Введение
Ситуация в современной жизни приводит нас к тому, что основными
условиями являются стремительные темпы развития, множество рекламы в
средствах массовой информации, развлекательных и игровых программ; и,
как следствие – потребительская позиция и пассивность молодого поколения.
Потенциальных потребителей музыки не интересует повышение своей
музыкальной культуры, и они удовлетворяют свои музыкальноэмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества.
Учреждения образования реагируют на происходящие изменения и
учитывают данные условия, внося определенные коррективы в учебный
процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя
музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое
место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет
способствует формированию у обучающихся исторических, стилистических,
творчески-индивидуальных представлений в искусстве.
В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса
к занятиям музыкальной литературы. На наш взгляд, основными причинами
такой ситуации послужили:
- второстепенное место предмета «Музыкальная литература» в ряду
учебных дисциплин во многих музыкальных школах;
- отсутствие экзамена в конце данного курса.
Целью методической работы является разработка нетрадиционных
форм работы на уроках «Музыкальная литература».
Задачи:
1. Изучение и анализ существующих методов и форм работы на уроке
«Музыкальная литература».
2. Разработка поэтапного подхода, включающего разбор нетрадиционных
форм, их применение на определённом этапе урока «Музыкальная
литература».
3. Оценка влияния внедрения нетрадиционных форм на уроке
«Музыкальная литература» на мотивацию учеников.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, наблюдение,
эксперимент.
Роль предмета «Музыкальная литература»
в современной музыкальной школе
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает
образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета
«Слушание музыки». Названная дисциплина также теснейшим образом
взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами
предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря
полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся
овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального
языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального
произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном
искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих
способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений
и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и
оценивать различные произведения отечественных и зарубежных
композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального
искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и
музыкальной культуре в целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в
разных странах;
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания специфики различных музыкально-театральных и
инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
Обучение музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ – это знакомство с
миром музыки. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для
усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся
разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И
от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих
уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о
музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь.
Нестандартные уроки как способ активизации интереса к учебному
труду
Преподавателями проводится большая работа в вовлечение учащихся в
предмет «Музыкальная литература». Разрабатываются так называемые
«нестандартные уроки», главной целью которых является, удержать интерес
обучающихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные
уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях
современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением
педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под
напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней
работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных
норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов
работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои
коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно
очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть
стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их
последовательностью. Творческий подход к методике преподавания
музыкальной литературы – характерная особенность работы современных
преподавателей.
Применение игрового подхода – как учебно-познавательного способа
реализации определённых целей и задач
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях
музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не
позволяют формировать активно-познавательную позицию обучающегося,
поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося, в связи с этим и
является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм
обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности –
это мощный стимул для получения знаний.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких
форм и методов организации учебного процесса, которые позволят
обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой
задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования,
уроки-конкурсы, уроки-игры и т.д. Одна из задач таких уроков – создать
психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Обучающиеся,
сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто
такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым
счастливым переживанием каждого обучающегося.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе
значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся,
позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои
специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие
на ход учебного процесса, формирует у обучающихся стремление к
самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
- обеспечивается комплексность формирования знаний, умений,
навыков;
- процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
- учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся
при этом значительных моральных издержек;
- развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными
психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н. Леонтьевым). Ученые
считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реальнопрактической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре
удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна
носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные
задачи и цели, а важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы
придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная,
увлекательная, интересная, требующая полного соучастия обучающихся
деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны длясоответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать
от обучающихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного
вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную
характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей
– серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой
деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности
ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся
на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно
определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей
в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое
своеобразие в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать
на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.
Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемыми,
взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать
и применять в своей работе. Они нравятся детям, вызывают у них
неизменный интерес к игре, проводятся весело и заинтересованно.
Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки
самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять
кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для открытого урока по
музыкальной литературе для обучающихся 4 классов по теме: «Музыкальные
инструменты». Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают
сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и
письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.
I. Теоретическая разминка.
Вниманию обучающихся представлен ряд вопросов (10-15),
определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие
средством психологической раскованности детей. Очень важен характер
вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же
время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые
вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной
смекалки.
Примерный ряд вопросов.
1. Назовите инструмент, у которого есть несколько клавиатур и большие
клавиши для ног (орган)
2. Назовите инструмент, у которого есть выдвижная кулиса (тромбон)
3. Это специальная тонкая пластиночка из пластмассы, металла или
кости, с помощью которой цепляют струны на домре и мандолине
(медиатор)
4. Это особый прием игры на струнно- смычковых инструментах, при
использовании которого исполнитель убирает смычок и играет только
пальцами, защипывая струны (пиццикато)
5. Этот инструмент называют королевой. Без него нет симфонического
оркестра. Многие композиторы писали для этого инструмента
солирующие партии, некоторые – боготворили его. Он похож на
человека: у него плавные закругления и тонкая талия. (Скрипка)
6. Что такое музыкальные звуки? (Звуки, которые издаются на
музыкальных инструментах или при помощи голоса)
7. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
(Треугольник)
8. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки? (Гусли)
9. Вещество, которым натирают смычок? (Канифоль)
10.Какой инструмент может быть продольным и поперечным? (Флейта)
II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с
заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкальнотеоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального
материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость
межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и
образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий
необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение
фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.
1. Правильно сгруппировать (по группам инструментов)
2. Установить возможные логические связи:
Дирижер
духовой гусли
гармонь песня
домра оркестр
певец полифония
хор орган
гитара
3. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые
изображают:
- духовые;
- струнные;
- ударные;
- русские народные инструменты;
- инструменты симфонического оркестра и т.д.
В своей педагогической практике я часто работаю именно с этой
формой. Считаю, что работа в команде – это мощное средство активизации
работы учащихся. Применяя эту форму работы, преподаватель может
наиболее эффективно осуществлять учебный процесс. Знание предмета
оказывается прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как
средство общения. Индивидуальная работа с учащимися исключает из
учебного процесса важное звено – межличностное общение и
взаимодействия. Результаты совместной работы в группах, как правило,
всегда значительновыше по сравнению с выполнением того же задания
каждым индивидуально. Этопроисходит потому, что члены группы помогают
друг другу, несут коллективнуюответственность за результаты отдельных
членов группы.
III.Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую
память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой. По
каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота
ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или
живом исполнении. Возможно привлечение обучающихся, исполнение
заранее приготовленных номеров (музыкальное послание другу).
IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к
теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и
глубину знаний по истории и теории музыки.
Примерный перечень вопросов.
1. С 1958 г. молодые музыканты разных стран собираются в Москву на
Международный конкурс имени…
2. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого оркестра народных
инструментов.
3. Название Международного телевизионного конкурса юных
музыкантов.
4. Этот музыкальный инструмент русский писатель Гавриила
Романович Державин назвал «тихогромом»
5. Почему металлический саксофон относится к группе деревянных
духовых инструментов?
6. У этого инструмента одна клавиатура для ног и от двух до семи для
рук.
7. В творчестве какого композитора сформировались 4 основные
группы музыкальных инструментов симфонического оркестра?
8. «Бабушкой» какого современного музыкального инструмента
является виола да гамба?
9. Кем по профессии были Амати, Страдивари, Гварнери?
10. Почему И. С. Бах никогда не писал музыку для симфонического
оркестра?
Широкое применение в педагогической практике нашли так
называемые уроки - путешествия и уроки - практические занятия.
Например, один из уроков в 4 классе – знакомство с музыкальными
инструментами, представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый
учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки
события разворачиваются по придуманному самими же обучающимися (с
помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов,
основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать
его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок – практическое занятие представляет собой комплексный анализ
произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания
выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не
фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы. Учащиеся
слушают музыку несколько раз.
Первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой,
почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли она на
протяжении пьесы.
Второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в
соответствии с музыкальной формой.
Третье прослушивание: определить средства музыкальной
выразительности, использованные композитором для создания характера,
настроения музыки, вписать их в таблицу.
Заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание
того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание обучающимися
музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных
изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное – это
последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной
ткани должны стать основой для описания художественного музыкального
образа.
Заключение
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не
являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.
Обучение музыке решает специфическую, свойственную всем учебным
предметам эстетического цикла задачу, которую Д.Б. Кабалевский определил
как главную в деле музыкального воспитания: эта задача - заинтересовать и
увлечь школьников музыкой.
Данная задача является актуальной и в сфере дополнительного
музыкального образования, осуществляемогоДМШ и музыкальными
отделениями ДШИ, в которых существенную роль в решении указанной
задачи играет предмет «Музыкальнаялитература».
Через свою преподавательскую деятельность я хочу привить моим
учащимся интерес к учебе, к расширению кругозора, направить их желание
на знакомство с новой музыкой, которое должно и может стать подлинной
радостью, эстетической потребностью. И применение нестандартных форм
работы на уроках окажет содействие в достижении предполагаемых
результатов в обучении.
И в этом я вижу огромную роль курса музыкальной литературы. Ведь
знание этого предмета не просто сумма отвлеченных данных по биографиям
и произведениям, а целая система приобретаемых знаний, умений и навыков.
|