Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Музыка в пьесе У.Шекспира "Ромео и Джульетта" (бинарный урок литература + музыка в 7 - 9 классе)

СКАЧАТЬ (59.5 Kb) 09.03.2023, 16:11
Кухтина Зоя Михайловна
учитель, МБОУ "Замишевская СОШ"
Цель: определить связь пьесы «Ромео и Джульетты» с музыкой.
Задачи: проанализировать наиболее значимые музыкальные произведения, связанные с пьесой «Ромео и Джульетта», найти сходства и отличия музыкальных фрагментов.

Используемые дисциплины:
- литература,
- музыка,
- искусство,
- актёрское мастерство.

Инструменты развития личности:
- коммуникация,
- социализация,
- творческое взаимодействие,
- креативное мышление.

Оборудование: записи музыкальных произведений, фрагменты видеозаписей балета по пьесе, литы для рисования, фломастеры или каранлаши, крышки от кастрюль, колокольчик, деревянные ложки, дудочка и пр. «музыкальные инструменты».
«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!
Гектор Берлиоз

I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.

- На прошлых уроках мы начали знакомство с пьесой У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Давайте вспомним главных героев пьесы и сюжетную линию.
III. Постановка проблемы, формулирование цели и задач.
- С момента написания Шекспиром пьесы прошло более 400 лет. За это длительное время многие композиторы мира перелагали на музыку трагическую историю влюблённых. Как вы думаете, чем приглянулся композиторам сюжет шекспировской пьесы? (Ответы учащихся.)
- Верно, слова Г. Берлиоза, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку, подтверждают ваши высказывания.
- А что именно имел в виду композитор, говоря о сюжете в целом? Давайте станем на его место и попробуем разобраться, чем может быть привлекательна пьеса о страстях четырёхсотлетней давности. Итак, попробуйте сформулировать цель урока.

Цель: определить связь пьесы «Ромео и Джульетта» с музыкой.
- Для достижения поставленной цели требуется решить какие-то конкретные задачи. Что следует сделать, чтобы найти музыку в пьесе «Ромео и Джульетта»?
Задачи: оценить пьесу «Ромео и Джульетта» с точки зрения композитора, музыканта, танцовщика и художника.

IV. Решение поставленных задач.
1. Чтобы почувствовать музыкальность пьесы, попробуем на минутку перевоплотиться в композиторов.

- В начале урока мы вспомнили главных героев пьесы. Давайте назовём отличительные особенности характера каждого из них. (Ответы детей.)
- А теперь прослушайте несколько отрывков из разных музыкальных произведений, написанных по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта», и попробуйте догадаться, какой герой скрывается за этими звуками.
Звучат отрывки из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: «Кормилица», «Джульетта-девочка», «Меркуцио».
Учащиеся прослушивают отрывки, высказывают свои предположения, обосновывают их, узнают правильный ответ.
- Проделаем аналогичную работу. Но на этот раз вам необходимо соотнести музыку и сюжетную сцену пьесы. Найдите в тексте соответствующий эпизод.
Звучат отрывки из увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (тема вражды семейств Монтекки и Капулетти (главная партия) и тема любви Ромео и Джульетты (побочная партия)), а также отрывки из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Тибальд бьётся с Меркуцио», «Похороны Джульетты»).
Учащиеся прослушивают отрывки, высказывают свои предположения, обосновывают их, узнают правильный ответ.
Вывод: характеры и сюжет пьесы не нуждаются в доработке или переработке для воспроизведения их в музыке.

2. Теперь предлагаем вам побыть в роли художников.
- Каждый композитор, изображая звуками одни и те же события пьесы, олицетворяя одних и тех же героев, тем не менее, каждый раз привносит что-то своё в характеры людей и действий. Давайте прослушаем музыкальные отрывки из произведений разных композиторов, посвящённые Ромео. Слушайте внимательно, стараясь уловить отличительные черты одной мелодии от другой.
Звучат отрывки из балета Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» (вторая часть, «Ромео один») и балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Ромео»).
- А теперь возьмите в руки карточки и нарисуйте два «портрета» Ромео, основываясь на прослушанных отрывках. Но пусть это будут необычные портреты: вместо человека на них будут предметы-символы. Например, звучный голос героя может олицетворять изображение соловья, а решительность юноши – пущенная стрела и пр. Выбор символа подкрепляйте цитатами из пьесы и особенностью музыкальных фрагментов.
Учащиеся рисуют «портреты», демонстрируют их. Анализируются изображенные на картинках символы, отмечаются схожие, повторяющиеся символы.

Вывод: образы, созданные Шекспиром, настолько глубоки, что каждый из композиторов, создававших произведения по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта», мог найти новые грани характеров и событий и отразить их в своей музыке.

3. Мы были в роли композиторов и художников. Теперь мы – танцоры.
На музыку Берлиоза по пьесе «Ромео и Джульетта» были поставлены балетные спектакли. Екатерина Максимова, исполнявшая роль Джульетты, говорила: «Раньше считалось, что Шекспир и балет – несовместимы. Но оказалось, что балетные Ромео и Джульетта могут затронуть сердце зачастую сильнее, чем их двойники на драматической сцене. Шекспир для меня что-то бесконечное, бездонное…»

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма-балета, сделанный на киностудии «Экран» (1968) или фрагмент английской версии балета по музыке Прокофьева (реж. П. Циннер, 1966).
- Ваша задача – разбиться на группы, выбрать сцену из пьесы и изобразить её под музыку, представив себя танцором балета. На подготовку отводится 30 секунд.
Учащиеся демонстрируют «балетные» представления. Отмечается пластичность и актёрское мастерство, соответствие содержанию пьесы, а также оригинальность интерпретации.
Вывод: сюжет и характеры настолько мелодичны, что сошли с драматической сцены на балетную, не потеряв при этом естественности и связи с реальностью.

4. Нам осталось перевоплотиться в музыкантов.
Перед учащимися крышки от кастрюль, колокольчик, деревянные ложки, дудочка и пр.
- Разделитесь на пары. Один из вас будет «чтец», а второй – «музыкант». Посмотрите на «инструменты», которые лежат перед вами. Выберите отрывок из пьесы «Ромео и Джульетта» и попробуйте прочитать его, озвучивая наиболее характерные места подходящим к ситуации «инструментом». Подумайте, какой из «инструментов» будет наиболее уместен при чтении отрывка. Выбор «инструмента» обоснуйте цитатами из текста. На подготовку – 3 минуты.
«Чтецы» зачитывают выбранный отрывок из текста пьесы, а «музыканты» аккомпанируют им на выбранном «музыкальном инструменте», дополняя текст звуками подходящих по смыслу и ситуации предметами. Учитывается уместность и мелодичность выступления.
Вывод: драматизм сюжета, энергичный, живой ритм повествования требуют динамичного музыкального сопровождения с обостренной кульминацией и трагичным финалом.

V. Подведение итогов.
- Вспомните начало урока и цель, которую мы перед собой поставили. Достигли ли мы её? Каким образом? Согласны ли вы с утверждением Г. Берлиоза, взятым в качестве эпиграфа к уроку? Кем вам понравилось быть больше всего: композитором, художником, танцовщиком или музыкантом?

VI. Домашнее задание.
- В Вероне есть Клуб Джульетты, где влюблённые могут написать письмо Джульетте. Попробуйте тоже написать подобное письмо Джульетте или Ромео и предложите аккомпанемент для его сценического прочтения.


Категория: Блоги | Добавил: levkoy
Просмотров: 209 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог