«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить».
А. Дистервег
С введением Федеративных образовательных стандартов качественно изменилась основная задача школы. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного уровня образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Следовательно, обучение требует применение новых педагогических методик и технологий преподавания. До перехода на ФГОС учитель старался как можно понятнее и доступнее объяснить и показать материал урока, в нынешних условиях цель учителя направлена не столько на воспроизведение знаний, сколько на формирования умений и навыков у обучающихся самостоятельно овладевать новыми знаниями и применять эти знания в решении разнообразных проблем. А самое главное для учителя - включить даже наислабейшего ученика в учебную деятельность. В работе с детьми, привыкшими к творческой деятельности, многие приемы и методы традиционной педагогики оказываются неэффективными, поэтому и возникла необходимость применение новых образовательных технологий, которые носят развивающий характер и отвечают требованиям современного общества. Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием её процветания и развития.
Обратимся, прежде всего, к самому понятию «технология», «педагогическая технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
• Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Образовательная технология:
• легко вписывается в учебный процесс;
• позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
• обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
• обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
• обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
• отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
• четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
• Личностно-ориентированное обучение.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Информационно-коммуникационные технологии.
• Технологию уровневой дифференциации.
• Игровые технологии.
• Коллективную систему обучения.
• Технологию проектной деятельности.
• Систему инновационной оценки «портфолио».
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.
Обучающийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии являются первостепенными в ХХІ веке.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Существуют различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали).
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. (Зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки, задания со здоровьесберегающим содержанием, эмоциональные разрядки)
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
• расширяет возможность самостоятельной деятельности;
• формирует навык исследовательской деятельности;
• обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
• способствует повышению качества образования.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Показатель эффективности реализации:
• Повышается уровень мотивации учения.
• Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
• Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.
Технология использования игровых методов
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учеб¬ной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект это -
• отражение интересов участников;
• организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий);
• работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.);
• творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности);
• организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;
• свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности;
• включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
• систематическое отслеживание результатов работы, презентации;
• фиксированное время, контроль и рефлексия.
Технология развития критического мышления.
• Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
• Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление:
• Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
• Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
• Технология развития критического мышления дает ученику:
• - повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
• Технология развития критического мышления даёт учителю:
• - направляет усилия учеников в определенное русло;
• - сталкивает различные суждения;
• - создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
• - даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
• - подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже имеющихся.
• Существует множество приёмов ТРКМ:
• -Дерево предсказаний
• - «Толстый и тонкий вопросы»
• - Кластеры
• - Таблица «Плюс –минус -интересно»
• - «Ромашка вопросов
• - Синквейн
• - Приём «РАФТ»
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
• закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число школьников, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у учащихся познавательной активности, творчества, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
|