Введение
Современные дети живут в мире, где им доступны разнообразные игры, игрушки и предметы быта. Они радуются новым приобретениям, но мало кто из них задумывается о том, из чего эти предметы сделаны, и как они попадают им в руки.
В современном обществе взрослые все чаще ставят детей в роль «истинных потребителей», лишая их возможности самостоятельно творить и создавать собственный мир. Вместо этого родители окружают детей «готовыми» вещами. Они часто покупают гаджеты своим малышам еще в дошкольном возрасте. Игровые приставки, телефоны, планшеты – теперь есть почти у каждого ребенка. Это создает зависимость уже с самого раннего детства.
Однако, важно понимать, что именно взрослые несут ответственность за формирование окружения, в котором растут дети. Вместо того, чтобы просто предоставлять гаджеты, можно поощрять детей к самостоятельному творчеству и созданию своего «собственного мира». Это поможет им развить воображение, творческое мышление и самостоятельность. Взрослые должны организовать этот процесс, предоставляя детям возможность самим творить и создавать.
Цель методической разработки:
Показать значимость технологии «Квест-игра» в образовательном процессе педагогам дополнительного образования с дальнейшим включением данной технологии на занятиях в системе дополнительного образования.
Целью методической разработки является:
Дать понятие «Квест – игра»;
Охарактеризовать основные виды «квест-игр» в образовательном процессе;
Показать примеры «квест-игр», которые могут быть написаны в системе дополнительного образования;
Помочь педагогам применять технологию «квест-игр» на занятиях в системе дополнительного образования, включать данную технологию в образовательный процесс.
Основная часть
Квест - это приключенческая игра, она имеет сюжетную линию, для прохождения которой необходимо решить несколько логических задач. Как известно, игра – лучший способ познания мира для ребенка.
Применение квест-технологий в дополнительном образовании способствует:
- развитию учебных способностей;
- созданию дополнительной мотивации обучающегося и интерес к изучению программы;
- развитию коммуникативных умений и навыков;
- формированию ценностно- личных компетенций ребенка (способность видеть и понимать окружающий мир, самостоятельно принимать решения).
В своей педагогической практике педагоги структурного подразделения «Поиск» с. Сергиевск стремятся быть в курсе современных тенденций и поэтому принимают во внимание интересы и предпочтения своих воспитанников при выборе эффективных форм взаимодействия с ними. Мы уверены, что взаимодействие с детьми должно сопровождаться не только обучением, но и интерактивными методами, которые помогут им лучше усваивать материал.
Создание общеобразовательной развивающей среды – одна из основных задач родителей и педагогов. И в этом процессе огромную роль занимают игры, способствующие активному умственному и физическому развитию детей. Одним из таких помощников в развитии дошкольников и младших школьников является конструирование. В магазинах представлено множество видов конструкторов, но особое место среди них занимают лего-конструкторы. Они пользовались и продолжают пользоваться огромной популярностью у всех детей. Возможность создавать удивительные модели собственными руками, применяя при этом логику и фантазию, является завораживающей для детского сознания. В чем же особенность влияния лего-конструктора на ребенка? Такой вид конструктора предоставляет возможность не только играть и развиваться, но и обогащать своё мышление и развивать креативность. Дети учатся следовать инструкциям, находить решения для конкретных задач, развивать мелкую моторику, пространственное мышление и изобретательность. Все это делает лего-конструкторы не просто игрушками, а полноценным средством обучения и развития. Лего-конструктор – это возможность превратить время, проведенное с игрушками во время, проведенное с пользой для развития и обучения.
Но как сделать так, чтобы дети не просто собирали модели из лего-конструктора, но могли действовать сообща, находить интересные конструкторские решения? В этом нам помогает использование квест-технологии.
Педагоги дополнительного образования детского мини-технопарка «Квантум» с. Сергиевск регулярно используют квест-игры в своей образовательной деятельности. С помощью такой игры можно достичь различных образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать деятельность детей для стимулирования развития творчества каждого ребенка. При этом разрабатывается квест-игра, которая проводится по всей территории мини-технопарка. Такое размещение позволяет одновременную работу нескольких детских групп, а также задействовать несколько квантов, что позволяет детям передвигаться и менять виды деятельности. Подобные занятия за счет игровой формы интересны каждому ребенку, не вызывают у него скуки, поэтому он работает с удовольствием. Работа в различных квантах активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к самому процессу обучения. Благодаря таким квестам обучающиеся мини-технопарка уже в начале процесса обучения выстраивают собственную траекторию обучения: начинают занятия в Робо-кванте, потом переходят в IT-квант, VR-квант, с удовольствием осваивают ЧПУ-технологии. В Приложении 1 и в Приложении 2 представлены два варианта квестов, связанных с лего-конструированием для детей разного возраста.
Благодаря такому подходу к проведению учебных занятий, обучающиеся остаются в нашем мини-технопарке не на 1 год обучения, а на 3 и даже на 4. Из этих детей складываются отличные команды, они разрабатывают интересные креативные проекты, с которыми выступают на конкурсах.
Если вы хотите помочь детям сделать новые открытия в мире робототехники, IT, VR, получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест-игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Хочется отметить, что в течение учебного года наибольшее количество квестов в нашем мини-технопарке проходит в Робо-кванте. Причем, обучающие квест-игры разрабатываются не только для обучающихся технопарка, но и для всех детей муниципального района Сергиевский. Примером могут служить квесты ко Дню Защиты детей, ко Дню России, ко Дню Народного единства. Дни открытых дверей в мини-технопарке также проводятся в виде квест-игры. Но в настоящее время в структурном подразделении «Поиск» также находятся в разработке несколько квестов виртуальной реальности (VR-квест). Такие квесты предполагают выполнение заданий и прохождение испытаний в виртуальной реальности, воссоздающей реальные либо нереальные объекты действительности: города, улицы, дома, эпохи, реальных людей и вымышленных героев. Данная технология позволит обучающимся пропустить через себя представленную информацию и в ходе решения ряда задач и головоломок, дойти до разгадки и овладеть необходимыми знаниями.
Педагог всегда должен идти в ногу со временем, чтобы готовить своих воспитанников к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать знаниями, новыми технологиями и умениями в свободной развивающей среде, учить творческому мышлению.
Полная информация во вложении.
|