Одним из средств развития речи младших школьников является пересказ. «Пересказ – это воспроизведение прочитанного текста, но для того, чтобы грамотно пересказать текст, обучающийся должен обладать навыком осознанного чтения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования различных текстов». Данные умения и навыки активно формируется на уроках литературного чтения при обучении пересказу.
Между тем, анализ результатов международных олимпиад по литературному чтению в начальной школе показал, что наибольшее количество ошибок связано с несформированностью умения осознанного чтения, выделением главной и второстепенной информации в тексте, а также умением формулировать речевые высказывания. Таким образом, проблема обучения пересказу на уроках литературного чтения является актуальной, поскольку является одним из средств развития коммуникативных навыков младших школьников, обогащения их словарного запаса.
Первое, с чего следует начинать обучение пересказу, – это отбор текста для пересказа. Некоторые исследователи считают, что «содержанием для пересказа может быть только определенный литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые младшие школьники способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
1. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
2. Быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
3. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Школьники легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом.
4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
5. Доступны по объему, однако в методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются школьником более уверенно, последовательно.
6. Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть» [4].
Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он впечатление на учащегося, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты текста, спрашивать: «Как бы ты сам рассказал об этом?»
Стоит заметить, что главное в обучении пересказу – систематический подход. Если не будет системы, то дети не научатся пересказывать. Основная работа по обучению пересказу приходится на первый и второй классы, поэтому ни в коем случае нельзя без подготовки детей на уроке давать пересказ на домашнее задание, этот вид деятельности необходимо практиковать от урока к уроку на уроках русского языка и литературного чтения. В 3 - 4 классах – работа над устным пересказом составляет треть от всего обучения пересказу.
Рассмотрим подробнее приемы работы над каждым видом пересказа.
1. Подробный пересказ.
Как мы уже говорили, «подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранив композицию, синтаксис, лексику». Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся.
При традиционном опыте обучения репродуктивному пересказу обычно используются следующие приемы:
– составление картинного плана прочитанного произведения (схема);
– ответы на вопросы учителя;
– выделение ключевых слов, основных предложений в тексте;
– словарная работа (объяснение непонятных слов);
– составление плана пересказа;
– репетиция выступления;
Интересен опыт обучения подробному пересказу педагога О.В. Довединой [1]. Она предлагает использовать на уроке технологию работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор. Суть данного метода заключается в том, что текст предварительно не разбивается на части, т.е. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. Главные мысли должны иметь единую смысловую связь, так называемый «ручеек». Выделенные главные мысли представляют собой не просто короткий «рассказ про основное», но могут являться планом текста. После того, как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план. Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух.
2. Выборочный пересказ
Методика обучения выборочному пересказу имеет свои существенные особенности. Так при обучении данному виду пересказа используются следующие приемы:
– выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа);
– пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
– пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме;
3. Краткий (сжатый) пересказ
Существует несколько способов сжатия исходного текста, которые активно применяются в школьной практике. Это, во-первых, сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании и, во-вторых, составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2 - 3 предложениями.
Одна из уникальных методик обучения краткому пересказу, успешно используемая в начальных классах, – самарский вариант технологии [3]. В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу была положена закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений.
Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1 - 2 минуты каждое:
– чтение отрывка текста длительностью 1–2 минуты;
– осознание и осмысление прочитанного (ответы на 2–3 вопроса учителя;
– запись на доске 5–7 ключевых слов;
– образцовый пересказ и прослушивание его классом;
– жужжащий пересказ в парах;
– пересказ текста слабым учеником;
Весь цикл упражнений требует 10–12 минут и проводится ежедневно
4. Творческий пересказ.
Существует два направления в работе по обучению младших школьников творческому (продуктивному) пересказу:
– работа, направленная на формирова¬ние умений строить модель изложения;
– работа, направленная на формирование умений наполнять модель содержанием;
В период обучения грамоте в центре внимания находится работа над сюжетными картинками, выбор которых в качестве опорного языкового мате¬риала обусловлен тем, что они имеют примерно то же структурное оформление, что и текст произведения. С другой стороны, сюжетная картинка как предметно–наглядная данность позволяет видеть и понимать структурные компоненты текста и устанавливать семантические связи между предметами (как опорными словами). Поэтому сюжетная картинка выступает как своеобразная модель текста. И наконец, при анализе ее содержания школьники наблюдают и учатся наполнять модель содержанием. Затем сюжетная картинка сменяется «подвижной» картинкой с небольшим текстом, и тогда основной дидактической задачей становится уже обучение младшего школьника построению схем с опорными словами, помогающими воспроизведению. На следующей ступени материалом для работы являются рассказы и сказки. На данной ступени обучения творческому пересказу младший школьник учится понимать и выделять смысловые части произведения, на их основе строить опорные схемы, а уже после, опираясь на них, пересказывать исходный текст.
Существуют следующие приемы обучения творческому пересказу:
Словесное рисование. Например, после прочтения учитель спрашивает детей: «как вы представляете себе обстановку в момент действия? Расскажите, как будто вы это видите».
Воображаемая экранизация: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их».
Инсценирование – это передача событий повествования в драматической форме, для этого рекомендуется брать тексты с множеством диалогов, например, И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Переходом от обычного чтения к инсценировке служит чтение по ролям. При пересказе дети предают только диалоги, а ведущий в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Стоит заметить, что в первом классе основное место должен занимать подробный пересказ. Во втором классе в большей мере вводятся различные виды упражнений на краткое и выборочное воспроизведение текста. В третьем и четвертом классах ведется работа над всеми видами пересказа, но больше внимания уделяется характеристике действующих лиц, тексты, же усложняются [4].
Таким образом, в обучении младших школьников пересказу используется целый ряд приемов и методов, как традиционных, используемых в основном при составлении репродуктивного пересказа, так и нетрадиционных, применяемых в работе над продуктивным пересказом.
Список литературы:
1. Доведина О.В. Мастер-класс «Технология работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор» /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –– URL: http://festival.1september.ru/articles/567611/
2. Лобанова Т.М. Виды пересказов – URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/04/04/vidy-pereskaza
3. Мартынова Т.М. Задание – пожужжать: самарский метод обучения пересказу – URL: http://www.ug.ru/archive/25466.
4. Никифорова Т.Ю. Психологические особенности развития речи младших школьников – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/02/28/psikhologicheskie-osobennosti-razvitiya-rechi-mladshikh
|