Сегодня: 15.07.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методический проект "Страна Законопослушания"

СКАЧАТЬ (159.5 Kb) 23.06.2025, 14:08
Градусова Е.А.
педагог - психолог, МБОУ СОШ №10 г.Ковров
Знание прав — это к счастью наш ключ,
Каждый, кто знает права, тот могуч..
Манойлина О., Агеева И.

Актуальность.
Одной из серьёзных проблем современного общества остаётся проблема социальной напряженности, особенно среди подростков в крупных городах. Одной из причин нестабильности является противоправное поведение несовершеннолетних.
Специалисты в области педагогики и психологии считают, что подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.
Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании личности подросткового возраста. Именно в этот период закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки, нормы общения. Формирование будущей личности зависит от того, как будут складываться межличностное взаимодействие подростков, саморегуляция поступков в процессе общения, установки на моральные нормы, ценности.
При обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с их стороны. Поэтому педагогам необходимо создать оптимальные условия в школе, способствующие повышению кругозора знаний, связанных с правовыми нормами, обязанностями, что может в дальнейшем способствовать снижению правонарушений среди подростков.
С учетом представленных обстоятельств возникла проблема: отбор психолого-педагогических, воспитательных средств, которые могут обеспечить раннюю профилактику противоправного поведения подростков в условиях формирования необходимых навыков социального взаимодействия.
Таким образом, актуальность проблемы позволяет сделать вывод, что от своевременной профилактической работы с несовершеннолетними во многом зависит их дальнейший успех в процессе социализации, надлежащего отношения к окружающим.
Инструментом разрешения данной проблемы может служить специально организованная среда профилактической направленности, где важнейшим компонентом является комплексная система мероприятий, имеющая большой диапазон возможностей в работе с подрастающим поколением.
Комплексный подход к организации системы профилактических мероприятий направлен на развитие личностных качеств учащихся через активные методы обучения, способствующие формированию законопослушного поведения. Кроме того, развиваются коммуникативные способности подростков, формируются социальные навыки в процессе группового взаимодействия, формируется модель поведения для успешной социализации.
Учащиеся смогут увидеть конечный результат: который заключается в приобретении знаний, изменения своей свей модели поведения, который вызовет желание к самосовершенствованию.
Исходя из вышеизложенного, для осуществления работы с подростками, составлен проект «Страна Законопослушания».
Новизна проекта и его отличительные особенности от уже существующих проектов выражается в том что, во-первых, профилактическая работа с обучающимися осуществляется через использование разнообразных активных методов и средств воздействия на подростков. Во-вторых, проект реализуется в сотрудничестве педагогом-психологом и социальным педагогом. В-третьих, результатом проектной деятельности является составление школьниками методического пособия «Что делать если…». Сборник ситуаций с картинками на карточках может быть в дальнейшем использован для мягкого влияния на поведение школьников.

В реализации Проекта принимают участие группы учащихся старших классов:
- инициативная группа «Консультанты»,
- инициативная группа «Организаторы».
Основная задача инициативных групп старшеклассников состоит в оказании информационной и организационной помощи в реализации занятия с подростками.
Цель проекта: обновление содержания профилактической деятельности, ориентированной на повышение правовой грамотности подростков.

Задачи.
1. Способствовать формированию основ законопослушного поведения.
2. Воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувствам собственного достоинства и справедливости.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умения определять свою личностную позицию и делать правильный выбор.
4. Прививать навыки бесконфликтного общения.

Аннотация проекта.
Целевая группа: учащиеся 6-7 классов.
Малая группа старшеклассников: учащиеся-наставники 9 класса.
По доминирующему методу – практико-ориентированный.
По характеру содержания – монопроект.
По характеру контактов – открытый.
По продолжительности – долгосрочный.
Допустимые сроки исполнения проекта: в течение одного учебного года.
Исполнители проекта: педагог-психолог, социальный педагог.
Формы реализации проекта: познавательная игра, акция, викторина, конкурс, информационный класс, квест, разъяснительная беседа, интерактивная игра, Занятие с элементами тренинга.
Педагогические технологии: элементы квест технологии, элементы психологического тренинга, игровая технология.
Сроки исполнения и объем проекта.
Проект реализуется в течение учебного года под руководством педагога-психолога, социального педагога в процессе организации внеурочной деятельности.
Объем проекта позволяет провести анкетирование, тестирование обучающихся. В зависимости от полученных данных определяется: необходимо ли продолжить реализацию проекта в будущем учебном году. Кроме того, анализ результатов позволяет координировать, корректировать содержание профилактической деятельности с подростками.

Содержание проекта.
Этапы работы над проектом.
I этап- диагностико-подготовительный: отбор диагностического инструментария. Составление системы мероприятий для организации профилактической работы с учащимися.
II этап- практический: реализация системы мероприятий с учащимися.
III этап- обобщающий: диагностика учащихся, опрос педагогов.

Ход выполнения проекта.
I этап- диагностико - подготовительный.

Проведение анкетирования, тестирования. Определение наиболее эффективных психолого-педагогических средств для организации профилактической работы с подростками, направленных на формирование взаимопонимания подростков, понимания причин противоправного поведения.
Задачи:
1. Выявление уровня осведомлённости школьников о своих правах.
2. Анализ и оценка полученной информации по результатам анкетирования.
3. Определение системы мероприятий с обучающимися и условий их реализации.

II этап - практический. Профилактическая работа с учащимися через реализацию системы мероприятий.
Задачи.
1. Формирование личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества.
2. Формирование навыков самодисциплины, чувства ответственности перед обществом за свое поведение.
3. Учить способам, правилам разрешения конфликтов.
Структура практического этапа проекта.
 Профилактика противоправного поведения осуществляется с подростками 6-7-х классов.
 В каждом мероприятии сочетаются различные формы, активные методы и приемы в работе с подростками.
 Созданы инициативные группы старшеклассников-наставников 9-х класса, которые помогают специалистам реализовывать проект:
- «Организаторы» осуществляют помощь по подготовке к занятиям/мероприятиям.
- «Консультанты» осуществляют помощь на занятиях по изготовлению методического пособия «Что делать если…».
I этап - диагностико - подготовительный.

План профилактической работы
Задачи Направления деятельности Основные виды деятельности Результаты
1.Провести анкетирование по определению уровня осведомлённости школьников о своих правах. 1. Анкетирование
1. Анкетирование учащихся 6-7 классов.
2. Повторное анкетирование
Выявление уровня знаний по правовой грамотности. Положительная динамика уровня знаний учащихся.
2.Вовлечь учащихся 6-7 классов в деятельность, направленную на снижение правонаруше-
ний 1. Разработать план занятий/мероприя-тий по правовому воспитанию.
2. Организовать занятия/мероприятия с социальным педагогом, педагогом-психологом.
3. Показ обучающимся воспитывающих видеороликов. 1. Разработка сценариев, организация и проведение мероприятий с учащимися 6-7 классов. Повышение уровня правовой грамотности.
Снижение правонарушений среди участников проекта.
4. Составить методическое пособие «Что делать если…» 1. Информационно-познавательные листовки, плакаты.
2.Информационно-познавательные памятки. 1. Разработка информационно-познавательных листовок.
2. Оформление стенда в рекреации школы листовками, плакатами,
буклетами. Методическое пособие «Что делать если…», направленное на освоение правил безопасного поведения.

II этап- практический: реализация системы мероприятий с учащимися.
План мероприятий с обучающимися
по профилактике и предупреждению правонарушений

