Введение
На сегодняшний день у нас стоит большая задача вовлечения детей в обучение технической направленности. Чем больше обучающийся увлечен образовательным процессом в самом начале обучения, тем выше вероятность в дальнейшем посещении занятий. Ведь не редко бывает так, что ребенок, посетив несколько занятий, не хочет возвращаться снова для дальнейшего обучения. Ему необходима учебная мотивация, интерес, удовольствие. Занятия должны проходить увлекательно, разносторонне развивать кругозор и всё время заинтересовывать обучающихся в новых познаниях и, ни в коем случае, не утомлять.
Уровень вовлеченности учеников в образовательный процесс дополнительного образования является показателем профессионального успеха преподавателя.
Цель методического пособия:
Ознакомить педагогов дополнительного образования с разнообразными методами вовлечения обучающих в образовательный процесс, а также расширить кругозор для проведения занятий с помощью которых будет развиваться интерес обучающих к изучению материала, что в дальнейшем приведет к развитию творческих способностей, укреплению психологического и физического здоровья обучающих.
Задачи методического пособия:
1. Познакомить с различными методами вовлечения обучающихся в образовательный процесс;
2. Предложить методы вовлечения обучающих в образовательный процесс которые использует детский мини-технопарк «Квантум»;
3. Сделать процесс обучения разнообразным, более интересным и активным;
4. Помочь педагогам применять на практике методы вовлечения обучающих в образовательный процесс на занятиях в системе дополнительного образования.
Категория педагогических работников, для которых предназначено данное методическое пособие: педагоги дополнительного образования.
Основная часть
В структурном подразделение «Поиск» с. Сергиевск в детском мини-технопарке «Квантум» педагоги дополнительного образования активно и успешно проводят работу по вовлечению учащихся в образовательный процесс. Они используют различные технологии, которые помогают заинтересовать, увлечь детей во время обучения. С некоторыми из таких технологий хочу с вами поделиться.
В нашем мини-технопарке «Квантум» ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», которые посещают большое количество учащихся. На таких мероприятиях обучающиеся из разных школ муниципального района Сергиевский знакомятся с работой мини-технопарка. Кроме теории ребята участвуют и в практических мастер-классах. Например, в начале нового 2023-2024 учебного года в мини-технопарке была проведена экскурсия под названием «Раз, два, три, четыре - про кванты мы узнаем шире!» На данном мероприятии ребятам более подробно рассказали о направлениях, которые существуют в мини-технопарке «Квантум». Педагоги рассказали и показали ребятам, что они будут изучать в каждом кванте, и с каким конструктором или оборудованием им предстоит работать в будущем. Посмотрели хайтек- цех, где большое количество современного оборудования, в том числе фрезерный и лазерный станок, а в кабинете VR – квантум дети смогли попасть в виртуальную реальность и поприсутствовать в разных уголках не только нашего мира, но и всей солнечной системы.
Интересная и всем известная техника вовлечения обучающих в образовательный процесс была и остается, конечно же, игра. Во время игры можно примерить на себя различные технические роли и получить опыт и знания. Это гораздо интереснее, чем просто отвечать на задаваемые вопросы. Обычный процесс обучения – это шаблон, а игра – это что-то удивительное, завораживающее и необычное, ведь далеко не каждый преподаватель использует этот метод. Таким образом, игра является очень полезным и нужным методом, который позволяет разнообразить, улучшить процесс обучения и запоминания учебной информации. В мини-технопарке «Квантум» часто проходят занятия в игровой форме. На одном из последних занятий прошла игра «Технодил», где ребята «стали» роботом и техникой (Приложение 1). В ходе мероприятия кто-то был трактором, кто-то стиральной машиной, снегоуборщиком, луноходом, и даже трансформером! Пока одни ребята «примеряли» на себе роль техники, остальные с энтузиазмом отгадывали, что же это может быть. Игровую технологию хорошо использовать в качестве физкультминуток.
В детском мини-технопарке «Квантум» проводятся всевозможные квесты для всех детей нашего Сергиевского района, чтобы привлекать новых обучающихся на наши занятия. Квест – это тоже игра со своими правилами и структурой. Примером могут служить квесты на День защиты детей в парковой зоне пгт Суходол, на день России, День Победы, на день Знаний. При участии в таких квестах у детей развиваются лидерские качества, появляются навыки работы в команде, развивается логическое мышление, появляется интерес к техническому направлению, воспитывается личная ответственность за выполнение задания (Приложение 2). Все эти качества в дальнейшем применяются при обучении в детском мини-технопарке «Квантум».
На данный момент в разработке находятся квесты по виртуальной реальности, над которыми работают сами обучающиеся. Эти дети обучаются в нашем технопарке уже не первый год. И они, на своём примере, помогают педагогам привлекать и заинтересовывать новых обучающихся.
Еще одним методом вовлечения обучающихся в образовательный процесс являются ознакомительно-обучающие экскурсии. В нашем детском мини-технопарке «Квантум» успешно работает интерактивный музей проектов. Наш музей набирает большие обороты и становится одним из главных достопримечательностей технопарка. В нем собраны работы, выполненные обучающимися разных объединений. Музей демонстрирует работу основных квантов и вспомогательного хайтек-цеха. К каждой модели добавлен QR-код, и можно без труда посмотреть ее описание.
Следующий метод вовлечения - это викторины. Они положительно влияют на развитие детей, обеспечивают развитие интеллектуальной деятельности, общение со сверстниками, принятие решения в коротки срок, раскрывают различные способности и таланты детей и многое другое. Викторины играют большую роль во вовлечении обучающих в образовательный процесс. Ежегодно в январе в нашем мини-технопарке «Квантум» проходит большая викторина по всем квантам, которые есть в детском мини-технопарке «Кваантум». Один из блоков данной викторины представлен в Приложении 3.
Не менее важным методом вовлечения детей в образовательную деятельность мини-технопарка являются соревнования. Любое соревнование основано на состязании команд – учащихся, объединенных в несколько групп. Целью урока-соревнования является создание условий для развития интеллекта и проявления способности к творчеству, повышения интереса к обучению, формирования навыка принимать необычные решения. Очень интересное соревнование проходило в мини-технопарке «Квантум» под названием «Робоэстафета». Обучающимся необходимо было собрать и запрограммировать роботов, которые без участия оператора должны были выполнить задание. Хочу отметить, что механические выключатели, с помощью которых происходила передача эстафеты у роботов, ребята разработали сами. Также стоит выделить соревнование по Робо – футболу, где ребятам необходимо было собрать своего футболиста, и выступить с ним на соревновании. Управление робо–футболистами осуществлялось с мобильного телефона.
Также в детском мини-технопарке «Квантум» с. Сергиевск проходят разные мастер-классы, как на базе технопарка, так и выездные на базах общеобразовательных учреждений. Технология мастер-класса используется очень эффективно для обучения, и в то же время вовлечения в обучение. Это универсальная технология, носящая практическую значимость. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствует позитивной атмосфере на занятиях и, как следствие, занятия в такой форме повышают мотивацию к познавательной и творческой деятельности. В одном из таких мастер-классов будущий участник открытой межрегиональной инженерно-технологической конференции «НАУКА. СМЕЛОСТЬ. ИЗОБРЕТЕНИЯ» Александров Константин поделился опытом выступления, рассказал о своем проекте – его цели, задачи, а также значимости своей работы. После выступления ребята задавали много вопросов, на которые были получены ответы. Также каждый участник мастер-класса предложил свою идею для будущего проекта и смог прописать план реализации данного проекта (Приложение 4).
Любое занятие – это, прежде всего, творчество, поэтому каждый педагог старается пробудить интерес к изучаемому направлению, не просто осуществляя передачу знаний и умений, но и укрепляя веру в свои силы у каждого обучающего, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого.
|