Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Модель смешанного обучения «перевёрнутый класс» на уроках информатики в основной школе

СКАЧАТЬ (762.0 Kb) 28.03.2021, 14:56
Кузнецова Лариса Леонидовна
Учитель информатики, МБОУ "СОШ №10" г. Байкальск
Название работы: Модель смешанного обучения «перевёрнутый класс» на уроках информатики в основной школе.

Аннотация: Новый Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого находится ученик. И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения. В данной работе представлена образовательная технология смешанного обучения «перевёрнутый класс» исследовательский кейс занятия, в рамках учебного предмета информатика на основе УМК Л. Босова, А. Босова для обучающихся 9 класса средних общеобразовательных учреждений, раздел программы: «Моделирование и формализация», тема: «Графические информационные модели».

Ключевые слова: Смешанное обучение. Перевёрнутый класс. Онлайн: обучение, сервисы, викторина. Информационно-коммуникационные технологии. Техническая поддержка. Сценарий занятия. Доступность учебных материалов в любое удобное время. Совместная деятельность. Исследовательская деятельность. Транслирования и приобретения практического опыта.

Не все учащиеся готовы взять на себя ответственность за своё обучение. Гораздо проще, когда учитель отберет наиболее важный материал, разжуёт его на уроке, акцентирует внимание на нужных моментах, проведёт ученика к усвоению материала с минимальными затратами сил со стороны самого ученика. Как перевести ребенка в режим саморазвития, если все привыкли, что за его обучение отвечают взрослые?

Считаю, что на сегодняшний день основной целью обучения является не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и необходимое создание новых, совершенно иных образовательных условий, которые должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного потребителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика знаний, искателя истины, первооткрывателя, разработчика, у которого девиз: «Я сам!».

Главной задачей современного образования является воспитание активной, творческой личности, которая может адекватно воспринимать любую информацию и пользоваться ей при необходимости.

Требования к предметным, личностным и метапредметным результатам устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель – направляющим.

Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.

Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1].

Основные идеи и факторы успеха в смешанном обучении. В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн обучение, и обучение с участием учителя [17].

Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу. Обучение с участием учителя - важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников.

Интеграция опыта обучения онлайн и с учителем представляет собой активный формы работы на уроке. Такие активности должны быть ориентированными на практику. Наиболее удобный формат их проведения - в малых группах (работа над проектами, настольные игры и другое). Также возможна коллективная и индивидуальная работа над проектами.
Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны [14].

Перевёрнутый класс. Самая простая для реализации модель. Она позволяет минимизировать фронтальную работу (учитель объясняет, дети слушают) и позволяет реализовать интерактивные формы работы на уроке. Учащиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный. В классе происходит закрепление материала и работа с ним, которая может проходить в виде проектной деятельности, семинара или в других интерактивных формах. Эта модель смешанного обучения может применяться в школе для учеников начиная с 3-5 класса [2].

Ротация станций. Наиболее эффективная модель смешанного обучения в начальной и средней школе. Требует наличия компьютеров или планшетов в классе и использования систем управления обучением. Все учащие делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса - станции. Станции имеют разные цели: работа с учителем - получение обратной связи от учителя; онлайн-обучение - развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться; проектная работа - применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников [8].

Ротация лабораторий. Модель смешанного обучения "Ротация лабораторий" предполагает, что часть занятий у учащихся проходит в обычном классе, а на один урок они перемещаются в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде. В онлайн-среде учащиеся могут изучать новый материал, закреплять пройденный, тренировать различные навыки а также работать над собственным проектом [9].

Гибкая модель. Основа гибкой модели смешанного обучения в том, что ученики не ограничены по времени тем или иным видом учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно составляют график работы, выбирают тему и темп, в котором они будут изучать материал. В этой модели по большей части используется онлайн-среда. Учитель работает с небольшими группами или индивидуально с учениками, которым нужна помощь.

Эту модель наиболее эффективна для обучения школьников старших классов, студентов и взрослых, так как требует развитого навыка самоорганизации.

Преимущества и недостатки смешанного обучения. Смешанное обучение сочетает в себе достоинства дистанционного и традиционного методов обучения и имеет множество преимуществ:

Обучение лицом к лицу дает возможность взаимодействия учащихся и преподавателя, а также учащихся между собой. В процессе совместной учёбы создается благоприятная образовательная среда, настрой на достижение результата, мотивация к учёбе. Участники процесса обучения мгновенно получают обратную связь, обсуждают материал, задают вопросы.

