Тема: «Мы идем в поход» (внеклассное мероприятие)
Цель: формирование у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научаться:
- Способам добывания огня, воды и пищи,
- Правилам безопасного поведения в природных условиях
Учащиеся получат возможность научиться:
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной.
- анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
- Составлять план решения проблемы.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Ход мероприятия:
Мероприятие проходит в виде туристического похода. Для проведения мероприятия класс делится на пять зон, в которых учащиеся должны справиться с тем или иным заданием. На уроке команде предлагаются задания разного типа сложности. Может участвовать как одна команда, так и несколько, в зависимости от наполняемости класса. Возможно проведение вне школьного помещения.
Слово учителя
Здравствуйте, туристический поход является одной из самых увлекательных и полезных для здоровья форм активного отдыха. Но не стоит забывать, что это ответственное и сложное предприятие, которое требует внимательности, физической подготовки и особой экипировки. Как раз сегодня мы проведем подготовительный этап туристического похода. Узнаем, с какими трудностями можно столкнуться в процессе, а самое главное как с ними справиться, ведь самое главное вернуться домой целыми, здоровыми и отдохнувшими.
Зона 1 «Возьми с собой»
Из представленного перечня предметов на карточках необходимо выбрать десять, на ваш взгляд, наиболее необходимых, которые помогут вам в трудную минуту выжить в экстремальных ситуациях. И разместить их в рюкзаке в правильном месте.
Перечень предметов: паспорт, зубная щетка, украшения, тарелка, спальный мешок, нож, ремень, носовой платок, наручные часы, зеркало, веник, котелок, зубная паста, полотенце, спички, карандаш, йод, ложка, кружка, компас, мыло с мыльницей, бинт, книга, расческа, вата, фонарик, фен, огнетушитель, мяч, кот, ноутбук
Карточки клеятся на плакате, приложение 1,2. (Макет рюкзака и предметы)
После размещения предметов сверяются со схемой правильного расположения (приложения 3). Идет разбор ошибок. При наличии возможна демонстрация настоящего рюкзака с укладкой настоящих предметов.
Зона 2. Ориентирование в лесу
Слово учителя.
Одно из самых важных умений в походе является ориентирование. Оно возможно, как и с помощью специальных приспособлений – компаса, так и по природным ориентирам. Сейчас мы с вами и попробуем это сделать.
На полу стоит пень, покрытый мхом, рядом находится муравейник. Учащиеся должны определить стороны света по природным признакам. 1. Мох на пнях больше с северной стороны
2. Годовые кольца на пне толще с южной стороны
3.У муравейника более пологий склон с южной стороны и располагаются они чаще с южной стороны деревьев,
4. Кора на деревьях и пнях грубее и толще с северной стороны
Учащиеся называют признаки которые знают, учитель рассказывает о тех, которые они не назвали.
Зона 3. Съедобное не съедобное.
Учитель: Представьте себе, что вы успели съесть все, что было в рюкзаке и вам можно только рассчитывать на подножный корм. Выберите из предложенных вам рисунков (открыток) то, что можно использовать для еды. Какие части растения лучше всего использовать и в качестве какого блюда? (Примеры карточек, приложение 4)
Ребята составляют меню, показывая рисунки этих растений остальным. Варианты ответов:
Черемша (медвежий лук)-салат;
Лопух –корни съедобны в вареном, жареном, печеном виде;
Одуванчик -в салат -листья, корни -как суррогат кофе;
Камыш- корневища в печеном и вареном виде(предварительно вымочив), из них можно сделать кашу, пюре;
Зверобой – чай;
Кислица – листья в супы, на салаты;
Крапива – молодые побеги употребляются на зеленые щи, пюре, салаты;
Грибы: белый, подосиновик, подберезовик, маслята,
рыжики, опята и другие.
Зона 4. Перейди болото.
Слово учителя
Одним из препятствий, которое может встретиться на пути туристов является болото. Преодолеть его непростая задача, но мы и с этим должны уметь справляться.
Рядом с имитацией болота, находятся разного размера ветки, хворост.
Необходимо перебраться через болото, либо водную преграду создав гать. Гать делается из хвороста, палок, веток или брёвен, а также, при нужде, из любого другого подручного материала, уложенных обычно поперёк движения в болоте и вдоль через реку.
Зона 5 Разведи костер.
Слово учителя. Итогом любого дня похода является разбивка лагеря. Важнейшим его этапом является разведение костра.
Учитель спрашивает какие виды костров они знают и дает задание сложить один из видов костра из дров.
Рефлексия. Учитель усаживает детей вокруг костра, спрашивает их впечатления о походе, о полученных новых знаниях. В заключении возможна песня у костра под гитару.
Приложение 1.
Приложение 2
|