Сегодня: 27.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Нам песня жить помогает

СКАЧАТЬ (30.7 Kb) 01.11.2021, 19:12
Зуева Лариса Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №37 г.Пензы

Введение

Песня сопровождает человека всю жизнь, с самого рождения. Без песни не обходится ни одно мероприятие, она звучит практически везде: на улицах города, в транспорте, дома… Строчки песен звучат в разговорной речи, и мы, сами того не замечая, цитируем их каждый день: «Нам песня строить и жить помогает», «От улыбки хмурый день светлей», «Пусть всегда будет солнце», «Друг в беде не бросит», «Дважды два – четыре», «Книжки добрые любить и воспитанными быть…» и т.д.

Песня является неотъемлемой частью не только литературного жанра, но и мировой музыкальной культуры, так как в каждой песне есть две составляющие: текст и музыка, которые дополняют друг друга. Характер песни во многом зависит от музыкальной стороны.

В связи с этим наше исследование непременно будет включать в себя ответы на следующие вопросы:
- каким образом и когда появилась первая песня?
- кто её создал и как она звучала в то время?
- как происходило развитие этого жанра на протяжении всего времени вплоть до настоящих дней?
- почему независимо от настроения мы часто «напеваем себе под нос» ту или иную фразу песни?
- почему одни мелодии из песен не очень хорошо запоминаются, а другие остаются в нашей памяти на многие дни, недели, месяцы или даже годы?

Актуальность работы определяется требованиями современной науки, обратившей особое внимание на психологическую значимость искусства, его возможность исцелять человека духовно. В связи с этим в последние годы всё активнее стали использоваться термины «арт-терапия» и «музыкотерапия». Поэтому и мы считаем нужным остановиться не только на эволюции жанра песни, но и на его влиянии на человека с психологической точки зрения: как источника вдохновения и позитивного настроя. 

Интерес к изучению темы определил цель исследования: пропаганда музыкального искусства среди учащихся начальных классов для гармоничного развития и обогащения внутреннего мира.

Задачи исследования:
  1. Найти и изучить информацию об эволюции жанра песни как неотъемлемой части музыкального искусства (возникновение, развитие и существование жанра в настоящее время).
  2. Изучить влияние песни (литературной и музыкальной составляющих) с психологической точки зрения на организм человека, провести анализ научных исследований по данному вопросу.
  3. Провести опрос учащихся 3-х классов с целью определения степени заинтересованности музыкальным искусством в целом и пропагандой музыкального искусства среди учащихся, проанализировать полученные итоги.

Объект исследования: жанр песни, научная и учебно-методическая литература, учащиеся 3 классов.

Предмет исследования: текст и аудиозаписи песен, психологические особенности восприятия человека; условия и факторы, влияющие на организм человека при прослушивании той или иной музыки, анкеты учащихся.

База исследования: МБОУ СОШ №37, г. Пенза.

Гипотеза исследования: песня как часть мирового музыкального искусства может быть источником вдохновения и обогащения внутреннего мира человека, влиять на его внутреннее состояние и являться музыкотерапией для организма в целом.

Методы исследования:
-изучение теоретических данных: музыкально-теоретических и учебно-методических источников;
- изучение научно-практического опыта специалистов психологов;
- наблюдение;
-эксперимент;
- анкетирование


Глава 1. Теоретические сведения об эволюции песенного жанра
Песня – наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией [9]. Песня может исполняться  в сопровождении гитары или фортепиано. В современной популярной музыке песня становится распространенной музыкальной формой. Большинство современных песен пишутся в куплетной форме [8], т.е. в таком музыкальном произведении обязательно должны присутствовать куплеты и припевы. Однако так было не всегда, и чтобы в этом убедиться, достаточно проследить эволюцию жанра песни.

Достоверных источников о появлении первой песни до наших дней не сохранилось, но многие учёные предполагают, что именно в далёкие первобытные времена самой первой песней стала колыбельная. Музыковед Н.М. Ситникова в своей книге для детей рассказывает об этом событии так: «Поселение первобытных людей. Вечер. Женщины и дети сидят в большой пещере и ждут возвращения с охоты мужчин. Если охота удачная и охотники добыли крупного зверя, то у всего племени будет пища. Матери накормят детей; всем станет спокойно и весело. Если охота не удалась и зверь сам добыл человека, то беда придёт в пещеру… А пока все сидят и ждут. Темнота сгущается всё больше. Одной маленькой девочке стало очень страшно, и она заплакала. Чтобы утешить малышку, мама взяла её на руки, прижала к себе и сказала «а-а, а-а». Ласково сказала, нежно. Одну «а» повыше голосом взяла, вторую – пониже, третью опять повыше, четвёртую снова пониже. И получилось, что она не говорит, а поёт. Без слов. Но девочка почувствовала в несложной маминой песне покой и доброту, перестала плакать и заснула. И приснились ей, наверное, солнечный день и охотники, вернувшиеся с богатой добычей» [5: 14-15]. С течением времени появились не только трудовые песни, помогающие людям работать, но и грустные протяжные или весёлые  задорные праздничные песни, которые сопровождали печальные или радостные события жизни людей.

В античные времена песня была важным компонентом обрядов: ее текст выполнялся под музыкальный аккомпанемент, сопровождался танцем или пантомимой. Эллинские поэты создали несколько разновидностей песни: элегия, гимн, культовая песня, застольная песня, похвальная песня, песня о любви. Со временем некоторые из них стали самостоятельными жанровыми разновидностями лирики (элегия, ода).

 Тесно связана с музыкой средневековая песня – канцона, альба, рондо, серенада, баллада. Творцами этих песен были труверы, трубадуры, миннезингеры. В средневековой литературе песней называли также эпические произведения об исторических или легендарных личностях («Песнь о Роланде») [8].

В России песни возникли в устном народном творчестве задолго до появления самого государства и передавались от поколения к поколению. Например, былины исполняли певцы-сказители (в древней Руси их называли бояны) под мерный, неторопливый перебор гуслей. Начиная с Х века, параллельно с народной вокальной музыкой, развивалось и церковное пение.

Таким образом, можно предположить, что почти все русские люди пели. Музыкальные инструменты, существовавшие в то время, имели в основном прикладное значение и использовались для сопровождения пения и танцев. В ХVIII веке песня становится основой оперы — ведущего жанра русской музыки. С конца ХVIII века появляются сборники песен (в печатном виде), предназначенные для исполнения в быту на различных, в том числе и на клавишных, инструментах [1: 274].

Французский композитор и теоретик Андре Одер считает, что между народной песней и художественной есть ощутимое различие, и относит появление народной песни к средневековью, а художественной – к середине ХVII века. Первые художественные песни происходят одновременно от народных песен и итальянских арий. В ХVIII веке у Бетховена появляется романтическая песня. Шуберт и Шуман охотно берут тексты для своих произведений у величайших поэтов эпохи: Гёте, Шиллера, Гейне.   Происходит слияние поэзии с музыкой, которое впоследствии станет главной чертой романтизма как направления искусства. Брамс завершает великую эпоху немецкой романтической песни. Ощутимое обновление начинается с появлением на сцене Хуго Вольфа и Малера, а затем Шёнберга, Берга и Веберна. У Малера на смену аккомпанирующему фортепиано приходит оркестр. Шёнберг развивает песню в направлении камерной и драматической музыки [3, 81].

Таким образом, в ХIХ веке песенный жанр интенсивно развивался, и художественную песню стали называть романсом. К списку выдающихся композиторов  ХIХ века, работавших в жанре песни и романса, можно добавить русских композиторов: А. Варламова, А. Гурилёва, П. Булахова, М.Глинку, П. Чайковского, С.Рахманинова.

 В начале ХХ века в ряде стран наблюдается подъем революционной рабочей песни, среди которых «Интернационал» (истоки ведут к французской революционной песне «Марсельеза», ставшей известной после 1848г.). Революционная рабочая песня послужила основой развития массовой советской песни, которая стала ведущим жанром советского музыкального искусства.  

Одним из главных жанров советской песни с середины ХХ века является военно-патриотическая. Среди  советских композиторов-песенников мы всегда будем помнить творчество  В. Баснера («С чего начинается Родина», «На безымянной высоте»), М.Блантера (Катюша), Н. Богословского («Любимый город», «Тёмная ночь»), Э. Колмановского («Алёша», «Я люблю тебя жизнь»), А. Новикова («Эх, дороги»), А. Островского («Пусть всегда будет солнце»), А. Пахмутовой («Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), А. Петрова («Я шагаю по Москве»), И. Дунаевского («Легко на сердце», «Широка страна моя родная», «Спой нам ветер»).

 В послевоенные годы песня становится основной музыкальной формой популярной музыки. С 60-х годов и по сей день жанр песни развивается по нескольким направлениям: бардовская (авторская) песня, музыка к кинофильмам и мультфильмам, эстрадные песни вокально-инструментальных групп. Представителями бардовской (авторской) песни являются: Б. Окуджава («Ах, Арбат, мой Арбат»), В. Высоцкий («Кони привередливые»), А. Розенбаум («Вальс Бостон»). Популярной становится и  музыка к мультфильмам и кинофильмам (музыка А. Зацепина к к/ф Л. Гайдая, музыка А. Петрова к к/ф «Берегись автомобиля», музыка Г. Гдадкова к мультфильму «Бременские музыканты», музыка Е. Крылатова к к/ф «Приключения электроника», музыка М. Таривердиева к к/ф «Семнадцать мгновений весны», музыка А. Рыбникова к опере «Юнона и Авось»).

Исследование о заинтересованности учащихся музыкальным искусством

Нами был проведен опрос 40 учащихся 3-х классов относительно слушания музыки дома (Приложение 2). Получены следующие результаты:
  1. Слушают дома музыку  92,5 % учащихся. 
  2. Используют для этого следующие носители звукозаписи:
а) проигрыватель – 2,5 %, 
б) магнитолу – 5 %, 
в) телевизор – 22,5%,
г) компьютер – 72,5%,   
д) сотовый телефон или аудиоплеер – 50% .
  1. Предпочитают  слушать:
а) классическую музыку (оперы, балеты, инструментальная музыка) –  17,5 %;
б) народную музыку (фольклор разных стран) – 10 %;
в) духовную музыку (церковные песнопения и др.) – 5 %;
г) современные популярные эстрадные песни (поп, рок, джаз, рэп, электронная музыка, музыка к кинофильмам и мультфильмам) – 82,5 %.
  1. Учащиеся назвали любимые песни и любимых исполнителей: Гимн России, Виктор Цой «Группа крови», Натали «Всё решено», 5-sta Family «Я с тобою как в раю», PSY «Gangnam Style», Нюша «Выше» и «Вой на луну», Ёлка «На большом воздушном шаре», Scorpions «Сlose my eyes», Сандра «Maria Macdalena», Стас Михайлов «Всё для тебя», Надежда Кадышева «Калинка-малинка», Бьянка «Наступит ночь», Баста «Моя игра», Гуф «Гуф, ты умер?», Филипп Киркоров «Одиночество», Айдамир Мугу «Чёрные глаза», Андрей Державин «Брат», Гарри Топор & lexis «9 лет до Плутона», Потап и Настя «Это лето», Владимир Пресняков «Ангел мой», Улыбка «Подари улыбку миру», песенки из мультфильмов «Барбарики», «Мамонтёнок». Среди исполнителей учащиеся также отметили   Бурановских бабушек,  Викторию Джастис, Николая Баскова, Григория Лепса, Шакиру, Алексея Тарасова.
  2. Слушали в колыбельные песни перед сном 67,5 %. Остальные 12,5% учащихся ответили, что не знают такой информации. Все мамы, укачивая и успокаивая своих младенцев, так или иначе напевают разные мелодии, поэтому можно предположить, что она (эта информация) со временем просто забылась, стёрлась из памяти детей.
  3. 50% учащихся слушают быстрые композиции, 17,5 % – медленные композиции и 25%  опрошенных слушают и те, и другие композиции в зависимости от перепадов настроения.
  4. 27,5% учащихся знают, где находится новое здание Пензенской областной филармонии.
  5. 70% учащихся пошли бы на интересный филармонический концерт, если бы увидели афишу.
В результате анкетирования выяснилось, что почти все опрошенные учащиеся слушают дома музыку, чаще всего с помощью компьютера, сотового телефона, аудиоплеера или телевизора, а магнитолы и проигрыватели уходят в прошлое. Многие дети слушали в дошкольном возрасте колыбельные песни перед сном. Большинство детей справляется со стрессом, слушая быстрые композиции.
Таким образом, можно сделать вывод: учащиеся 3-х классов в основном слушают современные популярные эстрадные композиции и с удовольствием послушали  бы классическую музыку, если бы реклама таких мероприятий была более доступна.


Глава 2. Влияние песни на человека с психологической точки зрения
Песня как неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры имеет влияние на человека. «Хорошая песня дух бодрит», «Песней душа радуется», «С песней и труд спорится» - гласит народная мудрость. С научной точки зрения мы также находим подтверждения, что музыка является неотъемлемой частью нашего существования. Музыка издавна использовалась при решении широкого круга прикладных задач, в частности, в терапевтической и психотерапевтической практике. Музыкальное воздействие было известно ещё в древнейших государствах: Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае, Греции. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Давно замечено, что человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко «музыкальным существом» [2: 75]. В состоянии нервного перенапряжения мы нередко безотчётно напеваем различные мотивы или отстукиваем ритмические формулы. А внимательное наблюдение за нашей бытовой речью откроет массу лингвистических оборотов, использующих музыкальную и звуковую терминологии: «не из той оперы», «играть первую скрипку», «гудит колено», «сердце стучит как барабан» [2: 75-76].  

Способности к пению проявляются в человеке с рождения. В два-четыре месяца у ребёнка появляются так называемые первичные вокализации, известные как гуление и переходящие позднее в лепет. Первичные вокализации имеют спонтанный характер, проявляются у ребёнка в состоянии спокойного бодрствования. На слух они воспринимаются как гласоподобные звуки, близкие к нейтральным гласным взрослых. Эти проявления, бесспорно, имеют чисто биологические основания, поскольку по всему миру дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения [4: 300-301]. Таким образом, можно сделать вывод, что у человека, фактически ещё не умеющего разговаривать, первоначально формируются вокальные способности и навыки, а потом уже речевые.

Учёные отмечают интонационную природу нашей речи, которая имеет даже тональность. На «музыкальную тональность» обычной речи влияют пол и возраст человека, характер его переживаний, самочувствие, активность, потребности, установки и другие личностные характеристики. Немаловажную роль играют также компоненты окружающего мира и условия физической среды – время суток и года, ландшафт и т.д. Биение сердца, ритмы дыхания, жестикуляция – всё это находит отражение в ритмах музыки [2: 76].

Благодаря интенсивному развитию технических средств звукозаписи, в ХХ веке в истории музыкотерапии открывается качественно новый этап. Возможность слушать разнообразные произведения в любом месте и столько раз, сколько желает человек, существенно облегчила процесс использования музыки в целях медицинской и психологической практики. Например, прослушивание на ночь мягкой успокаивающей музыки благотворно влияет на сон. В одном из астраханских детских домов «сеансами музыкотерапии» было официально названо использование такой музыки во время сна детей. Возможности лечебного воздействия музыки далеко ещё не полностью раскрыты. Во всем мире существуют научно-исследовательские центры музыкальной терапии и лаборатории функциональной музыки, в которых сотрудничают специалисты разных профилей: психологи, музыковеды, социологи, философы, врачи, педагоги [2: 76].

Музыка помогает нам не только с терапевтической стороны, но и в образовательной сфере. С помощью занимательных песен на уроках английского языка мы намного быстрее запоминаем новые слова, фразы, трудные обороты нового для нас языка. Также  музыка часто используется как фон для создания необходимого настроения. Например, давней традицией в нашем городе было звучание духового оркестра в Парке культуры и отдыха имени В.Г. Белинского. Во время празднования 350-летия города Пензы в скверах выступали знаменитые коллективы, в том числе и Пензенский духовой оркестр под управлением А.А. Набережного. В обработке для духового оркестра звучали популярные мелодии советских песен и маршей. Настроение у всех присутствующих во время прослушивания музыки на открытом воздухе сразу повышалось.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась:
1. Песня как часть мирового музыкального искусства может быть источником вдохновения и обогащения внутреннего мира человека, может влиять на его внутреннее состояние и являться музыкотерапией для организма в целом.
2.  Наш эксперимент подтверждает, что учащиеся любят слушать песни разных лет и подбирают под настроение композиции для прослушивания в домашних условиях.
3. Проведенное исследование дало нам возможность рассказать учащимся об эволюции жанра песни, о психологическом воздействии музыки на человека.
4. Появилось желание продолжить эксперимент, чтобы проследить динамику изменений по отношению к музыке в целом в сознании учащихся.

Заключение

Наше исследование показывает, что люди, начиная с первобытных времён, всегда пели, а значит, в той или иной степени понимали музыкальный язык. Песня, будучи самым доступным из музыкальных жанров, помогает человеку пережить и горе, и радость. Также с помощью песни можно воспитывать в людях патриотизм, честность, храбрость.

В процессе обучения музыке важно направлять человека, больше рассказывать о классическом музыкальном искусстве, его вехах и направлениях. Всё это делается для обогащения внутреннего мира слушателя, развития патриотизма, приобретения знания о культурном наследии прошлого и настоящего.

Если корректировать музыкальные предпочтения молодого поколения, то в настоящем и будущем мы воспитаем большую аудиторию слушателей, а значит, долгие годы будут функционировать построенные к 350-летию города Пензы учреждения культуры и будет «написана» новая страница российского и мирового искусства.


Категория: Блоги | Добавил: LaraZueva
Просмотров: 439 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог