Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Модульная арифметика и теория сравнения чисел

СКАЧАТЬ (113.0 Kb) 09.01.2024, 19:39
Ветошкина Татьяна Геннадьевна
учитель математики, ГБОУ СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Добрый день, дети. Давайте, посмотрим, сколько сейчас времени. Сколько будет через 12 часов, а еще через 12?
Представьте себе, что время на часах не «обнулялось» бы каждый день и после 24:00, было бы 25 часов и так далее. Звучит странно. Но не кажется странным то, что после одного оборота часовой стрелки, мы говорим 1 час дня или 13 часов.

Давайте посмотрим на часы и подумаем, если сейчас 9:00 утра. Сколько будут показывать часы через 8 часов. Часовая стрелка укажет нам на 5, или мы скажем, что это 9+8 = 17, т.е. 17 часов вечера. Но мы же видим на часах 5. Дело в том, что числа 5 и 17 имеют общий арифметический модуль, который равен 12. Такие модули используют в модульной арифметике. Это система арифметики для целых чисел, где числа «оборачиваются вокруг» после достижения определенной стоимости – модуля. Т.е. в примере с часами, как мы говорили раньше, модуль равен 12, при прохождении через 12, мы получаем не 5 часов, а 17.00 и т.д. Но часы ограничивают нас сутками, и мы никогда не получим 33 часа, а модульная арифметика дает нам право находить большее количество чисел, сравнимых по модулю.

Модульная арифметика используется для сравнения чисел. Сравнение чисел – тема нашего сегодняшнего занятия.

Определение: Если два целых числа и при делении на дают одинаковые остатки, то они называются сравнимыми по модулю числа .

Сравнимость чисел и записывается в виде формулы (сравнения):

Число называется модулем сравнения.
Запись можно прочитать так : а сравнимо с b по модулю m.

Для примера числа 13 и 48 сравнимы по модулю 5, так как оба числа при делении на 5, дают остаток 3:
13=5*2+3 и 48=5*9+3

Определение сравнимости чисел и по модулю равносильно любому из следующих утверждений:

1. Разность чисел и делится на без остатка;
То есть числа13 и 48 сравнимы по модулю 5, так как их разность 35 делится на 5.

2. Число может быть представлено в виде , где — некоторое целое число.
Значит, имеет место равенство: 48=13+5*7 или 48-13=5*7, т.е. разность чисел 48 и 13 делится на 5 без остатка.

Давайте попробуем, используя вышесказанное, определить, сравнимы ли два данных числа по заданному модулю? Попробуем составить алгоритм узнавания сравнимых по данному модулю целых чисел.

Ответ: Чтобы проверить сравнимость двух целых чисел по данному модулю, надо:
1. Найти разность этих чисел;
2. Установить, делится ли полученная разность на данный модуль;
3. Сделать вывод.

Проверим, сравнимы ли числа:
1. а=58, в=42, m=8 ; Проверка: 58-42 = 6, 6 не делится на 8, значит числа не сравнимы.
2. а=47, в=13, m=-2 ; Проверка 47-13 = 34, 34 делится на (-2), значит числа сравнимы.
3. а=45, в=6, m=3 ; Проверка 45-6=39, 39 делится на 3, значит числа сравнимы.
4. а=18, в=29, m=11. Проверка 18-29 = -11, -11 делится на 11, значит числа сравнимы.

Проверим, верно ли сравнение:
1. 6≡0(mod 2); проверка: 6-0=6, 6 делится на 2, числа сравнимы по модулю 2.
2. 4≡53(mod 7); проверка 4-53 = -49, -49 делится на 7, числа сравнимы по модулю 7.
3. 59≡16(mod 2), проверка: 59-16 = -43, -43 не делится на 2, числа не сравнимы по модулю 2.

Свойства сравнения по модулю:
Для фиксированного натурального числа отношение сравнимости по модулю обладает следующими свойствами:
• для любого целого справедливо a ≡ a (mod m)
• если a ≡ b (mod m), то b ≡ a (mod m)
• если a ≡ b (mod m) и b ≡c (mod m), то a ≡ c (mod m)

Кроме вышеперечисленных свойств, для сравнений справедливы следующие утверждения (теоремы, имеющие доказательства):
• Обе части сравнения можно умножать на любое целое число, при этом сравнение не изменится.
• Сравнения можно почленно складывать, вычитать, перемножать .
• Обе части сравнения можно делить на одно и то же число, отличное от нуля.
• Любое слагаемое левой и правой части сравнения можно перенести с противоположным знаком в другую часть.
• Обе части сравнения и модуль можно делить на одно и то же ненулевое число.
• Сравнения можно возводить в степень.
• Рассмотрим некоторый многочлен с целыми коэффициентами:
koxn + k1xn-1+ ... +kn-1x+kn.
Если a≡b(mod m), то значения, которые принимает этот многочлен при х=а и при x=b, также сравнимы между собой по модулю m, т. е.
koan+k1an-1+ ... kn-1a+kn≡kobn+k1bn-1+ ... kn-1b+kn (mod m).

Рассмотрим Задачу 1.
Крестьянка несла на базар корзину яиц. Неосторожный всадник, обгоняя женщину, задел корзину, и все яйца разбились. Желая возместить ущерб, он спросил у крестьянки, сколько яиц было в корзине. Она ответила, что число яиц не знает, но когда она раскладывала их по 2, по 3, по 4, по 5 и по 6, то каждый раз одно яйцо оставалось лишним, а когда она разложила по 7, лишних яиц не осталось. Сколько яиц несла крестьянка на базар?
Решение:
Пусть х – число яиц. Так как х – 1 делится на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, то оно делится на их НОК, равное 60. Значит, х имеет вид 60у + 1. Поэтому для ответа на вопрос задачи надо решить в натуральных числах уравнение 60у + 1 = 7z.
Выразим z:
z=(60y+1):7
Значит, 60y+1⋮7
То есть, 60y≡-1(mod 7), (60y-(-1) ⋮7 – определение сравнения)
Т.к. 56y кратно 7, вычтем из левой части сравнения,
4y≡-1(mod 7), (умножим на 2 левую и правую части сравнения),
8y≡-2(mod 7), (вычтем из левой части сравнения 7y),
y≡-2(mod 7) =>
y-(-2)⋮7 (по определению)
y+2=7t, где t∈Z
Значит,
y=7t-2
Наименьшее положительное решение получаем при t = 1,
тогда y=5,
x=60*5+1
x=301
Ответ: крестьянка несла на базар 301 яйцо.

Рассмотрим Задачу 2.
Доказать, что при любом натуральном n число 122n+1 +11n+2 делится на 133.
Решение.
Мы имеем: 122n+1=122n∙12=12∙144n
Но 144≡11 (mod 133), и потому согласно свойству возведения сравнений в степень: 144n≡11n(mod 133).
Умножая на 12 (по свойству умножения сравнений), получаем: 12∙144n≡12∙11n (mod 133),
так что 122n+1≡ 12∙11n (mod 133).
Далее, 11n+2=11n∙121. А так как 121≡-12 (mod 133), то 121∙11n≡-12∙11n (mod 133), т. е. 11n+2≡-12∙11n (mod 133). Складывая сравнения (это можно делать по свойству о сложении сравнений), получаем:
122n+1 +11n+2≡12∙11n+(-12∙11n) (mod 133)≡0 (mod 133),
т. е. число 122n+1 +11n+2 делится на 133.

Рассмотрим Задачу 3.
Докажите, что при любом целом n число n3+3n2+2n делится на 6.
Решение.
Всякое целое число n дает при делении на 6 один из остатков 0, 1, 2, 3, 4, 5, т. е. имеет место одно из сравнений:
n≡0 (mod 6), n≡1 (mod 6), n≡2 (mod 6), n≡3 (mod 6), n≡4 (mod 6), n≡5 (mod 6).
Если n≡0(mod 6), то по следствию 2:
n3+3n2+2n≡03 +3∙02 +2∙0(mod 6), т.е n3+3n2+2n≡0(mod 6).
Если n≡1 (mod 6), то (опять по следствию 2)
n3+3n2+2n=l3 +3∙12 +2∙1(mod6), т. е. n3+3n2+2n=6≡0(mod 6).
Если n≡2 (mod 6), то n3+3n2+2n=23 +3∙22+2∙2(mod6), т. е.n3+3n2+2n=24≡0(mod 6).
Аналогично рассматриваются три оставшихся случая.
Итак, в любом случае n3+3n2+2n≡0(mod 6), т. е. n3+3n2+2n делится на 6.

Упражнения.
1. Докажите, что при любом целом n число n2 + n четно.
2. При каких n число n2-1 делится на 3?
3. Докажите, что если числа а и b не делятся на 3, но дают одинаковые остатки при делении на 3, то число ab-1 делится на 3. Обратно, если ab-1 делится на 3, то числа а и b не делятся на 3 и дают одинаковые остатки при делении на 3.
4. Докажите, что если числа а и bне делятся на 3 и дают разные остатки при делении на 3, то число ab+1 делится на 3. Обратно, если ab+1 делится на 3, то числа а и b не делятся на 3 и дают разные остатки при делении на 3.
5. Докажите, что, каковы бы ни были целые числа а и b, число ab(a2 -b2) всегда делится на 3.
6. Докажите, что, каковы бы ни были целые числа а и b, число ab(а2 - b2) (4а2 - b2) всегда делится на 5.
7. Докажите, что, каковы бы ни были целые числа а и b, число ab(a4 – b4) всегда делится на 5.
8. Докажите, что при любом целом n число n2 (n2- 1) делится на 4.
9. Докажите, что при любом целом n число n5 - n делится на 5.
10. Докажите, что при любом целом n число n(n6- 1) делится на 7.
11. Докажите, что если хотя бы одно из чисел а ,bне делится на 7, то и число а2+b2 не делится на 7.
12. Докажите, что при любом целом n число n(2n+1)(7n+1) делится на 6.
13. Число а дает остаток r1 при делении на m, а число b дает остаток r2 при делении на m. Можно ли утверждать, что число а+b дает остаток r1 + r2 при делении на m, а число ab дает остаток r1r2при делении на m? Как изменить формулировку, чтобы получилось верное утверждение?

Некоторые ответы и указания.
1. Всякое целое число n дает при делении на 2 один из остатков 0, 1, т. е. имеет место одно из сравнений:
n≡0 (mod 2), n≡1 (mod 2)
Если n≡0(mod 2), то по следствию 2:
n2 + n=02+0≡0(mod 2)
Если n≡1 (mod 2), то (опять по следствию 2):
n2 + n=12+1=2≡0(mod 2)
В обоих случаях остаток 0, следовательно, число n2 + n четно при любом целом n.
2. Всякое целое число n дает при делении на 3 один из остатков 0,1,2,-1,-2 т.е. имеет место одно из сравнений:
n≡0 (mod 3), n≡1 (mod 3), n≡2 (mod 3).
Если n≡0(mod 3), то по следствию 2:
n2 -1=02-1≡-1(mod 3)
Если n≡1 (mod 3), то (опять по следствию 2):
n2 -1=12-1≡0(mod 3)
Если n≡2 (mod 3), то (опять по следствию 2):
n2 -1=22-1=3≡0(mod 3) в этом случае число делится на 3.
Число n2-1 делится на 3 в тех случаях, когда n при делении на 3 дает остаток 2.
3. Всякое целое число n дает при делении на 3 один из остатков 0,1,2
Если a≡1 (mod 3), b≡1 (mod 3), то ab-1≡1∙1-1≡0(mod 3)
Если a≡2 (mod 3), b≡2 (mod 3), то ab-1≡2∙2-1=3≡0(mod 3)
Первое утверждение, верно, получили остатки 0.
Если ab-1≡0(mod 3), то ab≡1(mod 3), следовательно, a≡b (mod 3),т.к.
Если a≡1 (mod 3), b≡1 (mod 3), то ab≡1∙1≡1(mod 3)
a≡2 (mod 3), b≡2 (mod 3), то ab≡2∙2=4≡1(mod 3)
a≡2 (mod 3), b≡1 (mod 3), то ab≡2∙1=3≡0(mod 3)
a≡1 (mod 3), b≡2 (mod 3), то ab≡1∙2=3≡0 (mod 3)
a≡0 (mod 3), b≡2 (mod 3), то ab≡0∙2=0≡0(mod 3) такой же результат получим если остаток числа b будет 1, или если b будет делится на 3 , а a нет.
Получили , что a и b ,будут иметь одинаковые остатки при делении на 3.
5. ab(a2 -b2)=a3b-ab3
Всякое целое число n дает при делении на 3 один из остатков 0,1,2, т.е.
n≡0 (mod 3), n≡1 (mod 3), n≡2 (mod 3),
Тогда n≡n3(mod 3), a3b-ab3≡ab-ab(mod 3)≡0(mod 3),это означает что число ab(a2 -b2) делится на 3.
6. ab(а2-b2) (4а2-b2)=ab(4a4-a2b2-4a2b2+b4)=4a5b-5a3b3+ab5
Второе слагаемое -5a3b3 делится на 5, т.к. имеет такой множитель
Тогда n≡n5(mod 5), 4a5b+ab5≡4ab+ab(mod 5)≡5ab(mod 5)≡0(mod 5),это означает что число ab(а2-b2) (4а2-b2) делится на 5.
8. n2 (n2- 1) делится на 4.
Всякое целое число n дает при делении на 3 один из остатков 0,1,2, т.е. имеет место одно из сравнений:
n≡0 (mod 4), n≡1 (mod 4), n≡2 (mod 4), n≡3 (mod 4)
n2 (n2- 1)=n4- n2
Если n≡0 (mod 4), то n4- n2≡04-02(mod 4)≡0(mod 4).
Если n≡1 (mod 4), то n4- n2≡14-12(mod 4)≡0(mod 4).
Если n≡2 (mod 4), то n4- n2≡24-22(mod 4)≡12(mod 4)≡0(mod 4).
Если n≡3 (mod 4), то n4- n2≡34-32(mod 4)≡72(mod 4)≡0(mod 4).
это означает что число n2 (n2- 1) делится на 4.

Таким образом теорию сравнения чисел можно использовать для решения многих задач и доказательств признаков делимости чисел. Но это тема наших следующих занятий.
Какие открытия для себя вы сделали сегодня на занятии? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднение?
Спасибо за внимание!


Категория: Блоги | Добавил: TataVeto
Просмотров: 124 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог