Известная человечеству пословица гласит: «Как корабль назовешь, так он и поплывёт». Данная народная мысль применима к различным жизненным ситуациям. Не исключением будет и образовательное пространство урока: как начнешь урок, так он и пройдет!
Темой моей методической разработки, педагогического исследования является одна из животрепещущих проблем в образовании - изучение способов мотивации учеников. Фокус внимания в своём исследовании я направила на этап начала урока. Однако рассмотренные в статье приёмы применимы на всех этапах образовательного процесса.
Начало урока — чуть ли не самый важный момент в нем. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать?
Необходимо понять природу запоминания информации. И здесь мы может обратиться к теории яркого пятна. Яркие детали (эмоционально окрашенные события) запоминаются лучше с точки зрения психологии благодаря эффекту «яркого пятна». Мозг выделяет необычное на фоне рутины, и информация, которая контрастирует с ожиданиями или стандартной ситуацией, запоминается лучше и ярче.
Это связано с эмоциональной памятью — видом памяти, который фиксирует впечатления и эмоции. Чем сильнее эмоция, тем прочнее след в памяти.
В своей педагогической практике я использую приёмы эмоциональных «якорей», или по-другому «крючков», которые «цепляют внимание учеников, воздействуют на разные каналы восприятия, тем самым ведут к главной цели на уроке: запоминание транслируемой научной информации. Стоит также заметить, что данные приёмы практически универсальны, могут быть применены учителями разных профилей: гуманитарного, физико-математического, естественно-технологического и пр.
Рассмотрим некоторые нестандартные способы/приемы начала урока.
Приём №1: 3 D – погружение в знание - использование на этапах урока приемов, воздействующих на разные каналы восприятия информации, задействование по возможности нескольких\ всех органов чувств: осязание, зрение, обоняние, слух.
Канал «ЗРЕНИЕ»: Погружение в знание через предметы живописи или фотографию.
Урок можем начать с демонстрации ученикам известной картины. Задавая вопросы по ней, мы можем ассоциативно выйти к теме урока или повторить изученный материал на предыдущем.
Например, в 10 классе урок литературы можно начать с картины Эдварда Мунка «Крик» и спросить у ребят: «С каким героем произведения русской литературы 19 века вы можете сопоставить героя картины Мунка?». Ученики приводят разные примеры, находят ассоциации, общие места в двух произведениях искусства и приходят к выводу, что это Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Ярко, образно! И при этом мы развиваем функциональную грамотность ребят, делаем их мир объемным, таким, в котором всё взаимосвязанно.
Эдвард Мунк «Крик»
Урок биологии по классификации плодово-ягодных культур можно начать с демонстрации картины итальянского художника 16 века Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» и поиска необходимой информации на ней при изучении новой темы или повторении старой.
Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна».
Вопросы могут быть разные, это зависит от задач на уроке, его темы. Но то, что вхождение в урок будет ярким и запоминающимся, не вызывает сомнений!
Канал «СЛУХ»: Погружение в знание с помощью аудиозаписи/ музыки.
Например, урок истории или литературы в 6 классе, посвященный теме войны 1941-1945 годов, можно начать и закончить аудиозаписью Юрия Левитана о начале войны и ее завершении/победы соответственно. Вхождение в урок будет ярким, ученики с интересом, кое-где с недоумением и удивлением слушают запись, формируют эмоциональное впечатление, связанное с темой войны.
Юрий Левитан
Канал «ОСЯЗАНИЕ»:
Пример: урок истории или литературы, посвященный той же теме блокады Ленинграда, можно начать с демонстрации учителем кусочка хлеба весом в 125 грамм и продуктовой корзины современного жителя страны. Сравнивая противоположные образы, учитель может подвести ребят к теме урока: «Блокада Ленинграда: значение, последствия».
Приём №2: Игра.
В среднем звене данный прием пользуется успехом у учителей: в игровой форме можно повторить пройденный материал, закрепить полученные знания и пр.
Урок можно начать с «молчаливых» книг Виммельбуха, карточек Имаджинариум. Рассматривая детализированные картинки, ученики могут классифицировать понятия (это может быть и на уроке химии, биологии, русского языка), составить текст и прочее.
Книга Виммельбуха
Приём №3: «Черный ящик, или Кот в мешке»
Этот таинственный приём из игры «Что? Где? Когда?». Учитель в начале урока ставит на стол коробку, обклеенную чёрной бумагой, и загадывает детям загадку или придумывает описание того, что в нём находится и связано с темой предстоящего урока.
Приём №4: «Удивительный факт».
Наш мир представлен различными цифрами, интересными событиями, яркими достижениями человечества в самых разных областях жизни. Можно использовать и эту данность на уроке.
Учитель может начать урок с удивительного факта и связать его с темой урока. Книга рекордов Гиннесса может стать отличным, бездонным источником этих фактов.
Приём №5: «Сторителлинг».
Данный прием (рассказывание истории) можем применить на разных этапах урока, в том числе и в начале.
Учитель может принести на урок предметы, кубики, на экране могут быть расположены изображения различных предметов, связанных с темой урока, а ученикам необходимо по очереди, сочинять общую историю, текст на основе данных предметов/изображений.
Приём №6: «Речь нобелевского лауреата».
Учитель или заранее подготовленные ученики повторяют информацию об изученном на предыдущем занятии понятии, поэте, историческом деятеле и прочее с помощью искусственно созданного текста – речь нобелевского лауреата, в которой оратором может «выступить» любое понятие изучаемого предмета или личность (писатель, полководец и пр.).
Остальным ученикам надо отгадать, о ком или о чём идёт речь.
Пример речи от «лица» гипотенузы:
Дорогие друзья! Сегодня я стою перед вами как самый простой и одновременно самый сложный элемент геометрии. Моя жизнь началась задолго до появления людей, когда древние египтяне впервые начали строить пирамиды. Я была той невидимой силой, которая помогала им измерять землю и возводить величественные сооружения.
Но моя роль не ограничивается лишь древними цивилизациями. Я присутствую везде: в каждом треугольнике, в каждой формуле, в каждом уравнении. Пифагор открыл мою тайну, связав меня с катетами через свою знаменитую теорему. Но знаете ли вы, что эта связь гораздо глубже? Я — это не просто сумма квадратов двух сторон, я — это путь, который соединяет точки пространства, это мост между мирами, это сама суть расстояния.
Моя сила заключается в том, что я могу быть разной: длинной или короткой, тонкой или толстой, прямой или косой. Но самое главное — я всегда верна себе. Независимо от угла, независимо от формы, я остаюсь постоянной и неизменной. Это делает меня уникальной среди всех геометрических фигур.
Такое начало урока поможет активировать внимание учеников, заинтересовать их и мотивировать на сочинение нобелевской речи от своего лица (например, в качестве домашнего задания).
Прием №7: «Подарок»
Ученики, приходя на урок, видят на слайде/школьной доске «Подарок» - куар-код с «приятностями»: список сайтов для подготовки к контрольной работе, ссылка на интересную, «труднодоступную» книгу, фильм, мультфильм и прочее.
Этот приём мотивирует ребят приходить на уроки вовремя, ведь у них есть шанс получить подарок от учителя!
Рассмотренные в статье приёмы нашли применение на практике: ребята подключаются к образовательному процессу с интересом в глазах, развивается их эмоциональная память, воображение, повышается мотивация. Необычное начало урока – тот самый «якорь», который становится отправной точкой в увлекательном процессе образования. Яркие, запоминающиеся этапы урока формируют положительные эмоции учеников, пробуждают интерес к изучаемым темам.
|