Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Мнемотехника на уроках истории

СКАЧАТЬ (10.1 Kb) 06.04.2023, 11:12
Карпенко Екатерина Владимировна
учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ 102-ф города Краснодара
 «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам -
 он будет долго и напрасно мучиться,
 но свяжите двадцать таких слов
 с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский

 
Главной особенностью современного мира является то, что события в нем происходят динамично, непрерывно меняя друг друга. Каждый день в окружающем нас мире что-то меняется, ненужное и устаревшее подвергается забвению, на смену приходит новое и ранее не изведанное.  В таком мире человек вынужден приспосабливаться и адаптироваться к непрерывной смене событий. Такой ритм жизни влияет как на особенности психики человека, так и на  сознания современного общества, современного человека, для которого приспособление естественный процесс.

Современные школьники испытывают проблемы с запоминанием точных исторических сведений, а именно большое количество исторических дат, множество исторических терминов, которые не поддаются обобщению, исторические персонажи . Наблюдается снижение запоминания последовательности учебного материала, особенно это касается исторических событий. Объём информации, который ученик способен запомнить с однократного восприятия, очень ограничен.

  Задача учителя истории – помочь учащимся преодолеть эти трудности, стоящие на пути к освоению такого предмета, как «история». Одной из образовательных технологий, которая поможет сделать это, является мнемотехника.

Актуальность работы определяется тем, что мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь ученику и учителю. Благодаря ей школьник не просто слушает материал, а усваивает информацию, расширяя границы восприятия. Данная технология делает информацию намного интереснее и ярче, поэтому запомнить её будет куда проще, чем сухой материал. Запоминание происходит благодаря ярким ассоциациям, так как у школьника начинает работать эмоционально-образная память.

Целью данной работы является : исследование эффективных приёмов мнемотехники, развивающих память, повышающих интерес к изучению истории, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках истории.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1)изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме;
2)проанализировать содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);
3)создать копилку эффективных мнемонических приёмов;
4) апробировать приёмы мнемотехники на уроках истории.

Практическая значимость работы: Материалы, представленные в работе, могут быть использованы на уроках истории, что позволит сделать урок более эффективным, а также интересным и творческим. 

Педагогические технологии в педагогике связанные с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией социального бытия.
На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания.

Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играют инновационные педагогические технологии. Инновационные педагогические технологии рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость.

«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций» .

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon», которое происходит от имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз, олицетворявшей память. Использовать приёмы мнемотехники начали еще в древней Греции. Люди применяли данные техники для запоминания большого объема информации, причем чаще всего информация была совершенно ненужной. Делали они это с целью продемонстрировать своё искусство в выступлениях на публике. Что им, безусловно, удавалось.

Издавна люди понимали, каково значение памяти и искусства запоминания. В современном мире интерес людей не пропал, а наоборот. В чем же «секрет» такой популярности искусства запоминания? «Секрет» данной техники прост. Когда человек в своем воображении рисует смысловые цепочки, соединяет образы, мозг начинает фиксировать связь. В дальнейшем при воспоминании одного звена смысловой цепочки, в памяти всплывают все образы .

Современная мнемотехника – способность накапливать в человеческой памяти большое количество информации. Процесс запоминания контролируется, именно поэтому происходит экономия времени. Что ещё важно, ранее сохраненную информацию не придётся заново учить, она уже в памяти человека. Мнемотехника даёт отличную возможность освоить несколько дисциплин, интересуемых человека. Это отличная тренировка для мозга, ведь мозг необходимо тренировать, иначе он может атрофироваться. Известный интеллектуал, Шерлок Холмс, часто говорил: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела» .

Смысл мнемоники – в связывании слов, дат, имён, событий, хронологию и последовательность  которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными.

Задача мнемоники: трудное слово превратить в легкое и навсегда запомнить его значение с помощью придуманных ассоциаций.

Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку.

Успех заключается в том, что мнемонический приём никого не оставляет безучастным, равнодушным, а значит делает заинтересованным в изучении предмета.

Изучив литературу по нашей теме, мы пришли к выводу, что благодаря мнемотехнике в памяти накапливается большое количество точной информации. Человек становится не просто носителем этой информации, он также учится ей управлять. А овладение самой информации является хорошей тренировкой для внимания, мышления и фантазии.

Применение мнемотехники на уроках истории.
По школьной программе каждый ученик должен освоить различные школьные предметы. Каждый ученик – индивидуальность. Одни предметы могут усваиваться легко, другие вызывать затруднения в усвоении материала. Ученик может с интересом погружаться в изучение одного предмета, и совершенно пренебрегать другим.

Мнемотехника – отличная возможность расширить границы восприятия ученика, понять материал и дать ему своё виденье.

Наиболее эффективными в использовании являются такие мнемонические приёмы, как рифмизация, создание ассоциативного ряда, создание звуковых ассоциаций, создание зрительной опоры, приёмы, облегчающие запоминание трудных слов.
Рассмотрим несколько примеров применения таких приёмов :

Сказки – ассоциации
Сказки – это тот жанр фольклора, который знаком и любим каждым из нас с детства. Именно поэтому, когда сказочные элементы появляются на уроках истории, тема приобретает особый окрас. 

Ученикам становится интереснее участвовать в процессе изучения материала. Большое количество исторических терминов можно переложить на сказку. Главное, что сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к термину, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны. Школьникам, особенно тем, кто только недавно перешел из младшего звена в среднее, особенно будет интересно слушать про жизнь древних людей на современный лад.

«Слова-маркеры»
Сам процесс формирования навыка запоминания учебного материала у учащихся делится на несколько этапов. На начальном этапе отрабатываю навык работы с текстом, его сжатия, то есть кодирование. Из большого текста параграфа получается небольшая цепочка слов, которую запомнить уже легче. Для лучшего запоминания эти слова необходимо записывать большими буквами. Слова в такой цепочке должны быть логически связаны между собой.

НАПРИМЕР:
Тема «Зарождение демократии в Древней Греции»
Аттика – демос - знать – Солон – долговые камни – рабство – Народное собрание – выборный суд – демократия.

Заключение
 К. Д. Ушинский говорил: «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши». Наша работа – это попытка «открыть» «глаза и уши» ученикам с помощью «технологии мнемотехник». Практическое, целенаправленное применение мнемонических приёмов позволило трансформировать технологию в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.

В задачи современного учителя входит развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а порой и неинтересная информация преобразуется в личностно значимые, эмоционально окрашенные знания. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведёт к более глубокой проработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

Почему использование мнемотехники необходимо?
Во-первых, предложенные приёмы мнемотехники были реализованы на практике; во-вторых, с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся применение мнемотехник необходимо на уроках, в частности истории; в-третьих, предлагаемые нами мнемоматериалы нашли отклик у учеников, что способствовало  развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении.  Совершенно не обязательно вводить элементы мнемотехники в изучение всех разделов истории. Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.

Библиографический список:
1. Агафонов В. В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.
2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
3. Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального
мышления . 
4. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. 
5. Крылов А. А. Психология. 
6. Никитина Т. Б. Развить суперпамять или запоминаем быстро и легко.
– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
7.Рогов Е. И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.


Категория: Блоги | Добавил: karpenkokarpenko
Просмотров: 258 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог