Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Нестандартные задания по русскому языку как средство формирования познавательных УУД младших школьников

СКАЧАТЬ (17.1 Kb) 01.11.2022, 09:18
Загуменных Анастасия Анатольевна
студент 4 курса, 44.02.02 "Преподавание в начальных классах" ГАПОУ СО "НТПК №1"
В статье рассмотрена проблема активизации внимания школьника к изучению лингвистического материала и как посредством нестандартных заданий по русскому языку формируется интерес учащихся 2 класса, а также непосредственно познавательные универсальные учебные действия.

Ключевые слова: нестандартные задания, русский язык, познавательные универсальные учебные действия.

На сегодняшний день важной задачей современной системы образования является формирование познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школе должно осуществляться «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [2].

Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий.
«Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта» [3].

«Познавательные универсальные учебные действия – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Познавательные универсальные учебные действия носят поисковый характер. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательных универсальных учебных действий приобретают особую активность и направленность» [1].

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Одной из задач начального образования является задача формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, т. к. младший школьный возраст это сензитивный период развития когнитивных способностей. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования, поэтому она и характеризуется как метапредметная. В её основу входят формирование и развитие у школьника общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем.

Практика показывает, что большая часть обучающихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. Связано это с тем, что разработки в области формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников не отражают в должной мере содержательных, организационных, методических аспектов их формирования на уровне начальной школы; существующие методические приемы формирования познавательных универсальных учебных действий не задействованы в практике начального образования; недостаточная профессиональная подготовка учителя.

Задачей учителей начальных классов является пробуждение интереса к изучению родного (русского) языка. При этом именно нестандартные задания и их применение в рамках современного урока повышают уровень заинтересованности школьника в предмете.

Нестандартное задание, с точки зрения методики, понятие обширное. Оно включает целый ряд признаков, которые позволяют отделить задания этого типа от общепринятых, так называемых традиционных, постоянно применяющихся на практике. Отличительная особенность нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой».

По мнению Александровой Г.В., «нестандартные задания помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждают интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом…»

В практике преподавания русского языка в начальной школе нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, дистанционных экскурсий, гостиных, игр ролевых и деловых, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (ситуации из жизни, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования», КВН, Что? Где? Когда?).

Для того чтобы нестандартные задания были интересны школьнику, а главное – чтобы они давали результат и повышали интерес к предмету, учителю необходимо четко понимать цели и задачи данного вида работы. Так, целью нестандартных заданий является создание среды для развития творческих способностей школьников и повышения их интереса к школьным предметам.

Таким образом, применение нестандартных заданий – успешный шаг в методике преподавания русского языка в начальной школе, который позволит сформулировать познавательные универсальные учебные действия младших школьников, а также развить их творческие способности и повысить интерес к изучаемому предмету. Именно нестандартные задания по русскому языку позволяют целенаправленно формировать универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.

Список литературы:
1. Нестерова И. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Павлов А. К. Что такое универсальные учебные действия. Общая характеристика универсальных учебных действий.


Категория: Блоги | Добавил: nasta
Просмотров: 189 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог