Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
К. Д. Ушинский
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Меняется роль учителя. В первую очередь необходимо научить учащихся самостоятельно добывать информацию из источников. Значит, нужны какие-то особые формы и методы преподавания. Пересматриваются способы преподнесения учебного материала. Нужно сделать так, чтобы обучающиеся ориентировались в бескрайнем море информации, умели отделять зерна от плевел (главное от второстепенного).
Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности:
- технологии универсальных учебных действий, обеспечивающие задачи «Учись учиться» в новых информационных условиях;
- технологии обучения, позволяющие на основе универсальных учебных действий развивать общие способности ребёнка, а также специальные;
- проблемные, поисковые, проектные технологии обучения, обеспечивающие развитие самостоятельности ребёнка в постановке задач, пробах действий, достижении результатов и рефлексии своей деятельности;
- технологии игровой и проектной дидактики, позволяющие конструировать учебную деятельность и повышать мотивацию к обучению.
При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:
1. внимательно прочитайте отрывок;
2. определите видовую принадлежность документа:
- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,
- правовой документ: изложены нормы права,
- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,
- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,
- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,
- информационные материалы: излагаются только факты.
3. интерпретация текста:
- разделите текст на смысловые блоки,
- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,
- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.
4. анализ текста:
- раскройте всю полноту социальной информации источника.
5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Организуя на уроке работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с учебником требует новых подходов.
На своих уроках я использую различные приемы:
Приём «Спросить – значит понять».
Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопросов может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:
- Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
- Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
- Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.
- Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.
Приём «Критичное осмысление»
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течении некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
- Какие разделы встречаются в тексте?
- Какие слова выделены курсивом?
- Почему они так выделены?
- Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
- Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.
Приём «КУБИК БЛУМА»
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.
Например, по параграфу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» были заданы такие вопросы:
- Объясни, почему на столбе было изображение, где бог Шамаш передает Хаммурапи жезл.
- Предложи своё название параграфа.
- Назови основные законы Хаммурапи.
- Придумай рассказ по иллюстрации на стр. 69 учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира»
- Почему Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
- Поделись своими мыслями о прочитанном.
Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.
Приём «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»
Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Прием «ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ»
Прием «Пометка на полях» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Правда, учитывая возрастные особенности детей, использование данного приема в школе имеет свою специфику.
Изучение новой темы по истории при использовании данного приема состоит из 4 этапов:
Первый этап - вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. После объяснения темы занятия предлагаю учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях.
Второй этап - работа в парах - обмен информацией, дополнение друг друга. Пары объединяются в группы (по 4 человека) и обсуждают, происходит «сброс идей в корзину». Каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Необходимо систематизировать материал (таблица, схема и т.д.)
Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы).
Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.
Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения они ставят их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
- Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
- Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Подвожу итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?
По теме «Древняя Индия» учащимся предлагается текст:
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
- Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку.
- Ну, какой ты выдумщик и враль!
- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда.
- Враньё!.. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!
Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
|