Конспект урок по литературному чтению
Тема: Н.А. Некрасов «Мороз- Воевода»( отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»
Класс:3
Программа: «Начальная школа XXI века»
Оборудование: учебник Л. А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс, тетрадь по литературному чтению Л.А.Ефросининой, презентация.
Тип урока: комбинированный |
Формы работы: фронтальная |
Цель урока: обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; |
Задачи:: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя» |
Формируемые УУД:
Личностные: формировать положительное эмоциональное отношения к школе и учебной деятельности, самооценка, создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока, отдельного задания, определять цель учебной деятельности формировать умение извлекать информацию текстов; уметь на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные: совершенствовать умение находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, отвечать на вопросы учителя, выслушивать точку зрения другого ученика, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, владение навыками выразительно чтения.
Регулятивные: развивать мышление, логику культуру речи, развивать умение делать выводы, расширять общий кругозор, формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом , оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Планируемые результаты |
Предметные:
научить читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно,определять тему и главную мысль произведения |
Метапредметные:
осознанно воспринимать литературное произведение, формулировать ответы на вопросы по содержанию; осуществлять анализ, сравнение, обобщение; слушать и понимать речь других |
Личностные:
ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражать свои эмоции. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
1.Организационный момент |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
И, пожалуйста, садитесь!
– Проверим готовность к уроку
|
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя |
Проявление интереса к изучаемому предмету, понимают его важность, формировать положительное эмоциональное отношения к школе и учебной деятельности
|
2.Подготовка
к восприятию |
– Отгадайте загадку:
Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес .
– Какой бывает мороз?
– Вам нравится морозная погода? Почему?
– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно.
– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку.
Сердит! – закрыв лицо рукой, Она сказала: – Ишь, какой,
Сказал прохожий глухо. Кусается как пёс!
– Ударил как! – ворчал другой, И я скорей лицо прикрыл
Поглаживая ухо. Воротником пальто.
Шла мимо бабушка с клюкой, В тот день и впрямь сердитыйбыл…
В платок упрятав нос, Вы догадались, кто?
Что вы знаете о жизни Некрасова?
– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком |
Отгадывают загадку.
– Мороз.
– Трескучий, слабый, сильный.
– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.
Отгадывают загадку.
– Мороз.
– Жил в XIX веке, писал
о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой |
Развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, отвечать на вопросы учителя, выслушивать точку зрения другого ученика
Развивать мышление, логику культуры речи, развивать умение делать выводы, расширять общий кругозор, формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом
|
|
3.Сообщение темы урока |
– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». –
- Определим тему нашего урока.
- Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении?
- Какую цель поставим для работы на уроке?
Чтобы подтвердить предположение, выполним следующие виды работы:
1.Прочитаем стихотворение
2.Найдём в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)
3.Дадим характеристику героя.
4.Будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанном |
Внимательно слушают.
Определяют цели урока
Ответы детей:
-(добрый, веселый)
- (Выясним, каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов).
|
Принимание и сохранение учебную цель и задачу
совершенствовать умение находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, отвечать на вопросы учителя, выслушивать точку зрения другого ученика, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
|
|
4.Изучение нового материала.
1)Первичное восприятие текста.
2)Беседа по содержанию прослушанного произведения.
3)Словарная работа. |
– Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение?
– Какое же настроение вы почувствовали?
– Откройте учебник на странице 156. Мы продолжаем работу с текстом произведения.
У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.
– Какие слова в тексте вам непонятны?
– Как вы понимаете значение слова воевода?
Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
– А есть ли ещё непонятные слова?
Дозором обходит – сторожит.
Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.
Обозы – вереница гружёных повозок.
Казна – богатство.
Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.
Владенья – своя собственность.
– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?
– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.
– Почему поэт называет Мороза воеводой?
– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?
– Найдите первые два сравнения.
Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором
Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои.
– Зачем они употреблены?
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?
– Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.
– Как Мороз говорит о своем могуществе?
– Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов.
– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?
– Прочитайте песню Мороза вслух.
– Кто лучше прочитал?
– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.
– Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова.
Как надо читать это стихотворение?
– Первую часть – неторопливо, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.
– Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.
– Как понять выражение:
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро?
|
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы.
-(Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)
-(Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)
Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).
– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.
– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.
– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.
– Хвастливой.
– Властный, грозный, удалой, хвастливый.
Читают 2–3 ученика.
– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.
– Хвастливо, гордо.
Выполняют задание.
Объясняют толкование выражения.
|
Совершенствовать умение находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, отвечать на вопросы учителя, выслушивать точку зрения другого ученика, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Владение навыками выразительного чтения.
Развивать мышление, логику культуру речи, развивать умение делать выводы, расширять общий кругозор, формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
|
4)Выборочное чтение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Физкультминутка
|
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
|
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
Здоровье и физическая активность детей. |
|
Носом вдох, а выдох ртом, Не боимся мы пороши,
Дышим глубже, а потом – Ловим снег – хлопок в ладоши.
Шаг на месте, не спеша, Руки в стороны, по швам –
Как погода хороша! Снега хватит нам и вам |
|
|
6.Продолжение работы по теме урока |
– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза. |
|
Владеть навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
– Какая предстала картина?
|
– Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством. |
– Какое настроение почувствовали в этих строках?
– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки?
|
-Радостное, светлое, счастливое.
-под лёд
|
-Какая зима у Некрасова?
|
– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться. |
– А о каком морозе нам рассказал поэт?
– Мороз-воевода. Какой он? |
– О Морозе-воеводе.
Высказывают предположения. |
– Менялось ли настроение в стихотворении? Почему? |
– Да.Разные картины – разное настроение. |
– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.
– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам? |
Читают текст стихотворения.
– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы |
7.Домашнее задание |
Выбрать (по желанию):
– Нарисовать Мороза-воеводу.
– Сочинить о нём сказку.
– Найти пословицы и поговорки о зиме. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Закрепление изученного материала |
8.Итог урока. Рефлексия |
– В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать.
Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:
Произведение, какого поэта мы читали на уроке? Как оно называется?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
(Цель: выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении).
- Достигли ли мы поставленной цели?
– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?
– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали прекрасно.
|
Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
-Мороз-Воевода (Н.А.Некрасов)
-Да
– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.
Внимательно слушают |
Формирование положительного эмоционального отношения к школе и учебной деятельности, самооценка.
Уметь на основе анализа делать выводы.
|
|