Сегодня: 06.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методические приемы разучивания стихов в условиях ресурсного класса

СКАЧАТЬ (15.3 Kb) 11.10.2025, 19:19
Новикова Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №43 г. Белгорода
Обучающиеся с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями требуют особого подхода во всем, и заучивание стихов — не исключение. Стихи — это не просто строчки, это ключик к развитию эмоциональной сферы, памяти, речи и чувства ритма.
Главный принцип — отказ от механической «зубрежки». Она бесполезна и травматична для ребенка. Наша задача — сделать стихотворение частью его мира.

Методы, которые работают:
1. Визуальная поддержка.
Каждую строчку стихотворения превратить в картинку. Можно использовать схематичные карточки, пиктограммы или простые иконки на планшете. Сначала выкладываем весь стих в виде комикса на столе, затем убираем по одной картинке, и ребенок пытается вспомнить строчку по визуальной подсказке.

2. Двигательное сопровождение и ритм.
Слова должны оживать в движении. Учим строчку «Ветер по морю гуляет» — изображаем, качаем руками. «И кораблик подгоняет» — дуем, как ветер. Прохлопываем ритм стиха ладошками, отстукиваем палочками. Это помогает закрепить текст на моторном уровне.

3. Многократное, но осмысленное прослушивание.
Записать стихотворение на диктофон с выразительной интонацией, на паузах. Этот аудиофайл ученик слушает в наушниках во время сенсорных перерывов, за лепкой или раскрашиванием. Ребенок привыкает к звучанию, не испытывая давления.

4. Социальные истории в стихах.
Разбираем, что чувствует герой, проигрываем сценку с игрушками. Когда ребенок понимает смысл и последовательность событий, запомнить становится легче.

5. Правило «Маленьких шагов».
Никогда не ставим цель выучить все стихотворение сразу. Один день работаем с одной строчкой или даже словом. Зато как мы радуемся, когда у нас получается! Обязательно фиксируем успех на видео и показываем самому ребенку — это лучшая мотивация.

6. Опоры на интересы.
Если ребенок любит поезда, мы «сажаем» слова стихотворения в вагончики. Если обожает пазлы, разрезаем распечатанное стихотворение на части и собираем. Нужно идти от его «особого» интереса.

Да, дети с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями могут рассказывать стихи не так гладко, как другие. Возможно, они будут делать это шепотом, глядя в пол, или только с помощью карточек. Но в их глазах, когда они улавливают рифму и вспоминают нужное слово, зажигается огонек понимания и радости от собственного успеха. И это дорогого стоит.


Категория: Блоги | Добавил: airin38
Просмотров: 21 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 06.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог