«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Главной особенностью современного мира является то, что события в нем происходят динамично, непрерывно меняя друг друга. Каждый день в окружающем нас мире что-то меняется, ненужное и устаревшее подвергается забвению, на смену приходит новое и ранее не изведанное. В таком мире человек вынужден приспосабливаться и адаптироваться к непрерывной смене событий. Такой ритм жизни влияет как на особенности психики человека, так и на сознания современного общества, современного человека, для которого приспособление естественный процесс.
Современные школьники испытывают проблемы с запоминанием точных исторических сведений, а именно большое количество исторических дат, множество исторических терминов, которые не поддаются обобщению, исторические персонажи . Наблюдается снижение запоминания последовательности учебного материала, особенно это касается исторических событий. Объём информации, который ученик способен запомнить с однократного восприятия, очень ограничен.
Задача учителя истории – помочь учащимся преодолеть эти трудности, стоящие на пути к освоению такого предмета, как «история». Одной из образовательных технологий, которая поможет сделать это, является мнемотехника.
Актуальность работы определяется тем, что мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь ученику и учителю. Благодаря ей школьник не просто слушает материал, а усваивает информацию, расширяя границы восприятия. Данная технология делает информацию намного интереснее и ярче, поэтому запомнить её будет куда проще, чем сухой материал. Запоминание происходит благодаря ярким ассоциациям, так как у школьника начинает работать эмоционально-образная память.
Целью данной работы является : исследование эффективных приёмов мнемотехники, развивающих память, повышающих интерес к изучению истории, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках истории.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1)изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме;
2)проанализировать содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);
3)создать копилку эффективных мнемонических приёмов;
4) апробировать приёмы мнемотехники на уроках истории.
Практическая значимость работы: Материалы, представленные в работе, могут быть использованы на уроках истории, что позволит сделать урок более эффективным, а также интересным и творческим.
Педагогические технологии в педагогике связанные с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией социального бытия.
На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания.
Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играют инновационные педагогические технологии. Инновационные педагогические технологии рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость.
«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций» .
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon», которое происходит от имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз, олицетворявшей память. Использовать приёмы мнемотехники начали еще в древней Греции. Люди применяли данные техники для запоминания большого объема информации, причем чаще всего информация была совершенно ненужной. Делали они это с целью продемонстрировать своё искусство в выступлениях на публике. Что им, безусловно, удавалось.
Издавна люди понимали, каково значение памяти и искусства запоминания. В современном мире интерес людей не пропал, а наоборот. В чем же «секрет» такой популярности искусства запоминания? «Секрет» данной техники прост. Когда человек в своем воображении рисует смысловые цепочки, соединяет образы, мозг начинает фиксировать связь. В дальнейшем при воспоминании одного звена смысловой цепочки, в памяти всплывают все образы .
Современная мнемотехника – способность накапливать в человеческой памяти большое количество информации. Процесс запоминания контролируется, именно поэтому происходит экономия времени. Что ещё важно, ранее сохраненную информацию не придётся заново учить, она уже в памяти человека. Мнемотехника даёт отличную возможность освоить несколько дисциплин, интересуемых человека. Это отличная тренировка для мозга, ведь мозг необходимо тренировать, иначе он может атрофироваться. Известный интеллектуал, Шерлок Холмс, часто говорил: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела» .
Смысл мнемоники – в связывании слов, дат, имён, событий, хронологию и последовательность которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными.
Задача мнемоники: трудное слово превратить в легкое и навсегда запомнить его значение с помощью придуманных ассоциаций.
Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку.
Успех заключается в том, что мнемонический приём никого не оставляет безучастным, равнодушным, а значит делает заинтересованным в изучении предмета.
Изучив литературу по нашей теме, мы пришли к выводу, что благодаря мнемотехнике в памяти накапливается большое количество точной информации. Человек становится не просто носителем этой информации, он также учится ей управлять. А овладение самой информации является хорошей тренировкой для внимания, мышления и фантазии.
Применение мнемотехники на уроках истории.
По школьной программе каждый ученик должен освоить различные школьные предметы. Каждый ученик – индивидуальность. Одни предметы могут усваиваться легко, другие вызывать затруднения в усвоении материала. Ученик может с интересом погружаться в изучение одного предмета, и совершенно пренебрегать другим.
Мнемотехника – отличная возможность расширить границы восприятия ученика, понять материал и дать ему своё виденье.
Наиболее эффективными в использовании являются такие мнемонические приёмы, как рифмизация, создание ассоциативного ряда, создание звуковых ассоциаций, создание зрительной опоры, приёмы, облегчающие запоминание трудных слов.
Рассмотрим несколько примеров применения таких приёмов :
Сказки – ассоциации
Сказки – это тот жанр фольклора, который знаком и любим каждым из нас с детства. Именно поэтому, когда сказочные элементы появляются на уроках истории, тема приобретает особый окрас.
Ученикам становится интереснее участвовать в процессе изучения материала. Большое количество исторических терминов можно переложить на сказку. Главное, что сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к термину, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны. Школьникам, особенно тем, кто только недавно перешел из младшего звена в среднее, особенно будет интересно слушать про жизнь древних людей на современный лад.
«Слова-маркеры»
Сам процесс формирования навыка запоминания учебного материала у учащихся делится на несколько этапов. На начальном этапе отрабатываю навык работы с текстом, его сжатия, то есть кодирование. Из большого текста параграфа получается небольшая цепочка слов, которую запомнить уже легче. Для лучшего запоминания эти слова необходимо записывать большими буквами. Слова в такой цепочке должны быть логически связаны между собой.
НАПРИМЕР:
Тема «Зарождение демократии в Древней Греции»
Аттика – демос - знать – Солон – долговые камни – рабство – Народное собрание – выборный суд – демократия.
Заключение
К. Д. Ушинский говорил: «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши». Наша работа – это попытка «открыть» «глаза и уши» ученикам с помощью «технологии мнемотехник». Практическое, целенаправленное применение мнемонических приёмов позволило трансформировать технологию в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.
В задачи современного учителя входит развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а порой и неинтересная информация преобразуется в личностно значимые, эмоционально окрашенные знания. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведёт к более глубокой проработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.
Почему использование мнемотехники необходимо?
Во-первых, предложенные приёмы мнемотехники были реализованы на практике; во-вторых, с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся применение мнемотехник необходимо на уроках, в частности истории; в-третьих, предлагаемые нами мнемоматериалы нашли отклик у учеников, что способствовало развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении. Совершенно не обязательно вводить элементы мнемотехники в изучение всех разделов истории. Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.
Библиографический список:
1. Агафонов В. В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.
2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
3. Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального
мышления .
4. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники.
5. Крылов А. А. Психология.
6. Никитина Т. Б. Развить суперпамять или запоминаем быстро и легко.
– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
7.Рогов Е. И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
|