В Новейшем мире идеал не существует отдельно от феноменов, субъект неотделим от объекта, все содержится в большом единстве, скрытое раскрывается и трансцендентальная апперцепция, которая служит условием единства явлений, представляет свои формы, законы, взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения, воспроизведения, репродуцирования. Основой единства составляет тезис «Я думаю, Я размышляю, Я понимаю». Ребенок как личность развивается под влиянием окружающей среды: «Субъект воспитания – индивид или группа людей, которые осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на человека или коллектив с целью формирования у них определенных качеств. Объект воспитания – индивид или группа людей, на разум, эмоции и волю которых осуществляется целенаправленное воспитательное воздействие» [1, с. 17]. «В этом процессе формируется модель поведения ребенка в окружающей среде, модель механизма ориентации и саморегуляции, основывается модель развития его духовной сферы» [2, с. 7], а именно – взглядов, убеждений.
Объектом выступают факторы, условия воспитания, а живые личности – преподаватели, взаимодействуя с ними, оценивая их, являются субъектами воспитания. «Религия... семья, законы, литература, музыка, историческая жизнь народа» [2, с. 92], «дом, церковь, народные учреждения, пресса, книга, театр: целое окружающей среды» [3, с. 194], «природа и производство» [4, с. 384], «язык народа, политика, наука, право, искусство... антиобщественные явления»[1, с.6], средства массовой информации, телевидение, стереотипы гендерных ролей и прочее, обусловливающие те знания, которые дети получают о мире. На основании этого базиса формируется индивидуальная «школа познания» в каждом конкретном случае. Одним из направлений современной музыкальной педагогики является усиление культурологического подхода к учебно-воспитательному процессу в общеобразовательной школе и в образовании в целом. В настоящее время особую актуальность приобрела следующая идея: школа ХХІ века должна быть «очагом культуры и поликультурного воспитания», в котором «обеспечивается духовное развитие ребенка, осуществление перехода от образованного к человеку культурному» [3, с. 24; 4, с. 23 ]. Таким образом процесс воспитания ребенка опирается на философский фундамент и реалии жизни.
Культура во всех формах, на всех уровнях индивидуального и общественного сознания, во всех сферах человеческой жизнедеятельности: общества и личности, мировой и локальной, материальной и духовной, политической и физической, государственной и региональной, областной и городской, сельской и этнической – стала могучим процессом всемирно-исторического движения. Процессом, который требует глобального развития научных знаний и профессиональной образованности.
Усиление внимания к проблеме культуры особо востребовано в связи с «упадком духовности, культурных ценностей» , «разрушением не только природной, но и культурной экологии, ростом преступного мира, нравственного цинизма» . А также значением единства образования и культуры, человечности, гуманности, культурности образования. Связывая аспекты философии, педагогики, культурологи, современная теория воспитания входит в общее комплексное педагогическое пространство формирования личности будущего Учителя.
В процессе изучения музыкальных и психолого-педагогических дисциплин будущие педагоги овладевают целостной музыкальной теорией, методологическими основами музыкального искусства, исполнительским мастерством, что становится основой творческого отношения к работе учителя музыки, избавляет от шаблонов, стереотипов в мышлении, вырабатывает умение пользоваться новейшими методами преподавания предмета, специальной музыкальной, педагогической, научной литературой. Кроме того, определяет оптимальные пути к реализации задач по музыкальному воспитанию у школьников, молодежи.
Музыка относится к искусству исполнительскому, реально существует в живом звучании, основа ее содержания, образов – чувства, переживания людей. Учитель музыки – один во многих ипостасях; писатель, ибо сам составляет сценарий каждого урока; режиссер, потому что каждый урок в какой-то мере премьера; исполнитель главной роли; блюститель порядка и дисциплинированный творческий актер, потому что играет днем четыре – пять представлений, приводя в форму свой исполнительный аппарат; психолог, маг, виртуоз, умеющий сделать урок безразмерным, интересным, вмещающим в себя различные исторические периоды, сложные литературные, научные, теоретические судьбы, эпохальные открытия; властелин дум, врачеватель, духовник. При этом учитель должен умело передавать знания, характер, настроение каждого произведения; должен учитывать особенности восприятия и мышления детей разного возраста, которые приходят к нему на урок; должен быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях; должен быть хорошим организатором; должен отличаться целеустремленностью, энергией, настойчивостью, терпением, снисходительностью; должен проявлять чувствительность, внимание, справедливость, увлеченность, оптимизм, юмор; должен радоваться, гневаться, печалиться, надеяться, обижаться, но тактично, не допускать несправедливости. Преподаватель – учитель – это вечный двигатель человеческой души, а его труд, педагогическое творчество требует постоянно новых средств организации учебного процесса, новых ритмов, новых методов и согласования этих методов с требованиями современности.
Сегодня в нестабильном и требовательном мире музыка занимает доселе невиданное место. Ее непрерывно транслируют по радио, на телевидении, в домах, квартирах, ресторанах, кафе, концертах, филармониях, кино, фестивалях, конкурсах. Симфония, опера, джаз, инструментальная музыка, поп-музыка, диско, рэп являются неотъемлемыми составляющими современного музыкального искусства. Современная музыка использует широкие технические средства, политонический и атонический языки, немузыкальные электроакустические приборы, инструменты. В то же время классическая музыка, как образец сложной культуры, является катализатором общества и объединяет прошлое с будущим, превращает нереальное в реальное – настоящее, которое происходит сейчас, в данную минуту, и длится в будущем.
Таким образом, приходим к выводу, что раскрыть творческий потенциал, способствовать развитию музыкальных способностей, научить через сказку, игровую деятельность переживать музыку, выражать ее в образах, звуках, словах, цвете – вот главные цели и основные задачи, стоящие перед современным учителем музыки.
Библиографический список:
1. Выготский Л. С.-Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка/ Выготский Л. С. – Москва: Академия пед. наук РСФСР. – 1967. – 519 с.
2.Вишневский А. И., Кобрий А. М. Теоретические основы педагогики / Вишневский А. И. – Дрогобыч. – 2001. – 268 с.
3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Ушинский К. Д.// Избранные педагогические произведения : в 2 т. – Москва.Просвещение – 1983. – Т. 1. – С. 43-104.
4. Педагогика / Под ред. Ярмаченка М.Д. – Москва : Высшая школа. – 1986. – 543с.
5. Сухомлинская А. Современные ценности в воспитании: проблемы, перспективы / А. Сухомлинская // Путь образования. – Москва – 1996. – № 1. – С. 24-27.
6. Савченко А. Цели и ценности реформирования современной школы / О. Савченко // Путь образования. –Москва. – 1996. – № 1. – С. 20-23.
7. Гальперин П. Я. К теории программированного обучения / Гальперин П. Я. – Москва: Просвещение, 1967. – 43 с.
8. Талызина Н. Ф.Теоретические основы контроля в учебном процессе/ Талы-зина Н. Ф.-Москва.-Знание.- 1983.-210с.
|