В статье рассмотрена проблема активизации внимания школьника к изучению лингвистического материала и как посредством нестандартных заданий по русскому языку формируется интерес учащихся 2 класса, а также непосредственно познавательные универсальные учебные действия.
Ключевые слова: нестандартные задания, русский язык, познавательные универсальные учебные действия.
На сегодняшний день важной задачей современной системы образования является формирование познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школе должно осуществляться «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [2].
Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий.
«Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта» [3].
«Познавательные универсальные учебные действия – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Познавательные универсальные учебные действия носят поисковый характер. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательных универсальных учебных действий приобретают особую активность и направленность» [1].
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Одной из задач начального образования является задача формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, т. к. младший школьный возраст это сензитивный период развития когнитивных способностей. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования, поэтому она и характеризуется как метапредметная. В её основу входят формирование и развитие у школьника общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем.
Практика показывает, что большая часть обучающихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. Связано это с тем, что разработки в области формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников не отражают в должной мере содержательных, организационных, методических аспектов их формирования на уровне начальной школы; существующие методические приемы формирования познавательных универсальных учебных действий не задействованы в практике начального образования; недостаточная профессиональная подготовка учителя.
Задачей учителей начальных классов является пробуждение интереса к изучению родного (русского) языка. При этом именно нестандартные задания и их применение в рамках современного урока повышают уровень заинтересованности школьника в предмете.
Нестандартное задание, с точки зрения методики, понятие обширное. Оно включает целый ряд признаков, которые позволяют отделить задания этого типа от общепринятых, так называемых традиционных, постоянно применяющихся на практике. Отличительная особенность нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой».
По мнению Александровой Г.В., «нестандартные задания помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждают интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом…»
В практике преподавания русского языка в начальной школе нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, дистанционных экскурсий, гостиных, игр ролевых и деловых, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (ситуации из жизни, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования», КВН, Что? Где? Когда?).
Для того чтобы нестандартные задания были интересны школьнику, а главное – чтобы они давали результат и повышали интерес к предмету, учителю необходимо четко понимать цели и задачи данного вида работы. Так, целью нестандартных заданий является создание среды для развития творческих способностей школьников и повышения их интереса к школьным предметам.
Таким образом, применение нестандартных заданий – успешный шаг в методике преподавания русского языка в начальной школе, который позволит сформулировать познавательные универсальные учебные действия младших школьников, а также развить их творческие способности и повысить интерес к изучаемому предмету. Именно нестандартные задания по русскому языку позволяют целенаправленно формировать универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.
Список литературы:
1. Нестерова И. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Павлов А. К. Что такое универсальные учебные действия. Общая характеристика универсальных учебных действий.
|