Сегодня: 11.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Нейропсихологический подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

СКАЧАТЬ (21.2 Kb) 11.08.2025, 17:47
Кибирева Наталья Николаевна
учитель, ЗДУВР, МБОУ СОШ №33
Современная система образования сталкивается с необходимостью разработки эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных направлений является нейропсихологический подход, который базируется на понимании взаимосвязи между функционированием мозга и когнитивными процессами. Данный метод позволяет не только диагностировать индивидуальные особенности развития ребёнка, но и разрабатывать адресные коррекционно-развивающие программы.

Нейропсихология, как наука, изучающая мозговую организацию психических функций, предлагает инструменты для компенсации дефицитов в познавательной сфере. В контексте обучения детей с ОВЗ это особенно актуально, поскольку у таких учащихся часто наблюдаются нарушения внимания, памяти, речи, пространственного мышления регуляторных функций. Применение нейропсихологических методов в педагогической практике способствует не только академической успеваемости, но и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Нейропсихологический подход в обучении опирается на концепцию системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ), разработанную А. Р. Лурия. Согласно этой теории, каждая психическая функция обеспечивается совместной работой нескольких зон мозга, объединённых в функциональные системы. Нарушение работы любого из этих звеньев приводит к специфическим трудностям в обучении.

У детей с ОВЗ могут наблюдаться различные типы дисфункций:
• Регуляторные нарушения (связанные с лобными долями) – проявляются в виде импульсивности, трудностей планирования и контроля действий.
• Дефициты переработки информации (теменно-височно- затылочные зоны) – приводят к проблемам с чтением, письмом, счётом.
• Нарушения памяти и внимания (лимбическая система, стволовые структуры) – снижают способность к усвоению нового материала.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить слабые и сильные звенья в познавательной деятельности ребёнка, что является основой для построения индивидуальной коррекционной программы.

Методы нейропсихологической коррекции в обучении
В практике обучения детей с ОВЗ применяются следующие нейропсихологические методы:

1. Двигательная коррекция (метод замещающего онтогенеза)
Разработанная А. В. Семенович методика направлена на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий, которые лежат в основе высших психических функций. Упражнения включают:
• ползание, перекрёстные движения;
• дыхательные техники;
• глазодвигательные упражнения.
Эти приёмы способствуют нормализации тонуса, улучшению межполушарного взаимодействия и развитию произвольной регуляции.

2. Когнитивные тренинги
Направлены на развитие конкретных психических функций:
• Программы для улучшения памяти (метод ассоциаций, мнемотехники).

• Коррекция дисграфии и дислексии (зрительно- пространственные тренинги, анализ звуко-буквенного состава слов).
• Развитие логического мышления (игры на классификацию, установление причинно-следственных связей).

3. Базовые сенсорные интеграции
Нарушения сенсорной обработки часто встречаются у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ДЦП. Методы включают:
• тактильную стимуляцию;
• вестибулярные упражнения;
• зрительно-моторную координацию.
Эти техники помогают снизить гиперчувствительность и улучшить адаптацию к учебной среде.

Практическое применение в образовательном процессе
Внедрение нейропсихологического подхода требует collaboration педагогов, психологов и дефектологов. Основные этапы работы:
1. Диагностика – выявление структуры дефицита с помощью нейропсихологических проб (тесты на праксис, гнозис, речевые функции).
2. Разработка индивидуальной программы – подбор упражнений с учётом зоны ближайшего развития.
3. Интеграция в учебный процесс – адаптация заданий, дозирование нагрузки, использование мультисенсорных методик.
4. Мониторинг динамики – регулярная оценка эффективности коррекции.

Примеры адаптации обучения
• Для детей с СДВГ: дробление заданий на этапы, чёткие инструкции, включение двигательных пауз.
• Для детей с дислексией: использование шрифта без засечек, цветового маркирования текста, аудиоматериалов.
• Для детей с РАС: визуальное расписание, структурированная подача информации.

Нейропсихологический подход в обучении детей с ОВЗ представляет собой научно обоснованную систему, направленную на компенсацию когнитивных дефицитов через воздействие на мозговые механизмы. Его преимущество заключается в индивидуальном характере коррекции, что позволяет максимально учитывать особенности каждого ребёнка.
Внедрение нейропсихологических методов в образовательные учреждения требует подготовки специалистов и разработки методических рекомендаций. Однако уже сегодня данный подход демонстрирует высокую эффективность, способствуя не только академическим достижениям, но и улучшению качества жизни детей с особыми образовательными потребностями.


Категория: Блоги | Добавил: КибиреваНН
Просмотров: 67 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 11.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог