ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Приоритетная установка прогрессивного российского образования - полное формирование и развитие возможностей воспитанника самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать метод ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Ввиду этого представляется логическим закономерно желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.
Известно, что результативность и качество преподавания математике обусловливается не только стабильностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников, ввиду этого осуществление развивающего обучения в практике является надобностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика начального обучения математике, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самоконтроля, формирование привычки оценивать результаты своего труда является особенно важной задачей, которые стоят перед педагогом.
Самоконтроль и самопроверка являются обязательными частями самооценки.
Самоконтроль - умение самим находить личные ошибки, обозначать пути их устранения.
Самооценка — это необходимый элемент развития самосознания, т. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, независимой экспертизе личной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках старших людей: родителей, воспитателей, учителей.
Функции самооценки: Воспитывающая и развивающая.
Три уровня самооценки:
1-й уровень более высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний; ему свойственны нелогичные проявления реалистичных самооценок; установка ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ четких фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают предпочтительная неестественность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие доказательства самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их предпочтительно в категоричных формах.
Преимущественно подходящим периодом вырабатывания самооценки представляется младший школьный возраст, так как именно в эта ступень начинается организованное обучение.
I и II этапы - 1-2 класс
III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса
IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса
Виды самоконтроля:
Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)
Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)
Итоговый (контроль по результату)
Критериальное оценивание:
Оцениваться с помощью отметки может исключительно работа учащегося, а не его личность и личные качества.
Работа сравнивается только с идеалом (образцом), а не с работами других.
Эталон известен учащимся заранее.
В начальных классах дети учатся:
- сопоставлять результат своей деятельности с образцом, который задан в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, который включает 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, которые предварительно составляет учитель.
В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей.
Самооценка как интегративное учебно-деятельностное умение, суть которого содержится в определении цели выполняемой работы, сопоставлении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, выявлении своих ошибок и неправильных действий и своевременной реализации их коррекции.
Самооценка является наиболее важным компонентом учебной деятельности, однако даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность появляется у ребенка далеко не сразу. Ребенок, который вот-вот пришел в школу, хотя и начинает учиться под внимательным руководством учителя, однако еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога.
Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как понимание знаний, умений и навыков.
Как продемонстрировал анализ психолого-педагогической литературы, имеется две причины неполноценного формирования самоконтроля у школьников младшего возраста.
1) импульсивность характера ребенка, которая определяется динамическими спецификами 2) несформированность способов и методов организации работы, отсутствие соответствующих педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный личностный подход.
Соответственно, деятельность педагога реализуется по двум главным направлениям. Первое направление непосредственно связано с профилактикой появления внешних причин неполноценного развития самоконтроля. Успешному вырабатыванию самоконтроля способствуют общие методы, среди которых выделяют создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, регресс эмоционально-психологических перегрузок ребят. Также этому способствуют и овладение основами организации работы учителя и учеников на уроке стимулирующей раскрытие возможностей школьника младшего возраста; работа в условиях позитивного познавательного конфликта; обращение к диалогическим формам взаимодействия; согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Второе направление распологается в связи с предупреждением появления внутренних причин становления самоконтроля. Среди субъективных условий и мер профилактики необходимо отметить следующие: актуализацию потребностей младших школьников в познании, одобрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, которые стимулируют развитие самоконтроля; многообразие интеллектуальной и практической работы, которая направлена на выявление значения самоконтроля в учебной деятельности.
Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности содержит в себе три этапа.
а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;
в) реализация длительной тренировочной работы, которая сориентирована на выработку умений самоконтроля.
Самооценка у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что:
- овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности;
- овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий;
- освоение действий контроля содействует формированию следующих свойств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.
Характерные особенности действия самоконтроля у различных школьников могут быть самыми разными, и они также могут находить свое проявление в уровне автоматизированности его протекания и является ли он самостоятельным развернутым действием или включен ли в процесс исполнения учебных действий; в его направленности контролируется весь процесс выполнения действий или только их результаты, в критериях, на основе которых строится контроль материализованная или идеально представленная схема-образец, во времени ее реализации после действия, в процессе действия и до его начала.
Овладение умением самооценки обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам обучаться с огромным заинтересованностью и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.
Характеризуя стандартную начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования его содержания:
• во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;
•во-вторых, наблюдалась систематическая смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);
•в-третьих, происходило “ущемление” одних предметов за счет других, то есть создавался некий “флюс” в содержании, например, одни предметы считались «главными», а другие – не очень.
Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования.
преподавательское сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания– эти изменения возможны на основе целевой ориентировки всех компонентов методической системы на формирование тех психических новообразований, которые характеризуют статус ребенка младшего школьного возраста и обеспечивают в полной мере его личностное и психическое развитие.
Библиографический список
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании . – М., 2011
3. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
4. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе №3, 1980.
5. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности - Томск: Пеленг, 1993.
6. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287, [1] с. - Библиогр.: с. 286.
Пушкина Юлия Денисовна.
|