Тема : «Осень»
Возраст детей:(4-5 лет)
Средняя группа
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
(конспект разработан по пособию «Моя математика»,
авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина, часть, 1, с. 8-9)
Цели педагога: создать условия: 1) для формирования первичных представлений о классификации по общему названию: кленовые листья и дубовые листья; 2) развития арифметических умений — счёт в пределах четырёх (действовать в соответствии с алгоритмом пересчёта предметов); 3) представлений о способе сравнения чисел: составление пар; 4) пространственных представлений: «на», «над», «под», «рядом»; 5) для формирования первичных представлений о геометрических фигурах: треугольник, круг, квадрат; 6) позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками: установление правил взаимодействия в деятельности; развитие умения формулировать элементарные высказывания.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие: формировать у детей умение считать в пределах пяти, сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (поровну — не поровну); умение узнавать и называть треугольник, круг, квадрат; формировать пространственные представления.
Речевое развитие: обогащать активный и пассивный словарь детей, используя для определения местонахождения предмета слова «на», «над», «под», «рядом», «слева», «справа»; используя понятия «поровну», «не поровну», «составить пары», лексику для описания картин осени; развивать связную речь через умение строить ответы на вопросы в виде связных высказываний.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение взаимодействовать со сверстниками в паре или малой группе.
Физическое развитие: создавать условия для развития основных движений (ходьба, бег), крупной моторики, координации движений, мелкой моторики.
Предполагаемые цели детей: поиграть, получить удовольствие от общения, достижений при решении поставленных задач.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, дубовый и кленовый лист для сравнения, листья и обручи (красные, жёлтые, зелёные) для подвижной игры, пособия «Моя математика», карандаши, раздаточный материал в виде геометрических фигур.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Этапы деятельности
Мотивационный этап
(Групповая работа с рисунком № 1 из пособия на с. 8 у интерактивной доски.)
– Ребята, мы попали в осенний парк. Кого мы встретили в парке? (Девочку и мальчика, они малыши.)
– Что делают дети? (Собирают листья, букеты…)
– Ой, ребята, вы слышите, как заспорили малыши. Мальчик говорит, что они собрали листьев поровну, а девочка — что не поровну. Как быть, ребята? Малыши могут поссориться. Надо помочь объяснить, кто из них прав и помирить их. (Мы поможем.)
Ориентировочный этап
– Ребята, так что мы должны сделать? (Помочь объяснить, кто прав: поровну листьев или не поровну.)
– А что для этого нам надо сделать? (Сосчитать количество листьев в руках у девочки и мальчика.)
– Для этого поработаем с нашими книгами.
Исполнительский этап
– С каких листьев начнём? (С кленовых.) Пересчитываем: один кленовый листик, обводим его на рисунке и выкладываем один треугольник, на числовой карточке рядом с кленовым листочком записываем число один точкой и т.д. Сколько всего кленовых листьев у девочки в руках? (Три.) Как мы получили это число? (Один, один и один — всего три.)
– А вот дубовые листья у мальчика вы сосчитаете сами. Садитесь за столы. Считать будете вместе с соседом и запишите число на карточке рядом с дубовым листиком. Вам всё понятно?
Самостоятельная работа детей в парах.
Воспитатель наблюдает за работой детей, направляет, напоминает при необходимости алгоритм пересчёта.
Все собираемся у доски.
– Ребята, расскажите, что вам удалось выяснить? (У мальчика четыре дубовых листика, а у девочки — три. Листьев не поровну.) Докажите.
– Малыши, смотрите, как ребята будут сравнивать эти числа: соединяем точку слева и точку справа парами и т.д. Что мы видим? (Справа одна точка лишняя, без пары, значит, листьев не поровну.)
– Спасибо вам, ребята, что помогли ёжику объяснить, почему листьев в руках у малышей не поровну.
Подвижная игра на классификацию (по цвету)
– Предлагаю поиграть, хотите?
Раздать детям по одному листочку разного цвета (красный, жёлтый, зелёный). – Пока звучит музыка — бегаем, кружимся, а как только я позвоню в колокольчик, вы разбежитесь по домикам — обручам такого цвета, как ваш листок. Понятно?
Звучит музыка, дети бегают, кружатся. Звенит колокольчик: «Разбегаемся по своим домикам!»
– Кто правильно собрался? Кто выбывает? Почему?
– Сколько человек в зелёном домике? (Три.) Сколько человек в жёлтом? (Четыре.) Сколько в красном? (Три.) В каких домиках детей поровну? (В зелёном и красном.) В каком не поровну? Докажите!
Дети становятся парами. (Один ребёнок лишний, без пары, значит, в жёлтом домике детей не поровну.)
Д/игра «Найди и расскажи» (в парах)
– Ребята, что я вижу: наши осенние листочки решили поиграть с нами в прятки. Попробуем их найти вместе с другом! Только есть правило: нашли листочек, расскажите всем, где он спрятался. Смотрите, дубовый лист лежит рядом со столом. А ваш где спрятался? (Берёзовый листик под столом, кленовый на столе, рябиновый рядом с корзинкой и т.д.)
Групповая работа с рисунком № 3 из пособия (с. 9) на интерактивной доске, если осталось время.
– Рассмотрите картинку и расскажите, какие геометрические фигуры видите? (Круг, квадрат, треугольник.)
– Как вы думаете, почему я хочу ниточкой соединить пенёк и квадрат? (Пенёк похож на квадрат.)
– Какой рисунок похож на треугольник? (Ёлочка.) Какого цвета ёлочка? (Зелёного.) Соедини их ниточкой.
– С чем соединим круг? (С жёлтым солнышком, оно круглое.)
Рефлексивный этап
– Что вам сегодня запомнилось? Понравилось? Кому вы помогли сегодня? Кто помог вам?
Перспективный этап
– А хотите, мы на прогулке устроим листопад или соберём гербарий из листьев? А ещё мы можем после сна порисовать отпечатками листьев! А можем порисовать в наших книгах-тетрадях (задание 3). Выбирайте…
|