Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

СКАЧАТЬ (5.25 Mb) 31.01.2024, 09:20
Ульченко Наталья Александровна
преподаватель, МБОУ ДО ДШИ Пензенского района
Натюрмо́рт (фр. nature morte — мёртвая природа; нидерл.  stilleven , (нем.  Stilleben, (англ. still-life — неподвижная, замершая жизнь) — жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра»

Творческий процесс начинается с продумывания, постановки натюрморта. Особенность учебного натюрморта - поэтапно решать изобразительные задания от простого к сложному.

Идея натюрморта
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
"вещи человека" (личные или характеризующие человека)
"вещи для человека" (например "цветы и фрукты").
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.
Чтобы вдохновиться, не обязательно идти в музей, можно посмотреть примеры натюрмортов, как классических, так и современных мастеров в онлайн формате или репродукции.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт:
учебный,
образный или сюжетный (присутствие человека),
национальный,
профессия,
настроение,
сельский,
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь ее, выбирая предметы и драпировки.
Подбор предметов натюрморта
Предметы окружают нас повсюду и, если их правильно использовать – «поставить», могут многое рассказать.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта и для гармоничной композиции:
Предметы подходят по смыслу.
Предметы имеют разные формы и пропорции.
Разнообразие предметов по размерам. (Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма).
Цветовая гармония. (Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету).
Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

Есть общие правила постановки натюрморта:
предметы должны иметь смысловую связь,
композиционный центр должен быть хорошо выражен на втором плане,
учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме.
Композиция натюрморта
Формат композиции натюрморта
Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали.
Причем натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.
Горизонтальный формат - подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.
Он наиболее распространен и располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания. Можно дополнить его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат - подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Квадратный формат - дает ощущение стабильности.

Композиционные схемы постановки предметов
Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой. В натюрморте предметы лучше «скомпонуются» , если войдут в овал.
Так же предметы в натюрморте вписываются в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг..
Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
Диагональ: дает подвижную композицию. Подходит для передачи движения, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Расположение предметов
Предметы подобраны. Время расставлять их. Попробуйте двигать предметы, поменять местами. Это очень увлекательное занятие.
Симметричное расположение - дает ощущение стабильности.
Ассиметричное - более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, но не забывайте создать равновесие композиции.
Свободное расположение предметов – это может быть бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы.
Не стоит использовать большое количество предметов в одном натюрморте. Это сбивает внимание учащихся, отвлекает от учебной задачи. Должна четко и понятно прослеживаться

учебная задача.
При постановке натюрморта надо искать гармонию и уравновешенность масс, связь предметов, драпировок и цвета. При этом надо иметь в виду не только сами вещи, промежутки между ними, часть окружающего пространства.
Готовых формул нет и быть не может. Все целиком зависит от творческой способности художника, от его чутья и умения гармонично распределить детали в зависимости от задачи.
В начале выбираем простые по форме, соразмерные друг другу предметы. Рядом с крупными вещами не ставим очень мелкие. Добавляем промежуточные по размеру объекты, которые свяжут и уравновесят массы.
Относительно легко ставятся натюрморты из двух трех предметов. Основную трудность представляет «построение пространства», которое не должно быть глубоким (обычно трех плановое), в этом случае сложнее передать форму натуры.

Композиционный центр
Это главное место в картине, и в натюрморте, которое притягивает взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, раскрывающий идею натюрморта. Но, надо помнить, что композиционный центр НЕ должен быть в геометрическом центре натюрморта, желательно его сместить немного от центра. В зависимости от размера «главного» предмета, он может располагаться на среднем или ближнем планах. Существует множество способов выделить композиционный центр из среды – например, контрастность в тоне и цвете, в размере и форме и т.д.
Наличие композиционного центра делает натюрморт и его изображение цельным для восприятия.

