Сегодня: 15.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Модель организации психолого-педагогической поддержки детей с признаками одаренности

СКАЧАТЬ (107.0 Kb) 07.12.2024, 21:20
Кубасова Юлия Владимировна
педагог-психолог, МАОУ СОШ №1- "ШколаСколково-Тамбов"
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области [2, с. 5]. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Педагогическая поддержка одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Федеральный закон «Об образовании» предусматривает:
 единство образовательного пространства Российской Федерации [6, статья 11];
 преемственность основных образовательных программ [там же];
 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования [там же];
 государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [там же].

В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования. Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи [5, ч. III, п.4].

Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.
Действуя в рамках приказа Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на разных этапах деятельности должен реализовывать следующие мероприятия.
• На этапе психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ необходимо разрабатывать психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
• На этапе коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися необходимо формировать и реализовывать планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.
• На этапе психологической диагностики детей и обучающихся необходимо изучать интересы, склонности, способности детей и обучающихся, предпосылки одаренности и осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей.
• На этапе психологического просвещения субъектов образовательного процесса необходимо проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.

Приоритетными направлениями работы с одаренными детьми являются:
1. Создание условий для развития одарённой личности (в рамках деятельности ПМПк ОО) проходит в несколько этапов.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
1. Диагностического;
2. Консультационного;
3. Развивающего.

Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития.

Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного учащегося в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

Основной вектор развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

2. Современное общество требует развития таких качеств личности как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [4, с.20-27].

Развитие индивидуальности одарённого ребенка включает:
• создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей;
• социализация ребенка в группе сверстников;
• развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности;

3. В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:
• систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
• систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
• систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
• систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).

Цель педагогов – выявление явно и потенциально одаренных детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной и творческой деятельности, но и в конкретных отношениях, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, и которые способствуют развитию у ребенка положительного отношения к учебе, к самому себе и окружающим людям. «Если же способности ребенка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания» [3, с. 3]. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду, на что и делается ставка в МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина».

Остановлюсь на формах обучения одаренных детей, реализуемых в лицее.
• Дифференциация параллелей. В лицее предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разными видами способностей.
• Сегодня в нашей школе профильное обучение осуществляется по 7 направлениям: физико-математическому, компьютерному (информационно-технологическому), лингво-математическому и экономико-математическому, естественно-научному (химико-биологическому), гуманитарному (лингвистическому) и социально-экономическому.
• В рамках федерального проекта наш лицей стал единственным в регионе обладателем уникальной нанотехнологической лаборатории – «Наноэдьюкатор». Активно развиваются программы по робототехнике. С 2005 года проводятся выездные летние специализированные школы для одаренных учащихся.
• Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности.
• Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
• Создание механизмов финансовой поддержки учащихся, показавших высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, социальных проектах и др., для предоставления им возможности пройти обучение в профильных летних школах и принять участие в конференциях, тренировочных сборах и т.п. всероссийского уровня.
• В настоящее время в лицее открыты экспериментальные площадки регионального уровня:

1. «Проектирование технологии и методики поддержки талантливых детей средствами сетевой виртуальной лаборатории» (приказ управления образования и науки Тамбовской области от 09.02.2011 №240).
2. «Разработка и внедрение дополнительных образовательных программ технической направленности, в т. ч. по робототехнике, автомоделированию» (приказ управления образования и науки по Тамбовской области от 15.11.2011 №3253).

• Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы на тех или иных основаниях (по уровню способностей, академическим достижениям и т.п.).
Формы работы с одаренными детьми разнообразны.
• Работа по индивидуальному плану (при обращении родителей или педагога в психологическую службу ОО):

1. Разработка плана работы с одаренным учащимся.
2. Построение индивидуального образовательного маршрута для конкретного ребенка.
3. Разработка графика занятий.
4. Планирование и реализация тематических бесед и консультативных встреч с родителями, педагогами, одаренными детьми.

• Факультативные занятия по свободному выбору в малых группах.
• Организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
• Творческие объединения для совместной деятельности педагогов и учащихся.

Модель организации психолого-педагогической поддержки детей с признаками одаренности нацелена на содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Основной акцент в «Рабочей концепции одаренности» Богоявленской Д.Б. сделан на том, что выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках психолого-педагогического мониторинга, позволяющего построить комплексную и индивидуализированную программу идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики [2, с. 86].

Список использованных источников
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории: Диссертация доктора педагогических наук / Е.А. Александрова. – Тюмень. 2006.
2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – с.95 29.12.2012 [Электронный ресурс]
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Просвещение. 1974.
4. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования / Г. А. Майорова // Одаренный ребенок. – 2013. – № 1.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]
6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]

Список рекомендуемой литературы
1. Адамский А.И. Идея развития // Перемены. 2000. № 1.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории: Диссертация д-ра пед. наук. Тюмень, 2006.
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. с. 95 [Электронный ресурс]
4. Бойко О. Н. Пути социализации и адаптации одаренных учащихся при переходе из младшего звена обучения в среднее звено обучения // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2012. № 7.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. М.,1984.
6. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995.
7. Галеева И.Ш., Красильников В.Е. Экспериментальная площадка образовательного пространства // Воспитание вдумчивого читателя (опыт экспериментального проектирования). Казань., 2007.
8. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. 2005. № 2.
9. Калачихина О.Д. Исследовательская деятельность и профильное обучение // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М., 2006.
10. Коломиец О.М. Условия организации учебно-воспитательного процесса в школе на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий // Экспериментальная и инновационная деятельность как фактор развития образовательного пространства. М., 2010.
11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. URL.: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/4952
12. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. [Электронный ресурс]
13. Лазарев В.С. Направления и задачи инновационной деятельности в образовании // Педагогика. 2013. № 3.
14. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования // Одаренный ребенок. 2013. № 1.
15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М., 2006.
16. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. М.-Воронеж., 2004.
17. Одаренные дети: Пер. с английского / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. М., 1991.
18. Панова, О.П. Профильный лагерь – форма работы с интеллектуально одаренными детьми // Методист. 2012. № 8.
19. Прохорова М.П. Содержание и виды инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]
20. Сунтеева Ж.В. Создание условий для развития одаренности в общеобразовательном лицее // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2013. № 1.
21. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. 
22. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. М., 1982.
23. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. № 3.


Категория: Блоги | Добавил: Kubass
Просмотров: 114 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 15.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог