Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Нейропсихологический подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

СКАЧАТЬ (21.2 Kb) 11.08.2025, 17:47
Кибирева Наталья Николаевна
учитель, ЗДУВР, МБОУ СОШ №33
Современная система образования сталкивается с необходимостью разработки эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных направлений является нейропсихологический подход, который базируется на понимании взаимосвязи между функционированием мозга и когнитивными процессами. Данный метод позволяет не только диагностировать индивидуальные особенности развития ребёнка, но и разрабатывать адресные коррекционно-развивающие программы.

Нейропсихология, как наука, изучающая мозговую организацию психических функций, предлагает инструменты для компенсации дефицитов в познавательной сфере. В контексте обучения детей с ОВЗ это особенно актуально, поскольку у таких учащихся часто наблюдаются нарушения внимания, памяти, речи, пространственного мышления регуляторных функций. Применение нейропсихологических методов в педагогической практике способствует не только академической успеваемости, но и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Нейропсихологический подход в обучении опирается на концепцию системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ), разработанную А. Р. Лурия. Согласно этой теории, каждая психическая функция обеспечивается совместной работой нескольких зон мозга, объединённых в функциональные системы. Нарушение работы любого из этих звеньев приводит к специфическим трудностям в обучении.

У детей с ОВЗ могут наблюдаться различные типы дисфункций:
• Регуляторные нарушения (связанные с лобными долями) – проявляются в виде импульсивности, трудностей планирования и контроля действий.
• Дефициты переработки информации (теменно-височно- затылочные зоны) – приводят к проблемам с чтением, письмом, счётом.
• Нарушения памяти и внимания (лимбическая система, стволовые структуры) – снижают способность к усвоению нового материала.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить слабые и сильные звенья в познавательной деятельности ребёнка, что является основой для построения индивидуальной коррекционной программы.

Методы нейропсихологической коррекции в обучении
В практике обучения детей с ОВЗ применяются следующие нейропсихологические методы:

1. Двигательная коррекция (метод замещающего онтогенеза)
Разработанная А. В. Семенович методика направлена на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий, которые лежат в основе высших психических функций. Упражнения включают:
• ползание, перекрёстные движения;
• дыхательные техники;
• глазодвигательные упражнения.
Эти приёмы способствуют нормализации тонуса, улучшению межполушарного взаимодействия и развитию произвольной регуляции.

2. Когнитивные тренинги
Направлены на развитие конкретных психических функций:
• Программы для улучшения памяти (метод ассоциаций, мнемотехники).

• Коррекция дисграфии и дислексии (зрительно- пространственные тренинги, анализ звуко-буквенного состава слов).
• Развитие логического мышления (игры на классификацию, установление причинно-следственных связей).

3. Базовые сенсорные интеграции
Нарушения сенсорной обработки часто встречаются у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ДЦП. Методы включают:
• тактильную стимуляцию;
• вестибулярные упражнения;
• зрительно-моторную координацию.
Эти техники помогают снизить гиперчувствительность и улучшить адаптацию к учебной среде.

Практическое применение в образовательном процессе
Внедрение нейропсихологического подхода требует collaboration педагогов, психологов и дефектологов. Основные этапы работы:
1. Диагностика – выявление структуры дефицита с помощью нейропсихологических проб (тесты на праксис, гнозис, речевые функции).
2. Разработка индивидуальной программы – подбор упражнений с учётом зоны ближайшего развития.
3. Интеграция в учебный процесс – адаптация заданий, дозирование нагрузки, использование мультисенсорных методик.
4. Мониторинг динамики – регулярная оценка эффективности коррекции.

Примеры адаптации обучения
• Для детей с СДВГ: дробление заданий на этапы, чёткие инструкции, включение двигательных пауз.
• Для детей с дислексией: использование шрифта без засечек, цветового маркирования текста, аудиоматериалов.
• Для детей с РАС: визуальное расписание, структурированная подача информации.

Нейропсихологический подход в обучении детей с ОВЗ представляет собой научно обоснованную систему, направленную на компенсацию когнитивных дефицитов через воздействие на мозговые механизмы. Его преимущество заключается в индивидуальном характере коррекции, что позволяет максимально учитывать особенности каждого ребёнка.
Внедрение нейропсихологических методов в образовательные учреждения требует подготовки специалистов и разработки методических рекомендаций. Однако уже сегодня данный подход демонстрирует высокую эффективность, способствуя не только академическим достижениям, но и улучшению качества жизни детей с особыми образовательными потребностями.


Категория: Блоги | Добавил: КибиреваНН
Просмотров: 45 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог