Сегодня: 01.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Нестандартные методы начала урока: подходы к повышению мотивации и вовлеченности учащихся"

СКАЧАТЬ (281.8 Kb) 02.11.2025, 17:24
Нургалеева Элина Мидхатовна
Учитель русского языка и литературы, ЧУОО "Международная школа завтрашнего дня"
Известная человечеству пословица гласит: «Как корабль назовешь, так он и поплывёт». Данная народная мысль применима к различным жизненным ситуациям. Не исключением будет и образовательное пространство урока: как начнешь урок, так он и пройдет!

Темой моей методической разработки, педагогического исследования является одна из животрепещущих проблем в образовании - изучение способов мотивации учеников. Фокус внимания в своём исследовании я направила на этап начала урока. Однако рассмотренные в статье приёмы применимы на всех этапах образовательного процесса.

Начало урока — чуть ли не самый важный момент в нем. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать?

Необходимо понять природу запоминания информации. И здесь мы может обратиться к теории яркого пятна. Яркие детали (эмоционально окрашенные события) запоминаются лучше с точки зрения психологии благодаря эффекту «яркого пятна». Мозг выделяет необычное на фоне рутины, и информация, которая контрастирует с ожиданиями или стандартной ситуацией, запоминается лучше и ярче.

Это связано с эмоциональной памятью — видом памяти, который фиксирует впечатления и эмоции. Чем сильнее эмоция, тем прочнее след в памяти.

В своей педагогической практике я использую приёмы эмоциональных «якорей», или по-другому «крючков», которые «цепляют внимание учеников, воздействуют на разные каналы восприятия, тем самым ведут к главной цели на уроке: запоминание транслируемой научной информации. Стоит также заметить, что данные приёмы практически универсальны, могут быть применены учителями разных профилей: гуманитарного, физико-математического, естественно-технологического и пр.

Рассмотрим некоторые нестандартные способы/приемы начала урока.
Приём №1: 3 D – погружение в знание - использование на этапах урока приемов, воздействующих на разные каналы восприятия информации, задействование по возможности нескольких\ всех органов чувств: осязание, зрение, обоняние, слух.
Канал «ЗРЕНИЕ»: Погружение в знание через предметы живописи или фотографию.
Урок можем начать с демонстрации ученикам известной картины. Задавая вопросы по ней, мы можем ассоциативно выйти к теме урока или повторить изученный материал на предыдущем.
Например, в 10 классе урок литературы можно начать с картины Эдварда Мунка «Крик» и спросить у ребят: «С каким героем произведения русской литературы 19 века вы можете сопоставить героя картины Мунка?». Ученики приводят разные примеры, находят ассоциации, общие места в двух произведениях искусства и приходят к выводу, что это Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Ярко, образно! И при этом мы развиваем функциональную грамотность ребят, делаем их мир объемным, таким, в котором всё взаимосвязанно.

Эдвард Мунк «Крик»
Урок биологии по классификации плодово-ягодных культур можно начать с демонстрации картины итальянского художника 16 века Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» и поиска необходимой информации на ней при изучении новой темы или повторении старой.
Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна».
Вопросы могут быть разные, это зависит от задач на уроке, его темы. Но то, что вхождение в урок будет ярким и запоминающимся, не вызывает сомнений!
Канал «СЛУХ»: Погружение в знание с помощью аудиозаписи/ музыки.
Например, урок истории или литературы в 6 классе, посвященный теме войны 1941-1945 годов, можно начать и закончить аудиозаписью Юрия Левитана о начале войны и ее завершении/победы соответственно. Вхождение в урок будет ярким, ученики с интересом, кое-где с недоумением и удивлением слушают запись, формируют эмоциональное впечатление, связанное с темой войны.

Юрий Левитан
Канал «ОСЯЗАНИЕ»:
Пример: урок истории или литературы, посвященный той же теме блокады Ленинграда, можно начать с демонстрации учителем кусочка хлеба весом в 125 грамм и продуктовой корзины современного жителя страны. Сравнивая противоположные образы, учитель может подвести ребят к теме урока: «Блокада Ленинграда: значение, последствия».

Приём №2: Игра.
В среднем звене данный прием пользуется успехом у учителей: в игровой форме можно повторить пройденный материал, закрепить полученные знания и пр.
Урок можно начать с «молчаливых» книг Виммельбуха, карточек Имаджинариум. Рассматривая детализированные картинки, ученики могут классифицировать понятия (это может быть и на уроке химии, биологии, русского языка), составить текст и прочее.
Книга Виммельбуха

Приём №3: «Черный ящик, или Кот в мешке»
Этот таинственный приём из игры «Что? Где? Когда?». Учитель в начале урока ставит на стол коробку, обклеенную чёрной бумагой, и загадывает детям загадку или придумывает описание того, что в нём находится и связано с темой предстоящего урока.

Приём №4: «Удивительный факт».
Наш мир представлен различными цифрами, интересными событиями, яркими достижениями человечества в самых разных областях жизни. Можно использовать и эту данность на уроке.
Учитель может начать урок с удивительного факта и связать его с темой урока. Книга рекордов Гиннесса может стать отличным, бездонным источником этих фактов.

Приём №5: «Сторителлинг».
Данный прием (рассказывание истории) можем применить на разных этапах урока, в том числе и в начале.
Учитель может принести на урок предметы, кубики, на экране могут быть расположены изображения различных предметов, связанных с темой урока, а ученикам необходимо по очереди, сочинять общую историю, текст на основе данных предметов/изображений.

Приём №6: «Речь нобелевского лауреата».
Учитель или заранее подготовленные ученики повторяют информацию об изученном на предыдущем занятии понятии, поэте, историческом деятеле и прочее с помощью искусственно созданного текста – речь нобелевского лауреата, в которой оратором может «выступить» любое понятие изучаемого предмета или личность (писатель, полководец и пр.).
Остальным ученикам надо отгадать, о ком или о чём идёт речь.
Пример речи от «лица» гипотенузы:
Дорогие друзья! Сегодня я стою перед вами как самый простой и одновременно самый сложный элемент геометрии. Моя жизнь началась задолго до появления людей, когда древние египтяне впервые начали строить пирамиды. Я была той невидимой силой, которая помогала им измерять землю и возводить величественные сооружения.
Но моя роль не ограничивается лишь древними цивилизациями. Я присутствую везде: в каждом треугольнике, в каждой формуле, в каждом уравнении. Пифагор открыл мою тайну, связав меня с катетами через свою знаменитую теорему. Но знаете ли вы, что эта связь гораздо глубже? Я — это не просто сумма квадратов двух сторон, я — это путь, который соединяет точки пространства, это мост между мирами, это сама суть расстояния.
Моя сила заключается в том, что я могу быть разной: длинной или короткой, тонкой или толстой, прямой или косой. Но самое главное — я всегда верна себе. Независимо от угла, независимо от формы, я остаюсь постоянной и неизменной. Это делает меня уникальной среди всех геометрических фигур.
Такое начало урока поможет активировать внимание учеников, заинтересовать их и мотивировать на сочинение нобелевской речи от своего лица (например, в качестве домашнего задания).

Прием №7: «Подарок»
Ученики, приходя на урок, видят на слайде/школьной доске «Подарок» - куар-код с «приятностями»: список сайтов для подготовки к контрольной работе, ссылка на интересную, «труднодоступную» книгу, фильм, мультфильм и прочее.
Этот приём мотивирует ребят приходить на уроки вовремя, ведь у них есть шанс получить подарок от учителя!

Рассмотренные в статье приёмы нашли применение на практике: ребята подключаются к образовательному процессу с интересом в глазах, развивается их эмоциональная память, воображение, повышается мотивация. Необычное начало урока – тот самый «якорь», который становится отправной точкой в увлекательном процессе образования. Яркие, запоминающиеся этапы урока формируют положительные эмоции учеников, пробуждают интерес к изучаемым темам.


Категория: Блоги | Добавил: Nurgaleevaem
Просмотров: 26 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 01.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог