Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Миофункциональная коррекция–инновации в работе логопеда.

СКАЧАТЬ (833.2 Kb) 27.10.2023, 20:45
Стрижевская Оксана Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №7 "Золотая рыбка" г.Тамбов
Современный мир мягкого, пюреобразного питания, длительное использование пустышки, частые респираторные заболевания у детей в младенческом возрасте приводят к миофункциональным дисфункциям. В период активного роста эти дисфункции провоцируют изменения в строении артикуляционного аппарата, чем осложняют формирование правильного звукопроизношения ребенка.⠀

Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка позволят ему своевременно выявлять дефекты в ее строении. Отсутствие у ребенка выраженных отклонений от нормы в строении артикуляционного аппарата полностью исключает диагноз механической дислалии. По-видимому, дефективное произношение звуков происходит по какой-либо другой причине. Но чтобы не допустить ошибки, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретно выявленной анатомии в строении артикуляционного аппарата.

Чтобы разобраться в данных вопросах подробнее, я познакомлю вас с новой профессией и эффективным методом, набирающим популярность среди специалистов и родителей во всем мире – миофункциональной коррекцией [1].

Миофункциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, которые возникают при нарушении функций зубочелюстной системы (глотания, дыхания, жевания, речи).

Миофункциональный логопед помогает справиться с миофункциональными нарушениями, благодаря чему зубочелюстная система сможет развиваться гармонично [1].

Миофункциональные нарушения развиваются из-за вредных привычек: сосания предметов, закусывания губ, инфантильного типа глотания. Дыхание через рот также ослабляет мышцы периоральной мускулатуры и в целом является неестественным, так как снижается снабжение мозга кислородом. Ребенок хуже спит, не может сосредоточиться, апатичен [1].

Также проблемой является преобладание мягкой пищи в рационе. Она не дает зубочелюстной системе достаточной жевательной нагрузки, необходимой для роста и развития лицевого скелета, это так же влечет за собой формирование миофункциональных нарушений.

Негативно влияют пустышки и бутылочки после 1 года – в этом возрасте ребенок постепенно перестраивается с сосания на иной тип питания. В норме меняется и тип глотания – язык прижимается всей поверхностью к нёбу, создавая вакуум в полости рта и стимулируя рост верхней челюсти. Активное сосание мешает правильному развитию зубочелюстной системы – ротовая полость адаптируется под круглую форму соски или пальца, нёбо углубляется и сужается [5].

Цель миофункциональной коррекции - формирование правильных физиологических привычек и восстановление нарушенных функций.

В мировой практике существует 2 направления в коррекции нарушений функций дыхания, глотания, жевания и речеобразования:⠀
1. Орофациально-миофункциональная коррекция⠀
2. Орально-сенсорно-моторная коррекция [2].

Первое работает над восстановлением функций мышц артикуляционного аппарата с целью улучшения состояния зубочелюстной области в помощь ортодонтам. Второе – с детьми, у которых нарушения функций глотания, жевания, дыхания и речеобразования связаны с тяжестью неврологического или психического заболевания.⠀

Миофункциональная коррекция включает в себя:
• миогимнастику – тренировка мышц, похожая на артикуляционную гимнастику при постановке звуков
• логопедический массаж – укрепление мышц лица, языка, шеи с помощью тренажеров, массажеров, а также массаж руками
• дыхательные упражнения – обучение ребенка дышать носом, правильно держать язык
Миофункциональная коррекция предполагает подбор индивидуальной схемы коррекционных дыхательных упражнений для каждого ребёнка, а также обучение специальной «миогимнастике» для языка и губ, направленной на «перетренировку» мышц, оказывающих своей работой влияние на прикус, форму лица и речевую артикуляцию [6].

В зависимости от возраста ребенка подбирается комплекс упражнений, позволяющих исправить вышеописанную патологию. Малышам до 4-х лет обычно рекомендуется логопедический массаж, а детям постарше уже можно подключить активную работу в игровой форме со специалистом.

Миогимнастика заключается в систематических нормированных упражнениях для патологически функционирующих групп мышц челюстно-лицевой области (жевательных, мимических, мышц дна полости рта) с целью нормализации их тонуса и функций. В результате такой специальной тренировки формируется правильный динамический мышечный стереотип, для закрепления которого соответствующие комплексы упражнений необходимо выполнять в течение года.

Миогимнастика как профилактическая (и лечебная) мера наиболее часто применяется в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. Эффект миогимнастики зависит, с одной стороны, от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а с другой стороны – от усердия ребенка и его семьи в выполнении этих долгосрочных профилактических программ [6].

На занятиях у миофункционального логопеда используются вестибулярные пластинки с бусинкой и заслонкой. Конечно пластинки являются предметами индивидуального пользования. Пластинка с бусинкой подходит при вялом кончике языка, когда у ребенка нет возможности подъема языка вверх, и отсутствуют тонкие дифференцированные движения. Ребенок крутит бусинку языком, стимулируя определенные зоны, требующие коррекции. По месту локализации бусинки пластинки бывают принёбные и альвеолярные [3].

Пластинка с заслонкой используется для предотвращения прокладывания языка между зубами, при межзубном сигматизме. А так же может применяться, как постановочный зонд для различных групп звуков и позволяет сформировать правильный артикуляционный уклад, как при нижнем, так и при верхнем положении языка.

Результат занятий с миофункциональным логопедом:
• профилактика неправильного прикуса
• ускорение ортодонтического лечения при неправильном прикусе
• четкость речи
• здоровое дыхание
• правильное глотание
• улучшение эстетики лица
• устранение вероятности рецидива патологии зубочелюстной системы. [4]

Миофункциональная коррекция позволяет, логопедам, сделать большой шаг вперед, в эффективной работе с детьми, добиваясь поставленных задач по формированию звукопроизношения, голоса, интонации, дыхания и речевой осанки.

Чем раньше начата коррекция миофункциональных расстройств, тем эффективнее и быстрее удается решить все сопутствующие проблемы. Эффективная работа возможна только при грамотном планировании и тесном сотрудничестве детских стоматологов, логопедов и других специалистов, владеющих навыками миофункциональной коррекции.

Для профилактики МФН родителям важно соблюдать рекомендации по рациональному вскармливанию детей, своевременно вводить в рацион твердую пищу, следить за правильным дыханием, отучать ребенка от вредных привычек. Важно вовремя проводить лечение ЛОР-патологии, регулярно посещать детского стоматолога. При возникновении дефектов речи необходимо обратиться к логопеду для выяснения их причин и устранения.

Список использованных источников:
1. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). М., – Книголюб, 2005
2. Тисовская Ю.А. Пособие для логопедов «Артикуляционная гимнастика с использованием вестибулярных пластинок », ООО Валлекс. – М.,2013.
3. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. «Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы», ООО Валлекс. – М.,2015.
4. Костина Я. В, Чапала В.М «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта». – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2008.
5. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информирования здравоохранения» Минздравсоцразвития России. Пособие для врачей «Комплексный подход к выявлению и коррекции орофациальных дисфункций у детей». – М., 2012

 


Категория: Блоги | Добавил: striz-oksana
Просмотров: 214 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог