Сегодня: 02.11.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методические приемы разучивания стихов в условиях ресурсного класса

СКАЧАТЬ (15.3 Kb) 11.10.2025, 19:19
Новикова Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №43 г. Белгорода
Обучающиеся с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями требуют особого подхода во всем, и заучивание стихов — не исключение. Стихи — это не просто строчки, это ключик к развитию эмоциональной сферы, памяти, речи и чувства ритма.
Главный принцип — отказ от механической «зубрежки». Она бесполезна и травматична для ребенка. Наша задача — сделать стихотворение частью его мира.

Методы, которые работают:
1. Визуальная поддержка.
Каждую строчку стихотворения превратить в картинку. Можно использовать схематичные карточки, пиктограммы или простые иконки на планшете. Сначала выкладываем весь стих в виде комикса на столе, затем убираем по одной картинке, и ребенок пытается вспомнить строчку по визуальной подсказке.

2. Двигательное сопровождение и ритм.
Слова должны оживать в движении. Учим строчку «Ветер по морю гуляет» — изображаем, качаем руками. «И кораблик подгоняет» — дуем, как ветер. Прохлопываем ритм стиха ладошками, отстукиваем палочками. Это помогает закрепить текст на моторном уровне.

3. Многократное, но осмысленное прослушивание.
Записать стихотворение на диктофон с выразительной интонацией, на паузах. Этот аудиофайл ученик слушает в наушниках во время сенсорных перерывов, за лепкой или раскрашиванием. Ребенок привыкает к звучанию, не испытывая давления.

4. Социальные истории в стихах.
Разбираем, что чувствует герой, проигрываем сценку с игрушками. Когда ребенок понимает смысл и последовательность событий, запомнить становится легче.

5. Правило «Маленьких шагов».
Никогда не ставим цель выучить все стихотворение сразу. Один день работаем с одной строчкой или даже словом. Зато как мы радуемся, когда у нас получается! Обязательно фиксируем успех на видео и показываем самому ребенку — это лучшая мотивация.

6. Опоры на интересы.
Если ребенок любит поезда, мы «сажаем» слова стихотворения в вагончики. Если обожает пазлы, разрезаем распечатанное стихотворение на части и собираем. Нужно идти от его «особого» интереса.

Да, дети с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями могут рассказывать стихи не так гладко, как другие. Возможно, они будут делать это шепотом, глядя в пол, или только с помощью карточек. Но в их глазах, когда они улавливают рифму и вспоминают нужное слово, зажигается огонек понимания и радости от собственного успеха. И это дорогого стоит.


Категория: Блоги | Добавил: airin38
Просмотров: 12 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
X Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
XXVI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
X Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 02.11.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог