3. Многократное, но осмысленное прослушивание.
Записать стихотворение на диктофон с выразительной интонацией, на паузах. Этот аудиофайл ученик слушает в наушниках во время сенсорных перерывов, за лепкой или раскрашиванием. Ребенок привыкает к звучанию, не испытывая давления.
4. Социальные истории в стихах.
Разбираем, что чувствует герой, проигрываем сценку с игрушками. Когда ребенок понимает смысл и последовательность событий, запомнить становится легче.
5. Правило «Маленьких шагов».
Никогда не ставим цель выучить все стихотворение сразу. Один день работаем с одной строчкой или даже словом. Зато как мы радуемся, когда у нас получается! Обязательно фиксируем успех на видео и показываем самому ребенку — это лучшая мотивация.
6. Опоры на интересы.
Если ребенок любит поезда, мы «сажаем» слова стихотворения в вагончики. Если обожает пазлы, разрезаем распечатанное стихотворение на части и собираем. Нужно идти от его «особого» интереса.
Да, дети с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями могут рассказывать стихи не так гладко, как другие. Возможно, они будут делать это шепотом, глядя в пол, или только с помощью карточек. Но в их глазах, когда они улавливают рифму и вспоминают нужное слово, зажигается огонек понимания и радости от собственного успеха. И это дорогого стоит.
|