Ритм
Расставляя предметы, следите за ритмом (чередованием и повторяемостью). Желательно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие; предметы «простого» силуэта и сложного; а так же предметы разной тональности.
Силуэт предметов не будет «теряться», если следовать правилу – «светлое на темном, темное на светлом»

Планы
Выстраивая планы в натюрморте, надо просматривать его с разных точек, учитывая, где будут находиться учащиеся. Это поможет детям максимально избежать композиционных ошибок при работе над изображением.
Желательно поставить предметы так:
чтобы они не сливались с фоном,
не было совмещения вертикальных осей,
не загораживали друг друга наполовину или полностью,
более крупные предметы ставим в глубину, на средний план – предметы чуть меньше, на первый план расставляем мелкие предметы,
предметы не должны стоять на одной линии «как солдаты в строю», а так же образовывать «лесенку»,
необходимо избегать неуравновешенности – когда в одной части натюрморта «перегруз» предметов.

Следует с осторожностью использовать яркие и сложные по рисунку драпировки. Лучше в этом случае использовать предмет с простым силуэтом. В живописной постановке натюрморта необходимо следить за распределением ярких пятен (предметов и драпировок).
Начинающий художник еще не в состоянии уловить тональные и цветовые нюансы, у него не развито цельное видение. Поэтому важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.

Первый план требует детальной проработки. Сюда ставятся предметы яркие, контрастные, мелкие на однотонную драпировку без складок или с простыми складками.
На втором плане лучше расположить композиционный центр натюрморта – это обычно самый крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины (лучше однотонные). Предметы эти изображаются более обобщенно, чем первый план.

Фон в натюрморте
Настроение в натюрморте во многом зависит от характера фона.
Можно выделить следующие виды фона.
Ограниченное (неглубокое пространство) позволяет больше сосредоточиться на характере предметов.
Вертикальная плоскость с драпировками добавляет натюрморту цельности, собирает разрозненные части за счет пластики складок. А яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
Интерьер. (Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи).
Фон с окном. (Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света).
В учебном натюрморте фон не должен быть активнее предметов (лучше применять нейтральные тона).
Фон влияет на читаемость предметов. Для большего значения светлых предметов служит темный фон и наоборот.
Драпировки служат не только фоном, но и помогают увязать предметы пластически. Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображаемое пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.

С постепенным переходом от плоскостного решения формы к более объемному увеличивается роль освещения. Для живописи идеальным является дневное, но оно не постоянно. Чем четче разграничения светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма.
Хорошие эффекты дает верхнее боковое освещение. Светом также моделируется пространство в натюрморте. Особенно это становится важным, если решение пространства – главная задача.

Количество горизонтальной плоскости тоже имеет значение. Если художник находится далеко от натюрморта, то горизонтальная плоскость сократится, предметы будут казаться стоящими на одной линии, что затруднит передачу объема и пространства. Из этих же соображений не следует ставить натюрморт на высокую стойку.

На предметах с гладкой поверхностью легко увидеть рефлексы окружающей среды, поэтому их легче рисовать. Бликующая поверхность требует опыта и цельного видения формы. Но так же трудны в изображении и матовые предметы, их сложно вписать в среду натюрморта из-за слабо выраженных рефлексов. Сложности возникают при изображении светлого прозрачного стекла. Чтобы облегчить задачу можно наполнить сосуд подкрашенной водой.
Для кратковременных заданий хорошо использовать свежие овощи, фрукты, цветы, предметы бывшие в употреблении. Они создают привлекательность натуры.

В старших классах задания усложняются количеством входящих в натюрморт предметов различных по материалу, складками драпировок на горизонтальных и вертикальных плоскостях. Чтобы натюрморт более лаконичным, не был дробным по пятнам можно рядом положить 2-3 родственных по цвету и тону предмета. Таким образом они образуют единое пятно.

Составляя натюрморт, нужно помнить о формате листа, в который он будет вписываться, его соразмерность и масштабность данному формату, чтобы все эти разнообразные предметы, каждый из которых характерен по форме, тону, цвету и по своему расположению в пространстве, образовали одно неразрывное целое.

Свет
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта. Свет может подчеркнуть пространство в натюрморте и может быть отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).



Литература
Школа изобразительного искусства. Москва, Изобразительное искусство, 1998.
Е.С.Сухомлинова «Натюрморт», Москва, МГХПА им.С.Г.Строгонова, 2010.
В.М.Обухов «Натюрморт», «АСТ-ПРЕСС», Москва, 2002


Категория: Блоги | Добавил: school_sputnik
Просмотров: 50 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог