Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Научная статья

СКАЧАТЬ (21.5 Kb) 24.11.2021, 10:21
Пушкина Юлия Денисовна
студент, нтпк №1
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
 
Приоритетная установка прогрессивного российского образования - полное формирование и развитие возможностей воспитанника самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать метод ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Ввиду этого представляется логическим закономерно желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.

 Известно, что результативность и качество преподавания математике обусловливается не только стабильностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников, ввиду этого осуществление развивающего обучения в практике является надобностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика начального обучения математике, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самоконтроля, формирование привычки оценивать результаты своего труда является особенно важной задачей, которые стоят перед педагогом.

 Самоконтроль и самопроверка являются обязательными частями самооценки.
 Самоконтроль - умение самим находить личные ошибки, обозначать пути их устранения.
 Самооценка — это необходимый элемент развития самосознания, т. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

 Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, независимой экспертизе личной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках старших людей: родителей, воспитателей, учителей.
 Функции самооценки: Воспитывающая и развивающая.

Три уровня самооценки:
1-й уровень более высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.

2-й уровень – средний; ему свойственны нелогичные проявления реалистичных самооценок; установка ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ четких фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
 
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают предпочтительная неестественность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие доказательства самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их предпочтительно в категоричных формах.


Преимущественно подходящим периодом вырабатывания самооценки представляется младший школьный возраст, так как именно в эта ступень начинается организованное обучение.

 I и II этапы - 1-2 класс
 III этап– 3 класс  - I полугодие 4 класса
 IV этап - II полугодие  4 класса -  I полугодие 5 класса

 Виды самоконтроля:
 Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)
 Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)
 Итоговый (контроль по результату)

 Критериальное оценивание:
Оцениваться с помощью отметки может исключительно работа учащегося, а не его личность и личные качества.

Работа сравнивается только с идеалом (образцом), а не с работами других.
 Эталон известен учащимся заранее.
 

В начальных классах дети учатся:
- сопоставлять результат своей деятельности с образцом, который задан в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, который включает 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, которые предварительно составляет учитель.

В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей.

Самооценка как интегративное учебно-деятельностное умение, суть которого содержится в определении цели выполняемой работы, сопоставлении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, выявлении своих ошибок и неправильных действий и своевременной реализации их коррекции.

Самооценка является наиболее важным компонентом учебной деятельности, однако даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность появляется у ребенка далеко не сразу. Ребенок, который вот-вот пришел в школу, хотя и начинает учиться под внимательным руководством учителя, однако еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога.

Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как понимание знаний, умений и навыков.

Как продемонстрировал анализ психолого-педагогической литературы, имеется две причины неполноценного формирования самоконтроля у школьников младшего возраста.
1) импульсивность характера ребенка, которая определяется динамическими спецификами 2) несформированность способов и методов организации работы, отсутствие соответствующих педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный личностный подход.

Соответственно, деятельность педагога реализуется по двум главным направлениям. Первое направление непосредственно связано с профилактикой появления внешних причин неполноценного развития самоконтроля. Успешному вырабатыванию самоконтроля способствуют общие методы, среди которых выделяют создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, регресс эмоционально-психологических перегрузок ребят. Также этому способствуют и овладение основами организации работы учителя и учеников на уроке стимулирующей раскрытие возможностей школьника младшего возраста; работа в условиях позитивного познавательного конфликта; обращение к диалогическим формам взаимодействия; согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Второе направление распологается в связи с предупреждением появления внутренних причин становления самоконтроля. Среди субъективных условий и мер профилактики необходимо отметить следующие: актуализацию потребностей младших школьников в познании, одобрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, которые стимулируют развитие самоконтроля; многообразие интеллектуальной и практической работы, которая направлена на выявление значения самоконтроля в учебной деятельности.

Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности содержит в себе три этапа.
а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;
в) реализация длительной тренировочной работы, которая сориентирована на выработку умений самоконтроля.

Самооценка у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что:
- овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности;
- овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий;
- освоение действий контроля содействует формированию следующих свойств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.

Характерные особенности действия самоконтроля у различных школьников могут быть самыми разными, и они также могут находить свое проявление в уровне автоматизированности его протекания и является ли он самостоятельным развернутым действием или включен ли в процесс исполнения учебных действий; в его направленности контролируется весь процесс выполнения действий или только их результаты, в критериях, на основе которых строится контроль материализованная или идеально представленная схема-образец, во времени ее реализации после действия, в процессе действия и до его начала.

Овладение умением самооценки обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам обучаться с огромным заинтересованностью и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.

Характеризуя стандартную начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования его содержания:
 • во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;
 •во-вторых, наблюдалась систематическая смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);
 •в-третьих, происходило “ущемление” одних предметов за счет других, то есть создавался некий “флюс” в содержании, например, одни предметы считались «главными», а другие – не очень.

Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования.
преподавательское сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания– эти изменения возможны на основе целевой ориентировки всех компонентов методической системы на формирование тех психических новообразований, которые характеризуют статус ребенка младшего школьного возраста и обеспечивают в полной мере его личностное и психическое развитие.

Библиографический список
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании . – М., 2011
3. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
4. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе №3, 1980.
5. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности - Томск: Пеленг, 1993.
6. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287, [1] с. - Библиогр.: с. 286.

 
 Пушкина Юлия Денисовна.


Категория: Блоги | Добавил: gfkudkufk
Просмотров: 310 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог