Сегодня: 24.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Новые формы организации обучения на уроках русского языка

СКАЧАТЬ (15.2 Kb) 10.10.2021, 09:19
Хохлова Ольга Леонидовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Астрахани СОШ №36
Аннотация: в статье рассматриваются нестандартные формы проведения уроков, которые обеспечивают повышение знаний и индивидуальную ответственность учеников за результаты учебного труда.

Ключевые слова: урок-семинар, практикум, консультации, урок-экспертиза.

Сегодня главная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 86 Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Среди этих форм особое внимание учителя-практики уделяют таким формам, как лекции (или лекции-беседы), семинары, практикумы, консультации, зачеты, уроки-экспертизы и др.

Все более широкое распространение при обучении русскому языку получают семинары, которые способствуют воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с книгой и навыков монологической речи. Семинар представляет собой такую форму организации классных занятий, при которой предполагается значительная предварительная работа по его подготовке. Ученикам сообщаются основные вопросы по теме будущего семинарского занятия. Например, при подготовке итогового семинара по теме «Сложноподчиненное предложение», «Средства связи придаточного предложения с главным». Вместе с тем необходимо предлагать и вопросы, требующие самостоятельного поиска ученика, например: «В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?», «В каких случаях можно определить значение придаточного предложения по союзу и в каких нельзя? Подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы в ней участвовали все учащиеся. Часть школьников получает задание выступить с сообщениями. При подготовке семинара можно использовать также организацию работы учащихся по группам. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

Важно, чтобы все доклады были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара. Целесообразно использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Ученики анализируют текст, находят в нем и выписывают нужные слова, словосочетания, предложения, заменяют конструкции синонимичными и т. д.

Проведение уроков-семинаров учитель намечает в начале года и планирует их не чаще, чем один семинар в четверть. Широкое распространение также получают уроки-экспертизы. На таких занятиях можно организовать активное обсуждение подготовленных дома материалов. На семинаре каждая группа анализирует проблему текста, приводит аргументы, определяет ее границы, защищает предложенный план, зачитывает черновые варианты фрагментов сочинения.

Другой формой занятий, которая помогает решать задачи активизации деятельности учащихся, являются уроки-зачеты. Это одна из разновидностей повторительно-обобщающих уроков. Главное назначение уроков-зачетов – обеспечить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся по той или иной теме, одновременно решая задачи обучения и воспитания. Готовят тесты по разделам. Педагогика 87 Программа зачетов должна быть известна учащимся заранее. На несколько недель (за месяц) в кабинете вывешивается перечень того, что должны знать и уметь учащиеся, а также указываются навыки, которыми они должны овладеть в результате изучения данной темы. При отборе вопросов-заданий учитель ориентируется на программные требования. В ходе зачета необходимо разумно сочетать устные и письменные формы опроса. В младших классах при проведении зачета уместны соревнования между группами учащихся, выполнение заданий игрового, занимательного характера.

Достаточно широкое распространение в последнее время получили уроки-практикумы, которые ставят своей целью формирование и совершенствование умений и навыков учащихся – грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых. Результативность уроков-практикумов зависит от качества подобранного дидактического материала и характера заданий. На уроках-практикумах может быть организована как самостоятельная (индивидуальная) работа учащихся, так и коллективная. Задания же должны обеспечить овладение способами решения грамматических задач и задач правописания, поэтому желательно, чтобы формулировки заданий носили обучающий характер. При изучении сложносочиненного предложения в 9 классе весь теоретический материал можно изучить на первом уроке, а второй и третий уроки провести как уроки-практикумы, готовящие к зачету. Урок-зачет по этой теме может включать повторение ряда вопросов правописания и работу по повторению пунктуации простого предложения, осложненного обособленными членами, вводными словами, однородными членами. Целенаправленно совершенствовать речь учащихся на таких уроках помогают задания на редактирование, работа с синонимами (синонимия союзов: и – тоже, также; но – однако; синонимия сложносочиненных и простых предложений). На таких уроках также используется работа над заданиями ГИА (ЕГЭ) в онлайне, которая способствует поддержанию интереса учащихся к занятиям русским языком.

Список литературы
1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя / Г.В. Александрова. – М: Баласс, 2010.
2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка / П.М. Баев. – М., 1989.
3. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя / Л.И. Кирилина // Современные наукоемкие технологии. – №6. – 2005.
4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига: 1999.
5. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.В. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2015.
7. Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка / О.И. Горбич. – М.: ВК, 2012


Категория: Блоги | Добавил: olga196767
Просмотров: 391 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог