Очень часто исполнители на классической гитаре играют, прикладывая много лишних усилий и не пользуются основными базовыми принципами. Если мы знаем, как работает наша анатомия, наши мускулы, то играть на гитаре становится проще.
Поговорим о том, как работают наши мышцы, наше тело. Начнём с посадки. Сидим ровно, расслаблено. Левая нога на подставке приподнята вверх. Может показаться неудобно, но есть несколько объективных причин. Гриф высоко и это более лёгкий доступ к высоким позициям. Обе руки свободны и получают большее пространство, чем когда гриф низко. Сидеть надо на краешке стула, если глубоко начинаем сутулиться, становится тяжелее дышать и наше тело ограничено в свободе. Нижняя часть гитары касается правой ноги. Главное сидеть устойчиво. Устойчивое положение предотвращает соскальзывание. Гитару разворачиваем немножечко вверх, когда она вплотную, наше тело мешает ей резонировать в полную силу. Если немножко вверх, её звук заполняет всё пространство.
Поговорим о технике, о том, как сделать нашу игру наиболее эффективной, о том, как играть прилагая меньше усилий. Существуют две группы мышц, которые двигают наши пальцы: сгибатели и разгибатели. Мышцы задействуют сухожилия, которые подтягивают пальцы и помогают им согнуться, мышцы, которые задействуют 2 мелких сустава двигаются тяжело, тяжело приобрести независимость, звук жидкий. Не удаётся достичь подобного баланса, как если мы двигаемся от крупного сустава. От пястного сустава пальцы двигаются более уверенно. Главная движущая сила от пястного сустава. Поиграем упражнение на первых трёх струнах отдельно: i, m, a (Упражнение 1). Почувствуем движение, которое происходит от крупного сустава. Широкие мышцы, которые приводят в движение крупный сустав, работают лучше. Пальцы работают независимо и не влияют на соседние пальцы. Играем, не делая специальное движение, чтобы вернуть палец назад. Палец сам возвращается в исходную точку без дополнительных (усилий) энергозатрат. Палец возвращается в исходную сам по себе. Попробуем использовать одновременно два пальца i m (Упражнение 2) и три пальца i m a (Упражнение 3). Поставили, сыграли. Не делаем специально движение для того, чтобы вернуть пальцы назад. Пальцы сами возвращаются назад на место без дополнительных усилий. Большой палец двигается от основания кисти, он прикреплён к кисти и выступает в роли точки баланса. Большой палец должен стоять так, чтобы не мешать правильным действиям i m a. Попробуем поиграть всеми пальцами p i m a Аккорды (Упражнение 4). Играем, расслабляем. Мы должны расслаблять кисть незамедлительно. В таком положении кисти мышцы находятся сбалансировано и не влияют друг на друга. Сбалансированное положение кисти.
С арпеджио работаем по тому же принципу за исключением того, что теперь мы играем не весь аккорд целиком, а раскладываем его на составляющие (Упражнение 5).
Левая рука. Наиболее эффективно пальцы двигаются от пястного сустава. Эффективно для ощущения баланса. Благодаря пястному суставу прижимаем струну, большой палец обеспечивает баланс для всей руки. Сдвигать большой палец по мере продвижения по струнам. Большой палец двигается в след с остальными, единственно, что меняется это угол между рукой и телом. В первой позиции отклоняем руку, но не слишком сильно. В более высоких позициях приближаем локоть к телу. Звук формирует правая рука. Правая рука ведущая. Левая более наглядно, руки взаимосвязаны, двойной контроль.
На начальном этапе обучения преподаватель должен осуществлять контроль над правильным выполнением звуко-двигательных элементов и вносить своевременные корректировки до тех пор, пока у учащихся не будут полностью сформированы устойчивые двигательные навыки. Когда двигательный навык отработан, то необходимо создать условия для его удерживания в течение длительного времени. Условия для реализации его должны быть заложены и в методике работы над музыкальным произведением. Необходимо обязательное выполнение законов звукоизвлечения, принципов приоритета правой руки и логики движений. Главный методический принцип (Приоритет правой руки).
Список литературы:
1) В.Г. Борисевич «Организация и развитие мышления гитаристов в процессе обучения» научно-методическое пособие 2012 г.
2) А.М. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2013 г.
3) М. Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2021 г.
|