1. Совместное обучение и взаимодействие не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект учащихся.
2. С точки зрения онлайн-обучения, смешанная модель предоставляет большую свободу для учащихся: они могут сами выбирать материал, темп, время и место обучения.
3. Преподаватель обладает большей свободой в представления учебных материалов, контроле и оценивании. Сокращается время на проверку успеваемости, за счёт того, что тестирования можно выполнять он-лайн [15].

Одним из препятствий внедрения смешанного обучения может быть низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) у обучающихся и преподавателей, разный уровень владения ИКТ затрудняет процесс групповой работы.

Другой сложностью может оказаться техническое обеспечение места, где проходит обучение.
Кроме того, смешанное обучение требует постоянной технической поддержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.
Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где перевернутым становится сам процесс обучения.

Суть технологии перевёрнутого класса заключается в том, чтобы привлечь обучающихся к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке.

Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всём желании редко удаётся получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в школе, обучающимся предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебный материал (видео, презентация, учебники онлайн) по теме, сделанное самим педагогом или найденное в Интернете. Ученик может смотреть его в удобное для себя время и столько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Заодно он может обратиться как к онлайн-учебнику или дополнительным ресурсам, указанным учителем. Учитель прилагает 1-2 вопроса в режиме «онлайн» или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала.

На уроке учитель организует совместную деятельность [16] по изученной теме: дискуссии, решения задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов пр.

Получив начальные знания и сформировав первичное представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активным формам обучения, то есть к анализу конкретной учебной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практических заданий. Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе учитель, видя уровень подготовки учащихся, может предложить исследовательскую деятельность, [19] проекты, индивидуальные и коллективные формы работы. Также возможны дискуссии по теме, в которых каждый может высказать свое мнение.

Используя элементы «перевернутого обучения», мы представляем уникальный, практически неограниченный потенциал сети Интернет и его значимость в плане самообразования. Благодаря модели «перевернутый класс» у детей формируется отношение к сети Интернет, как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта, создания реальной возможности отстраниться от «высиживания» и «зубрежки» на уроке к формированию активной жизненной позиции обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса, развитию жизненно важных компетенций на предметном материале.

Отличия традиционного урока от занятия в технологии "Перевернутый класс" [12]

Традиционный урок «Перевернутый класс»
Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание.

Проблема: учащиеся порою бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. На последующем уроке появляется тревожное состояние учащихся на уроке, нежелание отвечать и предъявить домашнее задание. Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним.

Учащиеся просматривают учебный материал дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе.

Преимущества и недостатки урока модели «Перевернутый класс»
Преимущества Недостатки
Ученик может спокойно просматривать и прослушивать учебный материал, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник.

Учебные материалы доступны для отсутствующих школьников. Не каждый ученик выполняет домашнее задание.
Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно.

Во время презентации на компьютере можно более доступно преподнести материал. Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы».
Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). Ученикам, которые не смотрели учебный материал (фильм, презентацию, др.) будет неинтересно на уроке.

Отличительные особенности модели «перевернутый класс»
• Активная вовлеченность учащегося в процесс обучения.
• Учебные материалы (видео, аудио) всегда в свободном доступе.
• Высвобождается время на уроке для активных форм работы.
• Контент - это не ресурс, а отправная точка для изучения нового материала.
• Возможность учителя проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь.
• Возможность учеников работать в своем темпе (поставить на паузу, перемотать или пересмотреть учебный материал распределить время учебы по своему усмотрению).
• Возможность ученика не изучать материал дальше, если он не усвоил достаточное владение и понимание того, что им нужно было усвоить при работе дома.
• Обучающие материалы доступны всем учащимся, даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе.
• Возможность учителя диагностировать уровень усвоения учащимися первичного материала, «отправной точки», посредством онлайн-викторины.
• Возможность помочь в понимании материала (ученик - ученику). Поскольку степень восприятия разная у детей.
• Возможность учителя реально определить теоретиков и практиков и назначить их наставниками или помощниками их одноклассникам.
• Вовлеченность родителей (доступность учебных материалов для просмотра в любое удобное время, помощь своим детям в освоении материала).
При внедрении данной технологии педагоги, как правило, сталкиваются с двумя проблемами:
• Недостаточное владение технологиями подготовки обучающих видео;
• Сопротивление обучающихся: отказ от просмотра обучающих материалов заранее, требование объяснения материала от учителя на уроке.

С первой проблемой можно справиться с помощью сервисов для создания онлайн презентаций и видеороликов [13].
Вторую же проблему нужно решать с позиции модератора: любую деятельность можно организовать эффективно, если подойти к этому грамотно.