№ Направление/ Мероприятия Сроки исполнения/
ответственный
Направление - «Я –законопослушный гражданин».
Цель: включение обучающихся в деятельность, направленную на воспитание правовой грамотности, формирование законопослушного поведения
1 Квест «Проступок, правонарушение, преступление. Ответственность перед законом?» 1 четверть/
Социальный педагог
2 Информационный час «Это должен знать каждый!» (групповое изготовление листовки «Это должен знать каждый!») 1 четверть/
Социальный педагог
3 Разъяснительная беседа «Не переступи черту» (видеоролик, мультимедийная презентация) 1 четверть/
Социальный педагог
4 Познавательная игра «За что мы в ответе?» (групповое изготовление памятки «Вредным привычкам – НЕТ!») 1четверть/
Социальный педагог
5 Игра-дискуссия (проигрывание правовых ситуаций «Что делать если…» (изготовление методического пособия) 2 четверть/
Социальный педагог. Инициативная группа «Консультанты»
6 Конкурс «Основы безопасного поведения»
(составление памятки «Неправовые способы защиты») 2 четверть/
Социальный педагог
7 Акция «Открытый микрофон». Тема «МОЖНО и НЕЛЬЗЯ» 2 четверть/ Социальный педагог
Направление «Роскошь человеческого общения»
Цель: мотивировать учащихся к осознанному изменению в общении, освоение способов бесконфликтного общения
1 Занятие с элементами тренинга «Бесконфликтное общение» (анкетирование, приложение 2) 2 четверть/
Педагог-психолог
2 Познавательная игра «Искусство понимать и прощать» 2 четверть/
Педагог-психолог
3 Занятие с элементами тренинга «Измени свой взгляд на окружающий мир» (тестирование, приложение 3) 3четверть/ Педагог-психолог
4 Акция «Сейф откровения» (учащиеся помещают свои записки с высказываниями по теме «Я готов изменить в себе…») 3четверть/ Педагог-психолог. Инициативная группа «Организаторы»
5 Занятие с элементами тренинга «Прошлое в прошлом» (составление памятки «Контролируй себя») 3четверть/ Педагог-психолог
6 Интерактивная игра «Сильнее всех — владеющий собой» (Сенека младший) 4четверть/ Педагог-психолог. Инициативная группа «Консультанты»
7 Акция «Стена радости». Тема для выражения словесного собственного мнения «Я узнал, научился..» 4четверть/ Педагог-психолог. Инициативная группа «Организаторы»

III этап. Обобщающий.
Задачи.
1. Осуществить выпуск методического пособия «Что делать если…» с презентацией для учащихся 6-7 классов; провести обмен мнениями с обучающимися.
2. Составить отчет по итогам реализации проекта «Страна Законопослушания».
3. Определить динамику сформированнности уровня знаний по правовой грамотности от начального до итогового этапов реализации проекта.
4. Определить наиболее эффективные формы, методы, приемы организации профилактической работы.
5. Подготовить презентацию опыта и результатов реализации проекта для педагогов. Осуществить опрос педагогов о влиянии профилактической работы на поведение учащихся.
Ожидаемы результаты.
Система по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков предполагает достижение следующих результатов:
1.Вовлечение в профилактическую деятельность обучающихся, связанную со снижением роста правонарушений.
2.Повышение уровня информированности и ответственности учащихся за совершение правонарушений.
3.Ориентирование школьников на использование способов и правил бесконфликтного общения.
4.Формирование личности, способной к социализации в современном обществе.
5.Отобран диагностический инструментарий с целью определения уровня знаний, связанных с различными правонарушениями подростков; уровня общительности; уровня конфликтности.

Возможные факторы риска проекта и пути их предотвращения.
1. Недостаточная включенность обучающихся в процесс профилактики.
2. Опережающее изучение и подготовка специалистов к осуществлению профилактической деятельности.
Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов.
- Сформированное представление подростков о противоправных действиях и ответственного отношения за проступки.
- Овладение подростками способами бесконфликтного общения.
-Уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект имеет продолжение на следующей ступени обучения, так как вопрос правонарушений имеет место быть в молодежной среде:
- объём информации по данной теме может увеличиваться,
- с возрастом у школьников может меняться точка зрения на тот или иной аспект, связанный с правами и обязанностями; будет происходить коррекция собственного поведения у учащихся,
- овладев способами бесконфликтного общения учащиеся смогут более успешно социализироваться в обществе,
- благодаря профилактической работе подростки учатся сотрудничеству, обогащаются духовно, развиваются личностно.
Материально-техническое обеспечение проекта.
1. Канцелярские принадлежности; компьютер; мультимедийная установка; интерактивная доска, листы А4, краски, фломастеры, клей, ножницы, 500 рублей.
2. Информационно-методическое обеспечение проекта: методические пособия, интернет-ресурсы; банк авторских мультимедийных презентаций, 300 рублей.
3. Общая стоимость реализации проекта 800 рублей.
Кадровое обеспечение проекта.
Педагог – психолог. Курсы повышения квалификации. ВИРО. 1.«Мотивация подростков: как преодолеть социальное равнодушие (индифферентность)», 36 часов, 09.10.2023 – 13.10.2023 год.
2.«Психолого – педагогические особенности общения с современными школьниками», 36 часов, 22.01.2024 – 26.01.2024 год.
Социальный педагог. Курсы повышения квалификации «Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога в современной образовательной организации», 72 часа, 17.02.2025 – 21.02.2025 год, 17.03.2025 – 21.03.2025 год.

