Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач.
Отработка навыков орфографии при опережающем обучении
Цель опережающего обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, уроки в 6классе. Если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку учащиеся выполняют такое задание:
Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:
1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти.
Тема этого урока по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым». По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.
При использовании опережающего обучения:
1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают конспекты-опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении конспектов используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.
Приложение № 1
Программированное задание.
Детям предлагается 27 рядов по 6-7 слов на различные виды орфограмм, для того, чтобы дети на слух умели четко определить место, где можно ошибиться. Задача детей – поставить только букву-орфограмму. Например, 1 ряд, безударная гласная в корне а,о .
Диктую слова:
Кр…ить, отд…вать, ком…ндир, вд…леке, осн…вать.
Ребята в тетрадях ставят только нужные буквы
Составлено 30 вариантов такой работы. Когда в 5 классе повторяется правило на правописание безударной гласной, то выполняется 7-9 рядов слов на эту орфограмму. В 6 классе уже 13 и так до 9 класса, когда выполняются все 27 заданий. Затем самопроверка или взаимопроверка.
Например:
1. Безударная гласная в корне а,о
Кр…ить, отд…вать, ком…ндир, вд…леке, осн…вать.
2. Безударная гласная в корне е, и .
Ст…на, осм…ять, перем…ститься, проп…сь, обл…пить.
3. Чередование в корне е,и.
Соб..рать, выч..сть, разд..рать, обж…гать, зап…реть.
4. Чередование гласных в корне о,а.
Скл…няемый, дол..жить, прик..сновение, пор…сль, вым…ченный
5. О, е после шипящих.
Снеж…к, печ…ный, обош…л, силач…м, пш…нка.
6. В,ф
А..стрия, ло..кий, но…шество, ше…ство, гне… .
7. Непроизносимая т (т или прочерк)
Словес…ный, прелес…ный, грус..ный, трос..ник, ярос..ный.
8. Ъ, ь, прочерк
С…уметь, птич..и, побереж..е, об…явить, из…ян.
9. З, с на конце приставки
Ра..хвалить, и..топить, во…соединить, чре…мерный, бе…мятежный.
10. Приставки пре-, при-
Пр…вить, пр…бывать в город, пр…бывание в неведении, пр…озерный, пр…длинный.
11. Ы, и после приставок
Под…тожить, раз…скать, под…мать, небез…звестный, меж…институтский.
12. Е, и в окончании существительных в П.п.
В постел…, о зимовь…, о контузи…, в тетрад…, о ротозе…, в бан….
13. Слитное, дефисное написание сложных существительных
(пол)острова, (полу)остров, (социал)демократ, (пресс)конференция, (гор)исполком
14. Слитное, дефисное написание сложных прилагательных
(золото)добывающий, (нежно)голубой, (народно)освободительный, (народно)хозяйственный, (вечно)зеленый.
15. Е, и в личных окончаниях глагола.
Поддерж…т, завяж…т, расскаж…ет, крсне…т, мерещ…тся, бре…т.
16. Н, нн в суффиксах причастий и прилагательных.
Лома…ый, дли…ный, описа…ый, невыуче…ый, стари…ый.
17. Н, нн в суффиксах существительных
Пута…ица, бессо…ица, дружи…ик, скло…ость, труже…ик.
18. Слитное, раздельное, дефисное (с,д,р) написание наречий
(на)дыбы, (на)перебой, (на)ощупь, (на)отмашь, (мало)мальски
19. Ь после шипящих
Луч…, поеш…, блаж…, несколько груш…, проч…
20. Слитное, раздельное (с.р.) написание не с местоимениями и наречиями
(не)вообразимо, (не)досыта, (не) к чему огорчаться, (не)чему огорчаться.
21. Слитное, раздельное (с,р) написание не с глаголами и деепричастиями
(не)взлюбить, (не)полюбить, (не)щадя, (не)жалея.
22. Слитное, раздельное (с,р) написание не с причастиями и прилагательными
(не)поправимый поступок, (не)отчетливый почерк, задача (не) решена, (не) трудный, а легкий, вовсе (не)интересная книга.
23. Не, ни (е,и)
Н..чего не читать, н..чего читать, н..когда заботиться, н…когда позвонить, н…кому не говорил.
24. Слитное, раздельное, дефисное (с,р,д) написание предлогов
В продолжение ночи, (из)за леса, (в)отсутствие студентов, (в)следствие неудачи, (не)смотря на плохую погоду. 25. Раздельное, дефисное (р,д) написание частиц.
Сделал(ли) он это, кто(то) приходил к тебе, я(же) говорил это
26. Определите место ударения: 1 слог, 2 слог….
Арбуз, алфавит, квартал, партер, ходатайство.
27. Выберите нужное значение слова:
Командировочный
1. О человеке, находящемся в командировке.
1. О документах, связанных с командировкой
|