У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Основными видами монологической речи являются описание, повествование и элементарные рассуждения, появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Формирование связной речи проходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Дети с ОНР характеризуются слабой активностью в процессе диалога, малой употребляемостью инициативных и побуждающих реплик, преобладанием односложных ответов, в силу чего диалог носит односторонний характер и существует только за счёт инициативы собеседника. Овладение связной монологической речью у старших дошкольников возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно, ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной.
Арт- терапия является одним из эффективных средств коррекции и помогает достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт- терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Используя арт- терапию систематически, целенаправленно и грамотно организовывая – это путь к развитию связной речи детей с ОНР.
Содержание работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием элементов арт- терапии
В настоящее время существует множество методик и направлений по коррекции связной речи у детей с ОНР. Во многих дошкольных организациях вводится новое направление коррекционной работы, такое, как арт-терапия.
Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. На сегодняшний день арт-терапию используют в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание арт-терапии можно подобрать для любого дошкольника, т. к. в этой методике много направлений.
Логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием элементов арт-терапии проводится с учетом следующих условий:
- в структуру занятия по развитию связной речи включить этап использования элементов изотерапии и игротерапии;
- работу по развитию связной речи осуществлять на основе развития лексико-грамматического строя речи;
- организовать взаимодействие с воспитателями в работе по данному направлению.
При планировании занятий мы определили перечень лексических тем, который составлен в соответствии программой Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной указывают на необходимость последовательности в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи в старшей логопедической группе, которой мы придерживались в нашей работе: овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке; усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картинке; совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос; сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств; составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения; распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения; первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений; составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов.
Арт-терапия – это метод воздействия посредством использования художественного использования творчества. Наиболее эффективными в логопедической работе считаются: изотерапия и игротерапия, позволяющий развивать связную речь во взаимосвязи с творческим воображением.
В работе с старшими дошкольниками с ОНР были включены элементы изотерапия, мы использовали нетрадиционные техники рисования: оттиск поролоном, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, монотипия предметная и пейзажная, рисование смятой бумагой, кляксография (с трубочкой и обычная). Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.
В игротерапии были отобраны дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи, которые проводились в соответствии с темой занятия. Использование дидактических игр в логопедической работе является эффективным средством по развитию лексико-грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному усвоению грамматического строя речи.
При подборе приемов изотерапии и игротерапии мы опирались на рекомендации С.С. Бадрызловой и С.А. Четвериковой.
Основываясь на вышесказанном, нам и был разработан план логопедических занятий с ноября по март. Занятия проводились 1 раз в неделю. Было разработано и проведено всего 2 0 занятий (с м. таблицу 1).
Полная информация во вложении.
|