Заключение.
Данный проект предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности специалистов и школьников в процесс реализации проекта.

Литература
1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие.С.Б., 2002г.
2. Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
3. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально-опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
4. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Семенов Г.С. «Методики работы социального педагога», М,2004 г.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
11. Устюгова И.А., Сухогузова И.Г., Басуева Г.А., Комылятова И.В. Работа с подростками девиантного поведения, 5-11 классы. Волгоград. 2013.

Информационные источники.
1. Анкета
2. Анкета «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
3. Тест «Какой я в общении»

Приложение 1.
Анкета для учащихся.

Инструкция. Прочитайте вопрос и выберите ответ(ы).

1. Знаете ли Вы свои права и обязанности?
а) знаю и права, и обязанности;
б) знаю только права, об обязанностях не задумывался;
в) знаю только обязанности, о правах не задумывался;
г) не знаю ни прав, ни обязанностей, считаю, что мне это не нужно;
д) не знаю, но хотел бы узнать.
2. Как Вы думаете, все ли подростки знают о своей ответственности перед законом?
(Ответ аргументируйте)
3. Совершали ли Вы какие-либо правонарушения? Если да, то осознавали ли вы свою ответственность?
А) совершал\а, осознавал\а
Б) совершал\а, не осознавал\а
В) не совершал\а
4. Как Вы думаете, какие причины могут толкнуть на совершение правонарушения? (возможны несколько вариантов ответа)
А) семейная ситуация;
Б) плохая компания;
В) особенности характера;
Г) непредвиденная ситуация;
Д) осознание безнаказанности.
Свой вариант:_____________________________________
5. Что на Ваш взгляд, позволяет устранить (предупредить) правонарушения (преступления?)

1. вовлечение школьника в общественные организации, кружки, секции, волонтерское движение
2. правовые знания о последствиях совершения преступления (правонарушения)
3. системная работа всех специалистов профилактики
4. повышение ответственности родителей
5.совершенствование законодательной базы
6.компетентный специалист (имеющий соответствующую подготовку)
7. своевременное обращение к специалистам
8. появление нового круга сверстников у ребенка (положительное влияние)
9. решение вопросов предупреждения правонарушений всей семьей
10. ваш ответ ______________
11. затрудняюсь ответить

Приложение 2.
Тест «Какой я в общении»
Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них с предельной искренностью. Выберите один из вариантов ответа: «да», «и да, и нет», «нет». Не задерживайтесь над каждым вопросом.

Вопрос Да И да,
и нет Нет
1. Много ли у тебя друзей?
2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5. Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе
человеком?
7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на
близких?
8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9. Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими
людьми?
10. Способен ли идти в общении на компромисс?
11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их
отсутствие?
13. Если узнали о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об
этом друзьям?

Ключ к тесту.
Обработка результатов
Оцените каждый ответ: «да» – 3 очка, «и да, и нет» – 2 очка, «нет» – 1 очко. Вычислите сумму.
От 30 до 39 очков. Ты – человек общительный, который испытывает большое удовлетворение от контактов со знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
От 20 до 29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Тебе стоит быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам и преодолеть неуверенность в себе.
До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Но, если ты хочешь свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, преодолей свою застенчивость, будь искренним в споре, активно поддерживай беседу. Чтобы высказывания были уместными, развивай и совершенствуй навыки общения. Возможно, ты слишком критически относишься к себе, своим знаниям, умениям и способностям.

Приложение 3.
Анкета «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция: Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
-ЧАСТО - поставьте 3 балла;
-ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;
-РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему...
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Интерпретация результатов.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.


Категория: Блоги | Добавил: Fktyf88
Просмотров: 8 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.07.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог