Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Наставничество как особый вид педагогического взаимодействия в развитии личности молодого педагога

СКАЧАТЬ (19.1 Kb) 15.08.2022, 12:48
Голубева Ирина Александровна
старший воспитатель, МКДОУ детский сад №6
В любой профессии на начальном этапе профессиональной карьеры человек испытывает затруднения. И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональная адаптация молодого педагога, особенно в первые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество. В начале рассмотрим содержание понятия наставничества. Наставничество в разных источниках трактуется как:
  • форма, метод, способ, система обучения, воспитания, развития, психолого-педагогической поддержки, профессиональной подготовки;
  • процесс передачи и приобретения знаний, социокультурной информации;
  • отношения, взаимоотношения, взаимодействие.
Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.
Профессор Университета Колорадо Kауру  Ямамото в своей статье «Увидеть как развивается жизнь: сущность наставничества»  рассматривает наставничество как реализацию потребностей:
  • потребности «быть увиденным»,  т. е. признанным, принятым и понятым «значимым для него другим человеком»;
  • потребности «видеть», т. е. наблюдать и активно воспринимать деятельность другого человека и мир вокруг себя;
  • потребности «заботиться о ком-либо и оставить о себе память».
Автор статьи использует метафору «факел жизни». Наставник принимает его, оберегает и отдает своим преемникам. Факел продолжает гореть в других руках, следовательно, наставник продолжает жить в своих учениках, которые понесут его факел дальше. Тем самым возникает ощущение продолжения и бесконечности жизни. Данную трактовка сущности наставничества автор базирует на идеях немецких психологов Эрика Эриксона и Эриха Фромма.
Профессор Натали Герке определяет наставничество как «обмен дарами». Главное, что наставник может принести в дар своему подопечному – это опыт и мудрость, которые он накапливает в течение определенного времени. Натали Герке называет этот этап «созданием подарка».
  • Этап «дарения подарка» автор также называет «пробуждением». На этом этапе человек осознает потребность «получить подарок» от наставника, наставник же испытывает потребность поделиться своим знанием, опытом и мудростью, потребность «принести их в дар».
  • На третьем этапе подопечный, движимый чувством благодарности наставнику, старается своими поступками доказать, что он достоин «подарка наставника».
  • На заключительном этапе подопечный, «усовершенствует», развивает, обогащает полученный некогда «дар», и вот он уже сам испытывает потребность передать его дальше, т. е. становится наставником.
Справедливость взглядов автора подтверждается исторической практикой. Известен ряд примеров того, что люди, имевшие положительный опыт взаимоотношений с наставниками, по прошествии времени сами становятся успешными наставниками.
Главную задачу, как наставника, определила для себя следующим образом – помочь начинающему педагогу, стать настоящим педагогом, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.  Задача моя – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. Для этого  разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

1этап. Практический.
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ,оказание                  позитивного         влияния     на рост       профессиональной       компетентности начинающего педагога;

 
2 этап. Аналитический
    • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
    • Динамика профессионального роста молодого педагога;
    • Рейтинг молодого педагога среди коллег;
    • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
    • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
    • Подведение итогов, выводы.
На основе плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль, осуществляется мониторинг. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается, как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг проводится куратором и наставником два раза за период наставничества, промежуточный и итоговый. Контроль и реализации программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и наставляемым, анализ планов и отчетов.


Категория: Блоги | Добавил: golubeva
Просмотров: 269 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог