Сегодня: 15.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Нравственно-патриотическое воспитание школьников через художественно-эстетическое развитие

18.03.2020, 13:05
Чистякова Евгения Александровна
Педагог дополнительного образования, БОУ ОО "Созвездие Орла"
УДК 37.036.5

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Е.А. Чистякова,
педагог дополнительного образования
БОУ ОО «Созвездие Орла»
tuinova@yandex.ru, +7 953 611 84 25

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьники, нравственно-патриотическое воспитание, художественно-эстетическое развитие, одарённые дети, методы преподавания живописи.
АННОТАЦИЯ: В данной статье раскрывается актуальность нравственно-патриотического воспитания школьников в современном мире. Одним из способов формирования национального самосознания и здорового патриотизма является художественно-эстетическое развитие детей путем их приобщения к художественной культуре родного края.

«MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN THROUGH ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT»

E. A. Chistyakova,
teacher of additional education
BEI of the OR «Constellation of the eagle»
tuinova@yandex.ru, +7 953 611 84 25

KEYWORDS: schoolchildren, moral and Patriotic education, artistic and aesthetic development, gifted children, methods of teaching painting.
ANNOTATION: This article reveals the relevance of moral and Patriotic education of schoolchildren in the modern world. One of the ways to form national consciousness and healthy patriotism is the artistic and aesthetic development of children by introducing them to the artistic culture of their native land.

«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинского, педагог-гуманист

Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса, следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы. Однако очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». Искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности [3].
Изобразительное искусство, наряду с другими видами искусств, занимает свое особое место, обусловленное спецификой данного вида искусства. Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры наиболее четко фиксируются в зрительной памяти человека, способствуют формированию чувства прекрасного и правильного отношения к миру, активно формируют сознание, особенно в юном возрасте. Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал для бесед на патриотические темы, поскольку почти все значительные события в истории нашей страны, нашли отражение в изобразительном искусстве. [2]
Примером проявления изобразительного искусства для темы воспитания патриотизма являются известные живописные и графические работы: «Оборона Севастополя», А. Дейнека (1942), плакаты «Родина – Мать зовет!», автор И. Таидзе (1941), «Отомсти!», автор Д. Шмаринов (1942), «Воин Красной Армии, спаси!», автор В. Корецкий, (1942).
Изобразительное искусство военных лет по сей день играет большую роль в деле патриотического воспитания. Их силу воздействия трудно переоценить. Молодое поколение, с помощью художественных произведений, должно самостоятельно разбираться и полноценно воспринимать сущность иллюстраций, чтобы понимать всю тяжесть Великой Отечественной войны, а также ценность мирного времени.
Изобразительное преследует две основные цели: 1) пробудить у молодого поколения патриотические чувства, сознание своей причастности к судьбе Родины, своего народа и готовности активно защищать ее; 2) достижение того, чтобы произведение как можно прочнее запечатлелось в памяти учащихся [1].
Художественно-эстетическое развитие школьников предполагает развитие предпосылок для ценностно-смыслового понимания произведений искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности, которая в свою очередь возникает у ребенка под влиянием какого-либо произведения искусства: изобразительного, литературного, музыкального.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие» – психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Каждый ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Поэтому главной задачей педагога в этом направлении становится развитие эмоциональной отзывчивости. Именно через сопереживание происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
В рамках решения проблемы патриотического воспитания на базе БОУ ОО «Созвездие Орла» реализуется дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства «Основы живописи».
Целью программы является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Новизна программы заключается в ярко выраженном региональном компоненте, который проявляется в углубленном изучении изобразительного искусства на примерах работ орловских художников.
Программа «Основы живописи» располагает большими образовательными и воспитательными возможностями, способствует развитию национального самосознания обучающихся посредством приобщения к изобразительному искусству Орловской области.
Художественно-эстетическая деятельность, в частности занятия живописью, обогащает чувственный и эмоционально-ценностный опыт детей, развивает художественно-образное мышление, способности к художественному творчеству и самовыражению.
Успех разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными техниками живописи и испытывают потребность и удовольствие от художественного творчества.
Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у обучающихся патриотизма, на занятиях должны найти место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Вместе с тем следует отметить, что патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность обучающихся, но и на их эмоциональную сферу.
Особенно большой силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы.
Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства необходимо выделить следующие:
- планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;
- развитие национального самосознания;
- изучение и углубление знаний родного языка;
- изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки, как органической части общечеловеческого опыта;
- ознакомление с мировой художественной литературой;
- изучение художественной культуры своего края;
- развитие интереса, уважения к другой культуре;
- воспитание мужества, чувство локтя, любви к Отчизне [5].
Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства обучающихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и обучающихся. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения обучающихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения [2].
Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и его воспитание во многом зависит от учителя изобразительного искусства, потому что именно он знакомит детей с художественно-поэтическим образом родного края. Прививая детям любовь к природе, мы неизменно обращаемся к художникам, создавшим незабываемые образы родных полей и лугов, рек и лесов, гор и озер.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям
Прочувствовать человека или событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на занятиях творческих заданий: создать иллюстрацию к историческому событию, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование видео фрагментов и музыкального сопровождения позволяет создать особую атмосферу урока, что во многом определит его успех.
Положительные эмоции и переживания побуждают обучающихся к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью. Любой урок значительно выигрывает, если слова педагога подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеоролики. Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы [4].
На занятиях по живописи также присутствуют элементы краеведения, ведь только благодаря уважительному отношению к своей истории и культуре, ребенок сможет вырастить настоящим патриотом своей Родины. Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку поверить в себя, научить его мыслить самостоятельно, неординарно, и не бояться отстаивать свою точку зрения.
На сегодняшний день неотложной является потребность в гражданах, которые отличаются нестандартным мышлением, привносят новое содержание в социальную, культурную, производственную жизнь, умеют ставить и решать перспективные задания в контексте проектирования будущего – то есть в неординарных творческих личностях. Обучение изобразительному искусству может стать средством развития и воспитания патриотических чувств учащихся при условии, если будет осуществляться по четко выстроенной методике, содержать интересный и познавательный материал, включать различные формы и методы работы.
В сложившийся ситуации необходимо приложить все усилия к поддержанию патриотического духа России, который неуклонно падает. Мы живем в мире неоднозначном и противоречивом, где зачастую патриотизм находится на грани с экстремизмом, поэтому первостепенно необходимо сформировать у нашей молодежи осознанную гражданскую позицию.
Здесь стоит вспомнить о понятии свободы. Сегодняшнее общество и людей, живущих в нем, мы называем свободными. Но что же означает это слово? Интересная работа на эту тему принадлежит архимандриту Рафаилу (Карелину). Он пишет: «Свобода – это возможность и право человека принимать решения, исходя из внутренних побуждений, которые могут быть интеллектуальными, чувственными или грубо инстинктивными, то есть возможность осуществлять свои желания, реализовывать во внешнем мире свое «я» [6]. Занятия живописью дают ребенку эту возможность. Живопись – одно из главных изобразительных средств осмысления жизни и познания законов природы, она формирует логику объемно-пространственного и композиционного мышления художника, поскольку любой замысел претворяется в жизнь в виде картины.
В тоже время, свобода – это ответственность, прежде всего за свой выбор жизненной позиции и духовных ценностей. Само слово свобода происходит от словосочетания «свое бытие», то есть за свою жизнь и свою души ответственность несем мы сами. Работая с детьми необходимо не только научить их изображать окружающие предметы, но и выражать отношение человека определенной эпохи к этим вещам и воспитать в них уважительное отношение к жизни вообще.

Список использованной литературы:

1. Боголюбов, Н.С. Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства. // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 259-261.
2. Волчкова, А.А., Пищулин, С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы // Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003, с. 57.
3. Кулькин, Е.С. Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение». // Журнал «Социально-гуманитарные знания», 2013
4. Полина, Л.Н., Патриотическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства // Методическая разработка по изобразительному искусству, 2014
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422, с. 27.
6. Интернет-ресурс: Портал Credo.ru http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=1180 (дата обращения: 13.03.2020)

Категория: Блоги | Добавил: tuinova
Просмотров: 155 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

"Правописание слов с безударными гласными в корне слова" 3 класс.


«Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС»


«Воспитание и воспитательная работа в школе: взгляд современного классного руководителя»


Конспект урока "Решение простых задач" для учащихся 1 класса


КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Азбука творчества»



© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог