Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методика проблемного обучения на уроках математики

СКАЧАТЬ (171.3 Kb) 27.07.2025, 08:41
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Методика проблемного обучения является одним из перспективных направлений современной педагогики, которое позволяет развивать у учащихся навыки критического мышления, творчества и инициативы. Ее сущность заключается в создании учителем условий, при которых учащиеся сами формулируют учебные проблемы и ищут пути их решения.
 
Методика проблемного обучения основана на ряде базовых принципов.
1. Принцип противоречивости. Создание ситуаций, в которых сталкиваются противоположные точки зрения или явления, провоцируя возникновение проблемы.
2. Принцип новизны. Предложение новой информации или изменение условий задачи, вынуждающее ученика задуматься и пересмотреть прежний опыт.
3. Принцип продуктивности. Поощрение ученика к выдвижению собственных гипотез и проверке их достоверности.
4. Принцип рефлексии. Формирование привычки анализировать ход своей мысли и оценивать полученный результат.

Эти принципы создают благоприятные условия для глубокого понимания учебного материала и развития интеллектуальных способностей учащихся.

Алгоритм реализации проблемного обучения включает следующие этапы:
• постановка проблемы – учитель создает проблемную ситуацию, подводящую учащихся к постановке вопроса;
• осознание проблемы – учащиеся высказывают предположения и выдвигают гипотезы относительно поставленной проблемы;
• поиск решения – самостоятельная разработка стратегии решения, проверка выдвинутых гипотез.
• решение проблемы – осуществляется непосредственно в процессе работы с материалом.
• рефлексия – анализ полученного опыта, оценка успешности предпринятых шагов и самооценка достигнутого результата.

Такой подход позволяет превратить пассивное восприятие информации в активный творческий процесс.

Проведение уроков математики с использованием проблемного обучения дает значительные положительные результаты:
• повышается уровень интереса к предмету;
• развиваются навыки самостоятельной работы и самообразования;
• формируется потребность в познании нового и поиске нестандартных решений;
• улучшается качество усвоения материала и его практическое применение.

Проблемное обучение служит своеобразным катализатором, ускоряющим развитие творческого потенциала учащихся и формирующим их ответственность за собственный образовательный путь.

Приведем примеры использования проблемного обучения на уроках математики.
Пример 1: Задача на определение площади фигуры методом приближенных вычислений. Учитель задает условие: «Определите площадь произвольной криволинейной фигуры».
Эта проблема порождает дискуссию, учащиеся предлагают разные методы расчета, пробуют применить известные формулы и приходят к выводу о необходимости разбиения фигуры на части и последующего суммирования площадей частей.

Пример 2: Задача на построение графика функции с разрывом. Здесь ставится вопрос: «Почему график данной функции ведет себя необычным образом?» В результате обсуждения учащиеся обнаруживают существование разрыва функции и понимают, каким образом это отражается на графике.

Подобные ситуации способствуют лучшему усвоению материала и формированию устойчивого интереса к математике.

Источники:
1. Иванов А.В. Проблемное обучение в средних школах. Москва: Владос, 2003.
2. Кудрявцев Л.Д. Проблемное обучение и творческое мышление. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.
4. Орлов А.А. Технология проблемного обучения в преподавании математики. Ярославль: ЯГПИ, 2001.
5. Фридман Л.М. Логика и эвристика научных открытий. Москва: Либроком, 2009.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 26 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог