Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методические рекомендации для воспитателей по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием элементов арт-терапии

СКАЧАТЬ (51.4 Kb) 26.07.2022, 05:52
Федорова Светлана Егоровна
педагог-психолог, МБОУ "Намская начальная школа- десткий сад"
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом.  Основными видами монологической речи являются описание, повествование и элементарные рассуждения, появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Формирование связной речи проходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Дети с ОНР характеризуются слабой активностью в процессе диалога, малой употребляемостью инициативных и побуждающих реплик, преобладанием односложных ответов, в силу чего диалог носит односторонний характер и существует только за счёт инициативы собеседника. Овладение связной монологической речью у старших дошкольников возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.  У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно, ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной.

Арт- терапия является одним из эффективных средств коррекции и помогает достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт- терапии  не только обогащает занятие  и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Используя арт- терапию систематически, целенаправленно и грамотно организовывая – это путь к развитию связной речи детей с ОНР.

Содержание работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием элементов арт- терапии
В настоящее время существует множество методик и направлений по коррекции связной речи у детей с ОНР. Во многих дошкольных организациях вводится новое направление коррекционной работы, такое, как арт-терапия. 

Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. На сегодняшний день арт-терапию используют в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание арт-терапии можно подобрать для любого дошкольника, т. к. в этой методике много направлений.

Логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием элементов арт-терапии проводится с учетом следующих условий:
- в структуру занятия по развитию связной речи включить этап использования элементов изотерапии и игротерапии;
- работу по развитию связной речи осуществлять на основе развития лексико-грамматического строя речи;
- организовать взаимодействие с воспитателями в работе по данному направлению.

При планировании занятий мы определили перечень лексических тем, который составлен в соответствии программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной указывают на необходимость последовательности в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи в старшей логопедической группе, которой мы придерживались в нашей работе: овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке;  усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картинке; совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос; сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств; составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения; распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения; первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений; составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов.

Арт-терапия – это метод воздействия посредством использования художественного использования творчества. Наиболее эффективными в логопедической работе считаются: изотерапия и игротерапия, позволяющий развивать связную речь во взаимосвязи с творческим воображением.

В работе с старшими дошкольниками с ОНР были включены элементы изотерапия, мы использовали нетрадиционные техники рисования: оттиск поролоном, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, монотипия предметная и пейзажная, рисование смятой бумагой, кляксография (с трубочкой и обычная). Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

В игротерапии были отобраны дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи, которые проводились в соответствии с темой занятия. Использование дидактических игр в логопедической работе является эффективным средством по развитию лексико-грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному усвоению грамматического строя речи.

При подборе приемов изотерапии и игротерапии мы опирались на рекомендации С.С. Бадрызловой и С.А. Четвериковой.


Основываясь на вышесказанном, нами был разработан план логопедических занятий с ноября по март. Занятия проводились 1 раз в неделю. Было разработано и проведено всего 20 занятий (см. таблицу 1).

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: svetaliden
Просмотров: 278 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог