Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методические рекомендации по использованию буквенных пальчиковых игр в период обучения грамоте по азбуке В.Г Горецкого

СКАЧАТЬ (1009.3 Kb) 25.01.2023, 19:45
Яюс Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов, МАОУ "Средняя школа д.Нагово" Старорусского района, Новгородской области
Данные методические рекомендации посвящены методике использования буквенных пальчиковых игр при изучении букв по азбуке В.Г Горецкого (программа Школа России). Эти рекомендации призваны оказать помощь учителям начальных классов и родителям первоклассников. В основу методических рекомендаций положен опыт педагога при проведении пальчиковых игр. Сфера приложения этих пальчиковых игр урок обучения грамоте в 1 классе (букварный период) и домашняя подготовка к уроку.

                                                    Пояснительная записка
При обучении письму первоклассники в букварный период испытывают огромные трудности в написании букв и их соединений. Это занятие для них скучное и однообразное. Чтобы учащимся первого класса было веселее  постигать каллиграфические сложности необходимо ввести в урок буквенную пальчиковую гимнастику, которой нет в методических рекомендациях  к азбуке В.Г Горецкого. Учителю нужно при изучении каждой буквы до её написания провести буквенную пальчиковую гимнастику, что повысит положительную мотивацию учащихся при изучении новой буквы. Данная буквенная пальчиковая гимнастика соответствует содержанию материала учебника, что очень важно.

Алгоритм проведения буквенной пальчиковой гимнастики:
  1. Обводим на карточке напечатанную букву пальчиками (по образцу учителя).
  2. Повторяем за учителем движения гимнастики.
  3. Проговариваем слова ритмического стишка вместе с движениями.
Карточки буквенных пальчиковых игр имеют очень компактный размер, который удобно помещается в тетрадь. Для родителей учеников дать рекомендации собирать их в файл и хранить их дома. По мере необходимости возвращаться, если ребенок забывает букву. Гимнастика как ассоциация поможет ребенку воспроизводить букву.

Проведение данной гимнастики должно происходить систематически на каждом уроке. Карточку - шпаргалку учащиеся берут домой и с родителями (которые уже имеют памятки по проведению дома этой гимнастики) проводят её дома.

Трудностей для учителя в проведении этой гимнастики нет, только необходимо иметь технические средства.

Результативность использования этих карточек достаточно высока, так как при их использовании развиваются:
  1. Память
  2. Внимание
  3. Мыслительная деятельность
  4. Эмоциональная сфера ребенка
Буквенные пальчиковые игры - шпаргалки построены на содержании небольших стихов, народных потешек, песенок. Они способствуют развитию мелкой моторики и развитию речевой сферы первоклассника. А поскольку запоминание стихотворных форм эффективно при сопровождении заучивания практическими действиями, использование пальчиковых игр имеет важное значение в развитии речевой и каллиграфической активности. Манипуляции с пальчиками дают ученикам возможность быстрее запомнить букву, активизировать речь.
Работая по памяткам и шпаргалкам, следует учитывать следующее:
  1. Использовать пальчиковые игры во время урока на этапе знакомства с новой буквой.
  2. Учитывать особенности развития, желание детей, настроение.
  3. Создавать условия для того, чтобы пальчиковая игра доставляла ученику удовольствие и радость от происходящего действия.
  4. Работая дома вместе с родителями над разучиванием пальчиковой игры, создавать условия для развития неторопливой, внятной, достаточно громкой и выразительной речи.
  1. Учитывать важность того факта, что, работая с пальчиками, ребенок быстрее запоминает содержание стихотворения или потешки, расширяет, понимает и активизирует словарь; у ребенка формируется быстрое запоминание, ассоциации связанные с изучаемой буквой.

Новизна предлагаемой работы в сравнение с другими подобными разработками, существующими в данной области в том что:
  1. Содержание текста и упражнений соответствует содержанию материала изучаемого на уроке.
  2. Систематизация материала карточек по порядку изучения букв в азбуке В.Г Горецкого.
  3. Совместная работа учителя на уроке и родителей по карточкам - шпаргалкам дома.
  4. Создание памятки по использованию карточек – шпаргалок
                                                      Памятка для родителей
Как заниматься с ребенком по карточкам.
Дорогие родители!
Перед вами набор развивающих карточек буквенных пальчиковых игр. Он научит вашего ребенка буквам и поможет развить координацию движения рук. Занятия по карточкам проводите по данным рекомендациям.

 
  1. Пальчиковая гимнастика проводится перед записью любых письменных заданий и после написания их.
  2. Общая продолжительность пальчиковой гимнастики не более 4 минут.
  3. Если ребенок  читал  перед этим, необходимо выполнить упражнения для глаз:
Круговые движения глазами:
налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза).
Очень полезны задания с одновременной гимнастикой для глаз – для снятия зрительного напряжения.

Они могут быть такими:
  1. Движение глазами вправо-влево. Важно показать детям, как выполнить данное задание, предлагая представить себя хитрой лисой, которая высматривает зайца. Потом эти движения выполняются в ускоренном темпе. В конце можно посидеть с закрытыми глазами.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Глаза сильно зажмурить на 4-5 секунд, а затем открыть их широко- широко.
  3. Упражнение «чешем носик» Рука вытягивается полностью, напротив носа помещается указательный палец. Глаза смотрят на приближающийся палец, который легонько «почесывает» нос и медленно удаляется.
Также после длительного сидения ребенку необходимо делать небольшую физкультурную минутку, например:
 А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Необходимо позаботится о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
  1. Сделав одно из данных упражнений, плавно переходим к буквенной пальчиковой гимнастике.
  2. Для выполнения пальчиковой гимнастики используйте только те упражнения, на букву, которую ваш ребёнок изучает в данный момент.
  3. Занятия обязательно проводятся ежедневно.

Образец карточек: Автор: Яюс Т.Ю.


Категория: Блоги | Добавил: YayusTata
Просмотров: 186 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог