Современный мир мягкого, пюреобразного питания, длительное использование пустышки, частые респираторные заболевания у детей в младенческом возрасте приводят к миофункциональным дисфункциям. В период активного роста эти дисфункции провоцируют изменения в строении артикуляционного аппарата, чем осложняют формирование правильного звукопроизношения ребенка.⠀
Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка позволят ему своевременно выявлять дефекты в ее строении. Отсутствие у ребенка выраженных отклонений от нормы в строении артикуляционного аппарата полностью исключает диагноз механической дислалии. По-видимому, дефективное произношение звуков происходит по какой-либо другой причине. Но чтобы не допустить ошибки, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретно выявленной анатомии в строении артикуляционного аппарата.
Чтобы разобраться в данных вопросах подробнее, я познакомлю вас с новой профессией и эффективным методом, набирающим популярность среди специалистов и родителей во всем мире – миофункциональной коррекцией [1].
Миофункциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, которые возникают при нарушении функций зубочелюстной системы (глотания, дыхания, жевания, речи).
Миофункциональный логопед помогает справиться с миофункциональными нарушениями, благодаря чему зубочелюстная система сможет развиваться гармонично [1].
Миофункциональные нарушения развиваются из-за вредных привычек: сосания предметов, закусывания губ, инфантильного типа глотания. Дыхание через рот также ослабляет мышцы периоральной мускулатуры и в целом является неестественным, так как снижается снабжение мозга кислородом. Ребенок хуже спит, не может сосредоточиться, апатичен [1].
Также проблемой является преобладание мягкой пищи в рационе. Она не дает зубочелюстной системе достаточной жевательной нагрузки, необходимой для роста и развития лицевого скелета, это так же влечет за собой формирование миофункциональных нарушений.
Негативно влияют пустышки и бутылочки после 1 года – в этом возрасте ребенок постепенно перестраивается с сосания на иной тип питания. В норме меняется и тип глотания – язык прижимается всей поверхностью к нёбу, создавая вакуум в полости рта и стимулируя рост верхней челюсти. Активное сосание мешает правильному развитию зубочелюстной системы – ротовая полость адаптируется под круглую форму соски или пальца, нёбо углубляется и сужается [5].
Цель миофункциональной коррекции - формирование правильных физиологических привычек и восстановление нарушенных функций.
В мировой практике существует 2 направления в коррекции нарушений функций дыхания, глотания, жевания и речеобразования:⠀
1. Орофациально-миофункциональная коррекция⠀
2. Орально-сенсорно-моторная коррекция [2].
Первое работает над восстановлением функций мышц артикуляционного аппарата с целью улучшения состояния зубочелюстной области в помощь ортодонтам. Второе – с детьми, у которых нарушения функций глотания, жевания, дыхания и речеобразования связаны с тяжестью неврологического или психического заболевания.⠀
Миофункциональная коррекция включает в себя:
• миогимнастику – тренировка мышц, похожая на артикуляционную гимнастику при постановке звуков
• логопедический массаж – укрепление мышц лица, языка, шеи с помощью тренажеров, массажеров, а также массаж руками
• дыхательные упражнения – обучение ребенка дышать носом, правильно держать язык
Миофункциональная коррекция предполагает подбор индивидуальной схемы коррекционных дыхательных упражнений для каждого ребёнка, а также обучение специальной «миогимнастике» для языка и губ, направленной на «перетренировку» мышц, оказывающих своей работой влияние на прикус, форму лица и речевую артикуляцию [6].
В зависимости от возраста ребенка подбирается комплекс упражнений, позволяющих исправить вышеописанную патологию. Малышам до 4-х лет обычно рекомендуется логопедический массаж, а детям постарше уже можно подключить активную работу в игровой форме со специалистом.
Миогимнастика заключается в систематических нормированных упражнениях для патологически функционирующих групп мышц челюстно-лицевой области (жевательных, мимических, мышц дна полости рта) с целью нормализации их тонуса и функций. В результате такой специальной тренировки формируется правильный динамический мышечный стереотип, для закрепления которого соответствующие комплексы упражнений необходимо выполнять в течение года.
Миогимнастика как профилактическая (и лечебная) мера наиболее часто применяется в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. Эффект миогимнастики зависит, с одной стороны, от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а с другой стороны – от усердия ребенка и его семьи в выполнении этих долгосрочных профилактических программ [6].
На занятиях у миофункционального логопеда используются вестибулярные пластинки с бусинкой и заслонкой. Конечно пластинки являются предметами индивидуального пользования. Пластинка с бусинкой подходит при вялом кончике языка, когда у ребенка нет возможности подъема языка вверх, и отсутствуют тонкие дифференцированные движения. Ребенок крутит бусинку языком, стимулируя определенные зоны, требующие коррекции. По месту локализации бусинки пластинки бывают принёбные и альвеолярные [3].
Пластинка с заслонкой используется для предотвращения прокладывания языка между зубами, при межзубном сигматизме. А так же может применяться, как постановочный зонд для различных групп звуков и позволяет сформировать правильный артикуляционный уклад, как при нижнем, так и при верхнем положении языка.
Результат занятий с миофункциональным логопедом:
• профилактика неправильного прикуса
• ускорение ортодонтического лечения при неправильном прикусе
• четкость речи
• здоровое дыхание
• правильное глотание
• улучшение эстетики лица
• устранение вероятности рецидива патологии зубочелюстной системы. [4]
Миофункциональная коррекция позволяет, логопедам, сделать большой шаг вперед, в эффективной работе с детьми, добиваясь поставленных задач по формированию звукопроизношения, голоса, интонации, дыхания и речевой осанки.
Чем раньше начата коррекция миофункциональных расстройств, тем эффективнее и быстрее удается решить все сопутствующие проблемы. Эффективная работа возможна только при грамотном планировании и тесном сотрудничестве детских стоматологов, логопедов и других специалистов, владеющих навыками миофункциональной коррекции.
Для профилактики МФН родителям важно соблюдать рекомендации по рациональному вскармливанию детей, своевременно вводить в рацион твердую пищу, следить за правильным дыханием, отучать ребенка от вредных привычек. Важно вовремя проводить лечение ЛОР-патологии, регулярно посещать детского стоматолога. При возникновении дефектов речи необходимо обратиться к логопеду для выяснения их причин и устранения.
Список использованных источников:
1. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). М., – Книголюб, 2005
2. Тисовская Ю.А. Пособие для логопедов «Артикуляционная гимнастика с использованием вестибулярных пластинок », ООО Валлекс. – М.,2013.
3. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. «Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы», ООО Валлекс. – М.,2015.
4. Костина Я. В, Чапала В.М «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта». – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2008.
5. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информирования здравоохранения» Минздравсоцразвития России. Пособие для врачей «Комплексный подход к выявлению и коррекции орофациальных дисфункций у детей». – М., 2012
|