На состоявшемся в августе 2013 года в Якутии I Международном конгрессе «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» был представлен уникальный проект. Суть его заключалась в том, чтобы каждый ребенок учился музыке, более того, к концу средней школы выпускники умели играть из классических инструментах и владеть азами теории музыкального искусства. Проект получил название «Музыка для всех».
Инициатор проекта Михаил Ефимович Николаев первый президент Якутии, депутат Государственной Думы России сказал: «изучение музыки развивает у ребёнка воображение, делает его внутренне богаче и как следствие, изобретательным и пытливым. Есть много примеров, когда великие учёные, такие как Альберт Эйнштейн, Лев Ландау, Петр Капица, были также великолепными музыкантами, играли на классических инструментах как фортепиано и скрипка. Это очень помогало им в работе и творчестве. Исследования показывают, что самый значительный эффект воздействия музыки наблюдается в начальных классах, дети получившие 25 минут обучения игры на фортепиано в неделю, имели при тестировании по математике на 25% лучшие баллы, чем дети, не получившие музыкального обучения. Подобную связь обнаружили и в отношении изучения языков и улучшения письменной грамотности в исследованиях среди полумиллиона школьников. Также велико оказалось влияние музыки на память детей. Это ещё более ценно учитывая огромный объём информации, который необходимо выучить и запомнить современному школьнику. Видимо, музыка способствует развитию физических характеристик мозга детей, при этом, не захламляя их мозг, а наоборот, делая процесс обретения памяти более структурированным и методичным» [4]. Кроме того, неизмерима ценность обучения музыке в эмоциональном развитии ребёнка. Музыка помогает человеку поднять качество жизни. Человек с музыкальным образованием лучше может выразить свои идеи, более склонен к совместным усилиям и имеет огромную тягу к знаниям. Умение музицировать меняет ум ребёнка, представление о себе, его музыкальная компетентность ощущение маленького профессионала раскрывает у человека душу, сердце и разум, продвигают его к ещё большим свершениям. Этот позитив может красной нитью пройти через всю его жизнь и сделать счастливым человеком [3].
14 - 15 августа 2017 года в селе Октемцы прошёл форум учителей музыки и изобразительного искусства под девизом – «Музыка и художественное образование путь к успеху» [5]. Наш оркестр народных инструментов 27 школы принял участие в этом форуме и послужил базой, на которой был создан сводный оркестр. Дирижёром сводного оркестра был назначен Козлов Алексей Геннадьевич. За 3 месяца до форума были высланы партитуры в 26 улусов Якутии. 1 августа начались репетиции нашего оркестра в школе, где мы разлучили пьесу Владимира Ксенофонтова «Приветственная» и обработку русской народной песни «Светит месяц». За неделю до начала форма Высшая школа музыки пригласила приехать все оркестры в Канадскую деревню, которая находилась за городом, где был хороший концертный зал для репетиций. Наш оркестр выехал туда в концертных костюмах и с инструментами, где нас разместили в двух коттеджах. С улусов приехало много детей из музыкальных и общеобразовательных школ со своими руководителями. С первого дня сводный оркестр из 130 детей начал репетиции под девизом - «Играем вместе!» [1, с. 25]. Состав сводного оркестра был очень разнообразным: балалаечники, домристы, скрипачи, флейтисты, саксофонисты, кларнетисты, аккордеонисты и баянисты, также были большие барабаны. Для гармоничного звучания различных инструментов проводились не только групповые, но и индивидуальные занятия. Это большая и сложная работа, поэтому за каждый за каждой группой инструментов были закреплены руководители. С группой домр занималась Козлова Н. В., с группой балалаек - Семенова А.Т., с группой духовых инструментов - Слепцова И.В., с группой струнно-смычковых инструментов - Дедюкин А.С. ударные инструменты- Сокольникова М. И. синтезатор, мелодики и баяны - Козлов А. Г. Утром были индивидуальные и групповые репетиции, после обеда сводный оркестр репетировал в концертном зале. Было жарко, душно, но никто не жаловался. Такие инструменты как барабаны и духовые инструменты звучали очень громко, пришлось выстраивать звуковой баланс. Затем прибавили темп и добавили динамические оттенки. С каждой новой репетицией оркестр звучал всё лучше. Вечером для детей проводили дискотеки, где они знакомились и обменивались адресами. Наконец настал день открытия форума. Нас привезли в село Октемцы, в новый очень красивый концертный зал с хорошей акустикой. С приветственной речью выступил Михаил Ефимович Николаев первый президент Якутии. Концерт открыл сводный хор учащихся школ. Сводный оркестр из 130 человек сыграл «Приветственную» Владимира Ксенофонтова, затем выступили скрипачи Высший школы музыки. Всё звучало грандиозно. На форуме выступали музыканты из Якутии, которые сейчас живут в Америке. На закрытии сводный оркестр сыграл вариации на тему р.н.п. «Светит месяц». Настало время прощаться с Канадской деревней. Дети не хотели уезжать - кругом лес, свежий воздух, новые друзья, жизнь, насыщенная репетициями и выступлениями. Уже прошло несколько лет, а мои оркестранты до сих пор спрашивают, когда можно будет ещё поехать в Канадскую деревню? Чему научила эта поездка моих оркестрантов? Совместные репетиции огромного коллектива научили дисциплине и трудолюбию. Концерты научили хорошо держаться на сцене и не теряться на публике, быстро концентрироваться и реагировать на указания дирижера. Это поездка научила старших помогать младшим, нести за них ответственность, и быть «один за всех и все за одного». Наша цель создать дружный и творческий коллектив была достигнута. Михаил Ефимович Николаев сказал: «…участвуя в оркестре ребёнок обретает бесценный опыт работы в слаженным коллективе, что не может дать ни один другой предмет из школьной программы. Настало время сделать классическую музыку не привилегией, а правом каждого молодого человека нашей республики. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок стал музицировать по окончанию школы хотя бы на одном классическом музыкальном инструменте. Прошёл азы оркестровой жизни. С тем, чтобы воспитать человека XXI века, способного развиваться и мыслить широко и глубоко. Стать гражданином мира. Музыкальное образование - это всемирный тренд, и мы не должны отстать в этом» [4].
Список литературы:
1. Козлов, А.Г. Республиканский сводный оркестр «Играем вместе» // Музыка для всех. 2017. №3/4. С. 25-26. – ОАО Медиа-Холдинг «Якутия»
2. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в свете проекта «Музыка для всех» Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Торопова А.В., Иофис Б.Р. Художественное образование и наука. 2016. № 1. С. 27-34.
3. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в свете проекта «Музыка для всех» Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Торопова А.В., Иофис Б.Р.
Художественное образование и наука. 2016.№ 2. С. 32-39.
4. Николаев, М.Е. Материалы международного конгресса/[Текст] 2015. с.407
5. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1 – 4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] – Москва – Якутск: «Издательство Ритм», 2015. – 102
|