Слайд 1.Музей забытых вещей. Учебные принадлежности советского школьника 50-60-х годов
Слайд 2.Многих вещей школьного советского детства в современных школах уже не увидишь. А сегодняшние школьники порой даже не знают, для чего они были нужны. Конечно, за это время школа изменилась кардинально, и многими школьными принадлежностями современные дети давно перестали пользоваться.Приглашаю вас на экскурсию в Музей забытых вещей! Вы увидите школьные принадлежности, которыми пользовались ваши бабушки и дедушки
Слайд4.Школьный звонок.Это чудо-техники- школьный звонок.В коридоре школы сидела неизменная старушка , которая исполняла множество функций. Она была уборщицей, наводя чистоту в холлах и коридорах школы (классы убирали сами ученики), она же была гардеробщицей и, самое главное, подавала звонки с уроков и на уроки в строгом соответствии с их расписанием.
Сначала звонки подавались при помощи ручного колокольчика, с которым наша «старушка», звоня во все колокола, проходила по коридорам, но неизбежно и в эту область вторгся технический прогресс, и на смену медному колокольчику пришёл электрический звонок, который был слышен не только по всей школе, но и в домах через дорогу.
Слайд 5.Перьевые ручки.В ту пору ещё не знали о существовании шариковых ручек. Писали обыкновенными перьевыми ручками. Вот они перед нами, разноцветные перья. Обкусанные, обсосанные, обтрёпанные, обмусоленные в их непростых жизненных передрягах. Единственный тип пера, который первоклашкам дозволялось использовать, – это перо №11. Эти перья были сделаны из мягкого, но упругого сплава и предназначались для выработки аккуратного каллиграфического почерка. Они позволяли выводить тонкие волосяные линии и писать с нажимом.
Слайд 6.Чтобы писать перьевой ручкой, нужны чернила. Школьники писали только фиолетовыми чернилами, хотя они существовали самых разных цветов, в частности, учителя использовали красные чернила для выставления отметок в тетрадях и дневниках. Это чернильницы-непроливайки, и мало кто их уже помнит. как ни наклоняй чернилку, чернила из неё никуда не денутся.
Такие мы таскали с собой в класс, укладывая в специальный мешочек, и для неё тоже должно найтись место в портфеле. Хотя иногда, как и мешочек со второй обувью, его носили вне портфеля, отдельно.
На учительском столе, как правило, стоял простой чернильный прибор, как и школьная непроливайка, сделанный из бакелита или его отечественного родственника карболита. Письменный прибор мог дополняться пресс-папье для промакивания, просушивания только что выставленных в журнал отметок.
Слайд 7.Их делали из дерева твердых пород, и перекрашивали раз в два-три года.
Обратите внимание, что на них нет ничего лишнего. А все потому, что часть столешницы, которая располагалась под локтями, открывалась как крышка сундука, на петлях. Под ней была просторная ниша.
Таким образом, на рабочих местах находилось только то, что необходимо на уроке. Портфели же убирались вниз, на специальную полку с бортиком, расположенную перед коленями.
Слайд 8.Разрезная азбука — одно из наиболее распространенных пособий в те годы.У картонных папок, покрытых дерматином, ледерином или коленкором для дополнительной прочности, внутри имелись ячейки-кармашки (их еще называли патронки-кассы, откуда и пошло название самого предмета). Листы азбуки, которые шли в комплекте, разрезали на отдельные буквы и слоги, и вставляли их в эти кармашки. Составляя простые слова, ребенок закреплял начальные навыки чтения.
Слайд 9.Промокашка.В любой тетради на первой странице всегда была промокашка. Промокашка выполняла уникальное количество применений. На промокашке, в лучшем случае, расписывали ручку. Из промокашки получались отличные самолётики, т.к. бумага промокашки была легче. На уроке ботаники в свёрнутую пополам промокашку сажали семена помидор. Даже шпаргалки писали тоже на промокашке карандашом, а перед тем как сдать тетрадь, карандаш аккуратно стирался.А под новый год, помните, когда весь СССР вырезал бумажные снежинки, из промокашки они получались гораздо лучше.
Слайд 10.Почетное первое место в списке точилок из СССР заслуженно занимает точилка механическая! С ее помощью можно было наточить карандаш до остроты иголки, а уж сам процесс «затачивания» нравился школьникам не меньше результата! Крутить ручку, слушая шуршащий звук механизма и наблюдая за тем, как карандаш становится все острее — в этом заключалось какое-то особенное чудо.
Все точилки в СССР отличались своей идеей, оформлением и уникальным принципом работы. Например, если в одних имелось специальное отверстие, куда вставлялся карандаш, то такие точилки, как «рыбка» или «топор» работали по другому принципу: ими нужно было затачивать карандаш вручную. Главное — делать это аккуратно, а иначе можно было легко пораниться.
К слову, точилка-рыбка была не такой уж маленькой — почти 8,5 см.
Слайд 11.Раньше школьники аккуратно складывали тетради в специальную папку. Это было практично и эргономично. Тетради не мялись и занимали меньше места в портфеле. Наверное, стоит вернуть эту вещь в обиход современных школьников.
Слайд 12.Надеюсь, что наша экскурсия была познавательной И интересной! Спасибо за внимание!
Слайд 13.Источники:
|