Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Ннаставничество в профессиональном образовании

СКАЧАТЬ (17.8 Kb) 16.12.2023, 15:04
Кузнецова Лариса Леонидовна
преподаватель, ГАПОУ БТОТиС
Важность гармоничного и системного преобразования отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской.

Как и у любого человека, у студентов бывают проблемы. И одни из них начинаются сразу при поступлении в СПО. Для студента первого курса вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Почему так происходит?

Во-первых, смена места жительства, Дети уезжают из дома, из привычной среды, где все их проблемы решали родители. Дома не надо было думать о приготовлении еды, о покупке продуктов, о стирке своих вещей и т.д.

Во-вторых, попадание в новый коллектив. Новые коллеги, новые преподаватели, новые требования к обучению. И вот здесь молодые люди часто теряются. И именно в этот момент им важна помощь и поддержка. Им нужен наставник.

Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления, сформировать у студента мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Для успешной адаптации и самореализации студентов нового набора и включения их в учебный и творческий процесс привлекаются обучающиеся старших курсов в роли наставников обучающихся первого курса.
Наставник не решает проблемы за своего подопечного и не дает готовых ответов. Наставник – это человек, который выслушает, поймёт, направит и поможет.

Основная функция наставника - поддержка студентов. Она бывает двух видов - техническая и моральная. Студенты задают какие-то вопросы, которые они не знают, как решить. Причем ответ на них можно найти в Гугл, но наставник предлагает этого не делать, а сначала думать самостоятельно.

К технической поддержке относятся сложные задачи, которые самостоятельно на определенном этапе студенты решить не могут.

Второй вид поддержки - это про мотивацию и моральный дух. Учиться всегда тяжело, изучается какой-то новый материал, есть сроки в виде спринтов, нужно успевать сдавать различные проекты. Это стресс. Часто бывает, что падает мотивация, студенты боятся, что у них одних ничего не получается.

Наиболее частые проблемы учащегося среднего профессионального образовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества
• низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
• низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
• трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;
• низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, в основном целеполагания, планирования и навыков самореализации, пессимистичные ожидания;
• отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;
• невозможность реализовать свой профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.

В наставничестве очень важна обратная связь, обеспечивающая доверительные отношения, своевременную корректировку дей ствий, результативность взаимодействия. Бывает, студент говорит: «У меня там что-то не получается. Я не понимаю в чём моя ошибка?». Наставнику проще всего посмотреть, где ошибка и просто указать на нее. Но важнее показать студенту, как эту ошибку найти самостоятельно и как её исправить.

Безусловно, наставник должен быть профессионалом в своей области и иметь релевантный опыт работы в выбранной студентом сфере. Он сам прошел путь, который только предстоит студенту, и совершал типичные и нетипичные ошибки и искал решения. Наставник может предугадать, с какими трудностями столкнется студент, и понять, как их преодолеть.

Одна из задач наставника - мотивировать студента не только высокими оценками или же, наоборот, применяя какие-то санкции. Опытный ментор вдохновляет, в том числе своим примером.

Наставник - это не учитель, который говорит: «5х5 будет 25». Это друг, который направляет студента, это проводник в мире неизведанном.

В студенческой среде наставником может быть не только преподаватель или куратор. Есть наставничество в форме «студент-студент». Это тоже немаловажная часть учебного процесса.

Форма наставничества «студент - студент» - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. Молодым людям порой легче обратиться за помощью к сверстникам, чем взрослому человеку. Данная форма предполагает взаимодействие студентов, при условии, когда один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

Между наставником и студентом должен быть постоянный диалог, межличностная коммуникация. Считается, что общение наставника и наставляемого не стоит ограничивать формальными рамками трудового дня. Диалог не состоится, если между наставником и наставляемым будет большая дистанция. Откровенность в рамках профессиональных обязанностей между наставником и обучаемым необходима для того, чтобы правильно сформулировать тактические цели процесса адаптации, предложить возможность психологической разгрузки и т.п.

Работа наставника - это долгий и трудоемкий процесс. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

Список литературы
1. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога
// Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск : ООО «Интегральный переплет», 2020.
2. Кондратьева, О. Г. Региональная система поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования: дис д-ра пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2012.


Категория: Блоги | Добавил: LarisaBaik
Просмотров: 130 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог