В любой профессии на начальном этапе профессиональной карьеры человек испытывает затруднения. И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональная адаптация молодого педагога, особенно в первые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество. В начале рассмотрим содержание понятия наставничества. Наставничество в разных источниках трактуется как:
- форма, метод, способ, система обучения, воспитания, развития, психолого-педагогической поддержки, профессиональной подготовки;
- процесс передачи и приобретения знаний, социокультурной информации;
- отношения, взаимоотношения, взаимодействие.
Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.
Профессор Университета Колорадо Kауру Ямамото в своей статье «Увидеть как развивается жизнь: сущность наставничества» рассматривает наставничество как реализацию потребностей:
- потребности «быть увиденным», т. е. признанным, принятым и понятым «значимым для него другим человеком»;
- потребности «видеть», т. е. наблюдать и активно воспринимать деятельность другого человека и мир вокруг себя;
- потребности «заботиться о ком-либо и оставить о себе память».
Автор статьи использует метафору «факел жизни». Наставник принимает его, оберегает и отдает своим преемникам. Факел продолжает гореть в других руках, следовательно, наставник продолжает жить в своих учениках, которые понесут его факел дальше. Тем самым возникает ощущение продолжения и бесконечности жизни. Данную трактовка сущности наставничества автор базирует на идеях немецких психологов Эрика Эриксона и Эриха Фромма.
Профессор Натали Герке определяет наставничество как «обмен дарами». Главное, что наставник может принести в дар своему подопечному – это опыт и мудрость, которые он накапливает в течение определенного времени. Натали Герке называет этот этап «созданием подарка».
- Этап «дарения подарка» автор также называет «пробуждением». На этом этапе человек осознает потребность «получить подарок» от наставника, наставник же испытывает потребность поделиться своим знанием, опытом и мудростью, потребность «принести их в дар».
- На третьем этапе подопечный, движимый чувством благодарности наставнику, старается своими поступками доказать, что он достоин «подарка наставника».
- На заключительном этапе подопечный, «усовершенствует», развивает, обогащает полученный некогда «дар», и вот он уже сам испытывает потребность передать его дальше, т. е. становится наставником.
Справедливость взглядов автора подтверждается исторической практикой. Известен ряд примеров того, что люди, имевшие положительный опыт взаимоотношений с наставниками, по прошествии времени сами становятся успешными наставниками.
Главную задачу, как наставника, определила для себя следующим образом – помочь начинающему педагогу, стать настоящим педагогом, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии. Задача моя – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. Для этого разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
1этап. Практический.
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ,оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
2 этап. Аналитический
-
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста молодого педагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
- Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
- Подведение итогов, выводы.
На основе плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль, осуществляется мониторинг. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается, как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг проводится куратором и наставником два раза за период наставничества, промежуточный и итоговый. Контроль и реализации программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и наставляемым, анализ планов и отчетов.
|