Важность гармоничного и системного преобразования отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской.
Как и у любого человека, у студентов бывают проблемы. И одни из них начинаются сразу при поступлении в СПО. Для студента первого курса вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Почему так происходит?
Во-первых, смена места жительства, Дети уезжают из дома, из привычной среды, где все их проблемы решали родители. Дома не надо было думать о приготовлении еды, о покупке продуктов, о стирке своих вещей и т.д.
Во-вторых, попадание в новый коллектив. Новые коллеги, новые преподаватели, новые требования к обучению. И вот здесь молодые люди часто теряются. И именно в этот момент им важна помощь и поддержка. Им нужен наставник.
Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления, сформировать у студента мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Для успешной адаптации и самореализации студентов нового набора и включения их в учебный и творческий процесс привлекаются обучающиеся старших курсов в роли наставников обучающихся первого курса.
Наставник не решает проблемы за своего подопечного и не дает готовых ответов. Наставник – это человек, который выслушает, поймёт, направит и поможет.
Основная функция наставника - поддержка студентов. Она бывает двух видов - техническая и моральная. Студенты задают какие-то вопросы, которые они не знают, как решить. Причем ответ на них можно найти в Гугл, но наставник предлагает этого не делать, а сначала думать самостоятельно.
К технической поддержке относятся сложные задачи, которые самостоятельно на определенном этапе студенты решить не могут.
Второй вид поддержки - это про мотивацию и моральный дух. Учиться всегда тяжело, изучается какой-то новый материал, есть сроки в виде спринтов, нужно успевать сдавать различные проекты. Это стресс. Часто бывает, что падает мотивация, студенты боятся, что у них одних ничего не получается.
Наиболее частые проблемы учащегося среднего профессионального образовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества
• низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
• низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
• трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;
• низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, в основном целеполагания, планирования и навыков самореализации, пессимистичные ожидания;
• отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;
• невозможность реализовать свой профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
В наставничестве очень важна обратная связь, обеспечивающая доверительные отношения, своевременную корректировку дей ствий, результативность взаимодействия. Бывает, студент говорит: «У меня там что-то не получается. Я не понимаю в чём моя ошибка?». Наставнику проще всего посмотреть, где ошибка и просто указать на нее. Но важнее показать студенту, как эту ошибку найти самостоятельно и как её исправить.
Безусловно, наставник должен быть профессионалом в своей области и иметь релевантный опыт работы в выбранной студентом сфере. Он сам прошел путь, который только предстоит студенту, и совершал типичные и нетипичные ошибки и искал решения. Наставник может предугадать, с какими трудностями столкнется студент, и понять, как их преодолеть.
Одна из задач наставника - мотивировать студента не только высокими оценками или же, наоборот, применяя какие-то санкции. Опытный ментор вдохновляет, в том числе своим примером.
Наставник - это не учитель, который говорит: «5х5 будет 25». Это друг, который направляет студента, это проводник в мире неизведанном.
В студенческой среде наставником может быть не только преподаватель или куратор. Есть наставничество в форме «студент-студент». Это тоже немаловажная часть учебного процесса.
Форма наставничества «студент - студент» - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. Молодым людям порой легче обратиться за помощью к сверстникам, чем взрослому человеку. Данная форма предполагает взаимодействие студентов, при условии, когда один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.
Между наставником и студентом должен быть постоянный диалог, межличностная коммуникация. Считается, что общение наставника и наставляемого не стоит ограничивать формальными рамками трудового дня. Диалог не состоится, если между наставником и наставляемым будет большая дистанция. Откровенность в рамках профессиональных обязанностей между наставником и обучаемым необходима для того, чтобы правильно сформулировать тактические цели процесса адаптации, предложить возможность психологической разгрузки и т.п.
Работа наставника - это долгий и трудоемкий процесс. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Список литературы
1. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога
// Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск : ООО «Интегральный переплет», 2020.
2. Кондратьева, О. Г. Региональная система поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования: дис д-ра пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2012.
|