Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Мнемотехника на уроках истории

СКАЧАТЬ (10.1 Kb) 06.04.2023, 11:12
Карпенко Екатерина Владимировна
учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ 102-ф города Краснодара
 «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам -
 он будет долго и напрасно мучиться,
 но свяжите двадцать таких слов
 с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский

 
Главной особенностью современного мира является то, что события в нем происходят динамично, непрерывно меняя друг друга. Каждый день в окружающем нас мире что-то меняется, ненужное и устаревшее подвергается забвению, на смену приходит новое и ранее не изведанное.  В таком мире человек вынужден приспосабливаться и адаптироваться к непрерывной смене событий. Такой ритм жизни влияет как на особенности психики человека, так и на  сознания современного общества, современного человека, для которого приспособление естественный процесс.

Современные школьники испытывают проблемы с запоминанием точных исторических сведений, а именно большое количество исторических дат, множество исторических терминов, которые не поддаются обобщению, исторические персонажи . Наблюдается снижение запоминания последовательности учебного материала, особенно это касается исторических событий. Объём информации, который ученик способен запомнить с однократного восприятия, очень ограничен.

  Задача учителя истории – помочь учащимся преодолеть эти трудности, стоящие на пути к освоению такого предмета, как «история». Одной из образовательных технологий, которая поможет сделать это, является мнемотехника.

Актуальность работы определяется тем, что мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь ученику и учителю. Благодаря ей школьник не просто слушает материал, а усваивает информацию, расширяя границы восприятия. Данная технология делает информацию намного интереснее и ярче, поэтому запомнить её будет куда проще, чем сухой материал. Запоминание происходит благодаря ярким ассоциациям, так как у школьника начинает работать эмоционально-образная память.

Целью данной работы является : исследование эффективных приёмов мнемотехники, развивающих память, повышающих интерес к изучению истории, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках истории.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1)изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме;
2)проанализировать содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);
3)создать копилку эффективных мнемонических приёмов;
4) апробировать приёмы мнемотехники на уроках истории.

Практическая значимость работы: Материалы, представленные в работе, могут быть использованы на уроках истории, что позволит сделать урок более эффективным, а также интересным и творческим. 

Педагогические технологии в педагогике связанные с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией социального бытия.
На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания.

Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играют инновационные педагогические технологии. Инновационные педагогические технологии рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость.

«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций» .

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon», которое происходит от имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз, олицетворявшей память. Использовать приёмы мнемотехники начали еще в древней Греции. Люди применяли данные техники для запоминания большого объема информации, причем чаще всего информация была совершенно ненужной. Делали они это с целью продемонстрировать своё искусство в выступлениях на публике. Что им, безусловно, удавалось.

Издавна люди понимали, каково значение памяти и искусства запоминания. В современном мире интерес людей не пропал, а наоборот. В чем же «секрет» такой популярности искусства запоминания? «Секрет» данной техники прост. Когда человек в своем воображении рисует смысловые цепочки, соединяет образы, мозг начинает фиксировать связь. В дальнейшем при воспоминании одного звена смысловой цепочки, в памяти всплывают все образы .

Современная мнемотехника – способность накапливать в человеческой памяти большое количество информации. Процесс запоминания контролируется, именно поэтому происходит экономия времени. Что ещё важно, ранее сохраненную информацию не придётся заново учить, она уже в памяти человека. Мнемотехника даёт отличную возможность освоить несколько дисциплин, интересуемых человека. Это отличная тренировка для мозга, ведь мозг необходимо тренировать, иначе он может атрофироваться. Известный интеллектуал, Шерлок Холмс, часто говорил: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела» .

Смысл мнемоники – в связывании слов, дат, имён, событий, хронологию и последовательность  которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными.

Задача мнемоники: трудное слово превратить в легкое и навсегда запомнить его значение с помощью придуманных ассоциаций.

Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку.

Успех заключается в том, что мнемонический приём никого не оставляет безучастным, равнодушным, а значит делает заинтересованным в изучении предмета.

Изучив литературу по нашей теме, мы пришли к выводу, что благодаря мнемотехнике в памяти накапливается большое количество точной информации. Человек становится не просто носителем этой информации, он также учится ей управлять. А овладение самой информации является хорошей тренировкой для внимания, мышления и фантазии.

Применение мнемотехники на уроках истории.
По школьной программе каждый ученик должен освоить различные школьные предметы. Каждый ученик – индивидуальность. Одни предметы могут усваиваться легко, другие вызывать затруднения в усвоении материала. Ученик может с интересом погружаться в изучение одного предмета, и совершенно пренебрегать другим.

Мнемотехника – отличная возможность расширить границы восприятия ученика, понять материал и дать ему своё виденье.

Наиболее эффективными в использовании являются такие мнемонические приёмы, как рифмизация, создание ассоциативного ряда, создание звуковых ассоциаций, создание зрительной опоры, приёмы, облегчающие запоминание трудных слов.
Рассмотрим несколько примеров применения таких приёмов :

Сказки – ассоциации
Сказки – это тот жанр фольклора, который знаком и любим каждым из нас с детства. Именно поэтому, когда сказочные элементы появляются на уроках истории, тема приобретает особый окрас. 

Ученикам становится интереснее участвовать в процессе изучения материала. Большое количество исторических терминов можно переложить на сказку. Главное, что сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к термину, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны. Школьникам, особенно тем, кто только недавно перешел из младшего звена в среднее, особенно будет интересно слушать про жизнь древних людей на современный лад.

«Слова-маркеры»
Сам процесс формирования навыка запоминания учебного материала у учащихся делится на несколько этапов. На начальном этапе отрабатываю навык работы с текстом, его сжатия, то есть кодирование. Из большого текста параграфа получается небольшая цепочка слов, которую запомнить уже легче. Для лучшего запоминания эти слова необходимо записывать большими буквами. Слова в такой цепочке должны быть логически связаны между собой.

НАПРИМЕР:
Тема «Зарождение демократии в Древней Греции»
Аттика – демос - знать – Солон – долговые камни – рабство – Народное собрание – выборный суд – демократия.

Заключение
 К. Д. Ушинский говорил: «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши». Наша работа – это попытка «открыть» «глаза и уши» ученикам с помощью «технологии мнемотехник». Практическое, целенаправленное применение мнемонических приёмов позволило трансформировать технологию в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.

В задачи современного учителя входит развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а порой и неинтересная информация преобразуется в личностно значимые, эмоционально окрашенные знания. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведёт к более глубокой проработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

Почему использование мнемотехники необходимо?
Во-первых, предложенные приёмы мнемотехники были реализованы на практике; во-вторых, с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся применение мнемотехник необходимо на уроках, в частности истории; в-третьих, предлагаемые нами мнемоматериалы нашли отклик у учеников, что способствовало  развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении.  Совершенно не обязательно вводить элементы мнемотехники в изучение всех разделов истории. Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.

Библиографический список:
1. Агафонов В. В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.
2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
3. Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального
мышления . 
4. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. 
5. Крылов А. А. Психология. 
6. Никитина Т. Б. Развить суперпамять или запоминаем быстро и легко.
– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
7.Рогов Е. И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.


Категория: Блоги | Добавил: karpenkokarpenko
Просмотров: 406 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог