Наставничество в профессиональном образовании является крайне актуальным и востребованным институтом и сегодня оно становится одним из ключевых трендов современного образования. Это подтверждается государственной поддержкой: 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, что подчеркивает особую значимость наставничества в развитии профессионального образования.
Значимость комплексного и системного развития четко обозначена в национальном проекте «Образование». Данный проект определяет стратегические задачи для всех образовательных организаций, которые включают две ключевые цели:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
- формирование всесторонне развитой личности, обладающей социальной ответственностью, через сохранение и приумножение духовно-нравственных ценностей, освоение культурного наследия народов России, развитие личностных качеств в соответствии с современными требованиями общества.
Эти цели направлены на создание прочной основы для развития образования, как инструмента национального развития и формирования нового поколения граждан, способных эффективно решать задачи.
В современном профессиональном образовании наставничество играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов. Это не просто передача знаний и навыков от опытного специалиста к новичку, а комплексный процесс формирования профессионала будущего.
Сущность наставничества заключается в целенаправленном процессе передачи профессионального опыта, знаний и умений от высококвалифицированного специалиста к обучающемуся. В профессиональном образовании этот процесс интегрирован в общую образовательную программу и направлен на:
-повышение профессионального уровня обучающихся;
-ускорение адаптации к профессиональной среде;
-формирование устойчивой мотивации к обучению;
-развитие критического мышления;
-совершенствование навыков самостоятельной работы.
Основными ключевые компоненты эффективного наставничества являются:
-Качественная обратная связь. Регулярная оценка прогресса с конструктивными рекомендациями. Важно обеспечить двустороннюю коммуникацию, где студент также может давать обратную связь наставнику.
-Индивидуальный подход. Учет личных особенностей каждого обучающегося, его стиля обучения, интересов и профессиональных целей. Разработка персонализированных планов развития.
-Доверительные отношения. Создание комфортной атмосферы, где обучающийся может свободно выражать свои мысли и задавать вопросы.
- Актуальность учебного материала. Использование современных подходов, реальных кейсов и практических заданий, отражающих актуальные тенденции профессии.
В рамках наставнической деятельности реализуются различные модели наставничества:
- Индивидуальное наставничество. Наставник (опытный специалист с подтвержденными достижениями), наставляемый (обучающийся)
-Параллельное наставничество. Несколько наставников работают с группой студентов, что позволяет получить разные точки зрения на профессиональные задачи.
-Групповое наставничество. Один наставник работает с небольшой группой, способствуя развитию командного взаимодействия.
-Кросс-наставничество. Профессионалы из разных областей работают вместе, что расширяет профессиональный кругозор обучающихся.
Для успешной организации наставничества необходима реализация основных практических аспектов:
-тщательно отбирать наставников, учитывая их профессиональные и педагогические компетенции;
-организовывать регулярное повышение квалификации наставников;
-внедрять системы мониторинга эффективности;
-использовать современные образовательные технологии.
Основными этапами реализации наставнической деятельности являются:
1. Подготовительный этап:
-отбор и обучение наставников;
-формирование пар наставник-наставляемый;
-заключение соглашений между участниками;
-разработка индивидуальных планов.
2. Основной этап:
-регулярные встречи;
-практическая работа;
-обратная связь;
-отслеживание прогресса.
3. Заключительный этап:
-анализ результатов;
-оценка эффективности;
-формирование рекомендаций.
Для достижения положительных результатов, в работе используются следующие механизмы реализации:
1. Методические (активные методы обучения, практико-ориентированные задания, проектная деятельность).
2. Организационные (регулярность встреч, документационное сопровождение, отчетность о результатах)
3. Критерии эффективности:
-Личностный рост (повышение мотивации, формирование профессиональных навыков).
-Образовательные результаты (успеваемость, участие в проектах, практические достижения).
-Профессиональное развитие (трудоустройство, дальнейшее обучение, профессиональные достижения).
Модель наставничества предполагает гибкое применение всех компонентов с учетом специфики конкретного образовательного учреждения и особенностей участников наставничества. Успешная реализация требует системного подхода и постоянной корректировки механизмов в соответствии с получаемыми результатами.
Наставничество остается одним из наиболее эффективных инструментов профессионального образования. Его значимость возрастает в условиях быстро меняющегося рынка труда и растущих требований к специалистам. Правильно организованное наставничество не только обеспечивает передачу профессиональных знаний и навыков, но и формирует целостную личность, готовую к успешной профессиональной деятельности в современных условиях.
Наставничество является необходимым инструментом для обеспечения качественного профессионального образования, подготовки компетентных специалистов и развития образовательной организации в целом.
Таким образом в перспективе роль наставничества будет только усиливаться, требуя постоянного совершенствования методик и подходов к организации этого процесса.
Список литературы
1. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога // Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск : ООО «Интегральный переплет», 2020.
2. Кондратьева, О. Г. Региональная система поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования: дис д-ра пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2012.
|