Методические рекомендации учителям 4 классов для подготовки к ВПР
(21.6 Kb)
| 18.02.2024, 14:42 |
Баженова Надежда Владимировна |
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ№8 г.Улан-Удэ" Республика Бурятия |
Методические рекомендации учителям 4 классов
для подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку
1. Определить алгоритм подготовки к ВПР:
а) выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык) из ООО НОО школы;
б) подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих планируемых результатов;
в) провести повторение по разделам учебной предметной программы;
г) выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий;
д) вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
2. При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
а) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
б) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
в) задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
3. Проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ВПР с использованием заданий, размещенных на сайте https://vpr.statgrad.org/.
4. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе», «Справочник для подготовки к ВПР по русскому языку».
5. В связи с тем, что обучающиеся испытывают трудности при работе с текстом: определение темы и главной мысли текста, деление текста на смысловые части, составление плана текста, формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста, составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, необходимо включать дополнительные задания, направленные на отработку умений адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста, уделять больше внимания работе над письменным монологическим высказыванием.
6. Учителям, работающим в 4 классах, по русскому языку обратить внимание на:
- характеристику звуков русского языка: согласные звонкие/глухие;
- определение значений слова по тексту;
- подборку синонимов для устранения повторов в тексте;
- распознавание грамматических признаков слов с учетом совокупности выявленных признаков, относить слова к определенной группе основных частей речи;
- проведения морфологического разбора имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся;
- проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
7. Чтобы достичь достаточного уровня учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки, необходимо включить задания, направленные на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ грамматических признаков имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений.
8. Обратить внимание на задания, оценивающие конкретные планируемые результаты, достижение которых вызывает трудности: умение различать звуки и буквы. Целесообразно на всём протяжении обучения предлагать задания на сравнение звуковой и буквенной формы слова, обращать внимание на случаи расхождения, а в конце 4 класса организовать углубленное повторение «Фонетики» в целом и отработку именно этого результата.
9. В разделе «Состав слова» самым сложным является планируемый результат «умение различать формы слова и родственные слова, различать родственные слова и слова с омонимичными корнями». Одним из эффективных приёмов является указание на то, что формы слова отличаются друг от друга только окончанием, в то время как родственные слова отличаются друг от друга либо суффиксом, либо приставкой, либо той и другой частью слова. При различении родственных слов и слов с омонимичными корнями принципиальным моментом является обращение особого внимания на значение слова.
10. В связи с тем, что прохождение темы «Глагол» приходится на самый конец 4 класса, и учащиеся не успевают отработать необходимые умения, целесообразно передвинуть эту тему на середину года, чтобы результат «умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (время, число, лицо, спряжение) не вызывал трудности.
11. Обратить внимание на отработку планируемого результата «умение различать предложение, словосочетание, слово», делая акцент на том, что главные члены предложения не являются словосочетанием, применение этого знания при выполнении заданий на различение предложения и словосочетания.
12. В содержательной линии «Орфография» важно помнить, что работать над осознанностью усвоения орфографии (умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение группировать слова в зависимости от того, какая орфограмма есть слове) необходимо не только для выполнения заданий в итоговой работе, но прежде всего потому, что это повышает орфографическую зоркость и приводит к повышению грамотности письма.
Методические рекомендации учителям 4 классов
для подготовки к Всероссийской проверочной работе по математике
1. Определить алгоритм подготовки к ВПР:
а) выписать перечень планируемых результатов по предмету (математика) из Примерной ООО НОО;
б) подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов;
в) провести повторение по разделам учебной предметной программы;
г) выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий;
д) вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
2. При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
а) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
б) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
в) задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
3. Проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ВПР с использованием заданий, размещенных на сайте https://vpr.statgrad.org/.
4. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе», учебник, дополнительные учебные пособия к нему. Дополнить число заданий в учебнике на этапе повторения и закрепления дополнительными материалами.
5. Учителям, работающим в 4 классах, по математике обратить внимание на:
- вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- чтение несложных готовых таблиц (сравнение и обобщение информации, представленной в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм);
- чтение, запись и сравнение величины (время), использование основных единиц измерения величин и соотношения между ними (час – минута, минута – секунда);
- решение задач в 3–4 действия.
6. Для решения проблем с овладением основами пространственного воображения, которое предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, логического и алгоритмического мышления (умение решать текстовые задачи в три-четыре действия), решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час - минута, минута - секунда) необходимо наладить систематическую работу по этим темам на уроках математики и дополнительных занятиях.
7. Обратить внимание на правильное использование учащимися математической терминологии, засорению математического языка бытовизмами и упрощёнными схемами, неумению пользоваться изученными алгоритмами, схемами, приёмами и способами действий, умению читать диаграммы, пользоваться её данными, учить пользоваться таблицами.
8. Для предупреждения и устранения трудностей в решении текстовых задач формировать следующие устойчивые умения у четвероклассников: умение понять математический смысл ситуации, выделить и применить все условия задачи, записать объяснение и ответ.
9. При организации коррекционной работы этапом в предупреждении трудности могут служить задания на выбор числовой записи к текстовой, пространственной ориентировки, различение фигур на плоскости и в пространстве, умение чертить заданную фигуру без погрешностей в измерениях, понимание арифметической сути практической ситуации.
Методические рекомендации учителям 4 классов
для подготовки к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру
1. Проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ВПР с использованием заданий, размещенных на сайте https://vpr.statgrad.org/.
2. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе», «Памятка-тренажёр для подготовки к ВПР по окружающему миру», учебник, дополнительные учебные пособия к нему, демоверсии ВПР.
3. Спланировать работу по окружающему миру по разделу «Человек и природа», работать над выполнением заданий по следующим планируемым результатам:
- учить различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы, проводить несложные наблюдения и ставить опыты, использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний, использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе, определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
4. Спланировать работу по окружающему миру по разделу «Человек и общество», учить:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени», знать страницы истории Отечества;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов.
5. Спланировать работу по окружающему миру по разделу «Правила безопасной жизни», учить:
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, знать правила здорового образа жизни, правила безопасного поведения.
Методические рекомендации учителям 4 классов
для подготовки к Всероссийской проверочной работе
1. Важно помочь учащимся подготовиться к ВПР.
- учителю необходимо составить план подготовки по предмету и рассказать о нём учащимся. Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объём и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую ещё осталось пройти;
- дать учащимся возможность оценить их достижения в учёбе. Обсуждая с учащимися пройденный материал, делать акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо, ставить перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывать, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР;
- не следует говорить с учащимися о ВПР слишком часто. Регулярно проводить короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР, обсуждать основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заострять на них внимание;
- использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект - карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
- «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин). Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга;
- необходимо научить учащихся работать с критериями оценки заданий, показать простой пример демонстрационного задания и разобрать подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание;
- ни в коем случае не показывать страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Учителю необходимо показать на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять;
- обязательно надо хвалить своих учеников. Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ;
- полезно использовать ресурсы профессионального сообщества, знакомиться с опытом коллег, их идеями и разработками, применять их на практике;
- обсуждать с учащимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе;
- поддерживать внеучебные интересы учащихся. Личное пространство, не связанное с учёбой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР;
- общаться с родителями и привлекать их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждать с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
2. Необходимо поддержать учащихся во время подготовки к ВПР: сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки; создать ситуацию эмоционального комфорта; ни в коем случае не нагнетать обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ; создать ситуацию успеха, применять поощрение.
|
Категория: Блоги | Добавил: Праздник
|
Просмотров: 140 | Загрузок: 6
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|