Практические советы при организации модели «перевёрнутый класс» [7].
1. Учебный материал должен быть коротким, с одной темой и с одной целью для изучения.
2. Для каждого учебного материала (видео, презентация, электронные образовательные ресурсы) обязательно определяйте учебную цель с поэтапной инструкцией.
3. Стремитесь к чёткому выстраиванию алгоритма изучения темы поэтапно выстраивая шаги: первое - выполнить это, второе - выполнить то и так далее.
4. Обязательно сопровождайте каждый учебный материал выполнением практического задания или предложением ученикам составить несколько вопросов к материалу, общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам учебного материала.
5. Предлагайте детям писать заметки, конспекты.
6. После изучения каждой темы обязательно предлагайте учащимся рефлексию для последующей самооценки. Возможный вариант:

Тема: Самооценка Знаю Понимаю Научился Интересуюсь
КЕЙС ЗАНЯТИЯ

Вид: Исследовательский
Технология: Смешанное обучение
Модель: Перевёрнутый класс
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9 б
Раздел программы: Моделирование и формализация.
Тема: Графические информационные модели.
УМК Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 7-9 классах; учебник Информатика Л. Л. Босова для обучающихся 9 класса средних общеобразовательных учреждений. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цели:
Предметные (образовательные):
• сформировать у учащихся понятие «графическая модель»;
• рассмотреть виды графических моделей;
• научить создавать и интерпретировать графические информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, чертежи);
• развить практические навыки работы в графическом редактора Paint.
Метапредметные (развивающие) способствовать развитию:
• познавательных УУД – умению работать с информацией: искать, анализировать сравнивать, выделять главное содержание, структурировать, сравнивать, обобщать, решать проблемы, формулировать понятия;
• регулятивных УУД - умению ставить цель и планировать свою работу, оценивать свою и деятельность других;
• коммуникативных УУД – участвовать в диалоге, умению точно и полно выражать свои мысли, аргументировать, работать в группе, принимать другие мнения, бесконфликтное общение, брать ответственность за групповой результат деятельности;
• личностные УУД – активизация познавательной деятельности, адекватная оценка других и самооценка.
Личностные (воспитательные): учить уважительно и терпимо относиться к любой личности.
Основные понятия и термины: схема, карта, чертёж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево.
Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация, дидактический раздаточный материал.
Электронные ресурсы:
1. Дневник.ру [6];
2. Учебник онлайн Информатика 9 класс [19];
3. Онлайн-викторина myquiz.ru [10];
4. Онлайн-сервис Plickers [11].
5. Сервисы для создания онлайн презентаций и видеороликов

Ожидаемый результат: у учащихся сформировано понятие «графическая информационная модель»; различают виды графических моделей, знают компьютерные программы для создания графических моделей, умеют создавать и интерпретировать графические информационные модели.

Распределение функций между учащимися и учителем
Фаза работы Действия преподавателя Действия учащегося
До занятия 1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся.
3. Разрабатывает сценарий
занятия. 1. Получает кейс и скачивает презентацию.
2. Изучает материал презентации.
3. Читает учебник онлайн Информатика 9 класс (2013 год), Глава I. Моделирование и формализация - § 1.3. Графические информационные модели, стр. 19-26.
4. Выполняет задания.
Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит группу на подгруппы.
3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями. 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других.
3. Демонстрирует свой продукт.
4. Принимает или участвует в
принятии решений.
После занятия 1. Оценивает работу учащихся.
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Делает самооценку своей деятельности по заданной форме.

Этап 1. Работа дома
1. Скачать презентацию «Графические информационные модели», прикреплённую к домашнему заданию в Дневник.ру 

Скриншот. Поурочное планирование
2. Изучить материал презентации «Графические информационные модели», в которой даются основные понятия темы и объясняется, как смоделировать графический объект.

Скриншот. Презентация «Графические информационные модели».

3. Прочитать учебник онлайн Информатика 9 класс (2013 год), Глава I. Моделирование и формализация - § 1.3. Графические информационные модели, стр. 19-26. Подробнее: Сайт: В КЛАССЕ, РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ И РЕШЕБНИКИ (ГДЗ) ОНЛАЙН.
4. Самостоятельно выбрать компьютерную программу для создания графической модели.
5. Создать модель комнаты, указав расположение предметов мебели, окон и дверей (инструкция в презентации).
6. Примите участие в онлайн-викторине «Графические информационные модели»
Чтобы поиграть зайдите на myquiz.ru и введите код викторины: 4596 (время запуска викторины за день до урока в 19.00 часов).
Этап 2. Работа в классе
Для проверки выполнения предварительного задания и определения степени готовности к творческому проекту учителем проводится опрос с использованием онлайн – сервиса Plickers, на знание содержания урока и предложенной в уроке среды моделирования, а также готовности продемонстрировать свою модель в выбранной компьютерной программе.

Скриншот. Онлайн – сервис Plickers, библиотека тестов.

По результатам опроса учащиеся делятся на группы:
• Новички – группа совершенно неподготовленных ребят.
• Теоретики – группа ребят, которые знают содержание урока, просматривали его, но не пробовали повторить на практике.
• Практики – группа ребят, которые уже умеют создавать простые графические модели и готовы к выполнению более сложных задач.
Критерии разделения ребят на группы:
Группа Ответили правильно на 5 вопросов онлайн-сервисе Plickers. Приняли участие в онлайн-викторине «Графические информационные модели»
на myquiz.ru код викторины: 4596. (рейтинг участников викторины).
Выполнили практическую работу.
Представили
графическую модель комнаты с указанием расположения предметов мебели, окон и дверей в Paint или в самостоятельно выбранной программе.
Практики + + +
Теоретики + + -
Новички - - -

Каждой группе предлагается выполнить отдельное задание:
• Практики обсуждают с учителем создание более сложной графической модели, предлагают компьютерные программы, а затем приступают к моделированию.
Предполагаемые компьютерные программы для создания моделей:
o Paint;
o Sweet Home 3D [5];
o Google SketchUp Make [3];
o Inkscape.[4].
Варианты заданий к уроку по теме «Графические информационные модели».
Создание модели:
o Компьютерный класс;
o Школа будущего;
o Своя модель.
• Теоретики сначала выполняют практическую работу, которую не выполнили дома, и если успеют, могут её усложнить.
Задание. Практическая работа в Paint. Постройте графическую модель вашей комнаты, укажите расположение предметы мебели, окон и дверей.
• Новички самостоятельно изучают урок (презентация) и выполняют практическую работу в Paint.

Задание.
o Изучить материал презентации «Графические информационные модели», в которой даются основные понятия темы и объясняется, как смоделировать графический объект.
o Практическая работа в Paint. Постройте графическую модель вашей комнаты, укажите расположение предметы мебели, окон и дверей.

Новички по договорённости могут присоединиться к теоретикам, чтобы не тратить время на изучение урока, а воспользоваться объяснениями одноклассников.
Очевидно, что у практиков самые интересные продукты, а у новичков – самые примитивные. Данный факт может послужить хорошей мотивацией на выполнение домашнего задания в дальнейшем.

Объединение теоретиков и новичков удачный педагогический приём: теоретики, объясняя материал новичкам, лучше запомнят его, а новички, действительно лучше усваивают, если им показывают «на пальцах», нежели при чтении или просмотре видео.
По окончании работы все созданные графические модели демонстрируются всему классу на экране.

Рефлексия. Суммирование и систематизация информации, ее оценка.
Возвращение к целям урока:
o понятие «графическая модель»?
o виды графических моделей?
o в качестве инструмента для графического моделирования используются?

Домашнее задание. Создать графическую модель «Моё увлечение».
Оцените свою работу по принципу: «Знаю – Понимаю – Умею - Интересуюсь».
Учащиеся делают самооценку своей деятельности - Учитель оценивает деятельность учащихся. Урок окончен. Спасибо за работу.

Заключение. Технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше и заинтересован больше. Новое всегда интереснее открывать самому!
На подготовку урока с использованием данной моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному, но это имеет высокие результаты в обучении и детям нравится.

Электронные ресурсы
1. Смешанное обучение. Википедия. 
2. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения. 
3. Google SketchUp Make. 
4. Inkscape. 
5. Sweet Home 3D. 
6. Дневник.ру. 
7. Лучшие рекомендации по организации «перевёрнутого класса». 
8. Модель ротации станций: как она устроена и в чём её проблемы? 
9. Модель ротация лабораторий. 
10. Онлайн-викторина myquiz.ru. 
11. Онлайн-сервис Plickers. 
12. Перевёрнутый класс. 
13. Сервисы для создания онлайн презентаций и видеороликов. 
14. Смешанное обучение. 
15. Смешанное обучение как инновационный учебный процесс 1 часть. 
16. Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. 
17. Технологии дистанционного обучения. 
18. 19Учебник онлайн Информатика 9 класс. 
19. Что такое исследовательская деятельность учащихся? 


Категория: Блоги | Добавил: LarisaBaik
Просмотров: 1213 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог