Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


О некоторых аспектах обучения фонетике, лексике и грамматике французского языка с опорой на родной язык

СКАЧАТЬ (16.1 Kb) 20.05.2022, 12:41
Чич Заира Юсуфовна
директор школы, учитель иностранных языков, МБОУ "СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока" а.Джиджихабль
В настоящее время очень важно научиться преодолевать возникающие при взаимодействии разных культур трудности, обусловленные своеобразием исторического, политического и культурного развития. Именно поэтому основной целью обучения иностранным языкам в современной школе является развитие личности ученика, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной деятельности. Эта цель раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: развивающего, практическо - образовательного и воспитывающего обучения. Нашей основной задачей как учителей мы считаем целостное формирование личности ребенка именно на этих принципах.

Неоспорима истина, что не зная особенностей преподаваемого языка, учитель не способен дать полное представление об изучаемом языке, довести иностранный язык до ума и сердца детей. У учителя должно быть прочное представление о фонетической, грамматической системе двух языков (преподаваемого иностранного и родного). А в наших условиях двуязычия – еще и русского языка, являющегося для жителей Адыгеи и за ее пределами единственно реальным, исторически сложившимся средством межнационального общения.

Мы обучаем французскому языку детей адыгейской национальности. Что показывает практика? По нашим наблюдениям, учащиеся при знакомстве с новым материалом непроизвольно стараются сравнивать услышанный звук или слово на иностранном языке с созвучным звуком или словом родного языка. Это свидетельствует о том, что дети непроизвольно стараются приблизить путем сравнения иностранный язык к родному. И учет особенностей родного языка является одним из основных принципов обучения иностранным языкам, которого придерживаются многие педагоги - исследователи.

Преподавание французского языка в национальной (адыгейской ) школе имеет свои особенности. Для включения ребенка в активную познавательную деятельность в рамках деятельностного подхода необходимо привлекать прошлый опыт учащихся.Безусловно, полезна опора на родной язык в ходе учебного процесса, особенно на начальном этапе обучения. Мы работаем над созданием механизма билингвизма, предполагающего перестройку речевого слуха, артикуляционного аппарата, становление навыка переключения и механизма нейтрализации интерферирующих моментов, связанных с системой родного языка. Такое обращение у нас не является случайным и бессистемным, а носит последовательный характер с учетом сходств и различий изучаемого языка и родного как в области фонетики, так и в области грамматики.

Несмотря на разносистемность, во французском и адыгейском языках много точек соприкосновения. Многие звуки созвучны, поэтому особых проблем с произношением у учеников не возникает. К примеру, особенно красиво удается звук [r], поскольку в адыгейском есть его эквивалент – «гъ», полугласные [wa], [wi].Но встречаются и фонетические ошибки, обусловленные привычным артикуляционным укладом. Например, произнесение звонкого спиранта «л» вместо французского сонанта [l] (une lampe); полуабруптив «къ» вместо глухого согласного [k] (une carte).Для развития фонематического слуха часто упражняемся на дифференциацию с примерами из трех языков. Конечно, овладение иностранным произношением – это не только постановка звуков. Это еще и ударение, мелодика, интонация. Для выработки правильных ритмико-интонационных навыков мы используем целесообразные способы: аналогию с родным языком, описание артикуляции, показ, имитацию.

В области грамматики также наблюдаются случаи сходства и расхождения в обоих языках. Основное различие в морфологии: во французском языке грамматические и лексические значения представлены расчленено в словах служебных и знаменательных, а в адыгейском языке они синтезированы в пределах слова. Основное различие в синтаксисе: во французском языке связанный, стабильный порядок слов в предложении, а в родном – относительно свободный. Учет трудностей понимания и употребления грамматических явлений помогает выбрать более эффективные пути введения, объяснения и закрепления языкового материала. Особо ощутимые результаты с опорой на родной язык наблюдаются при изучении французских числительных. В обоих языках названия составных числительных отображают возможный способ образования: 82

quatre-vingt-deux т1ок1ипл1ырэ т1урэ

(досл.4 х 20 + 2 ) (досл. 20 х4 +2 )

Что касается в общем применения опоры на родной язык на различных этапах работы по фонетике, лексике, грамматике, мы широко практикуем ее при введении материала, реже – при закреплении, иногда- при тренировке и совершенно исключаем при контроле.Именно на начальном этапе обучения приходится шире практиковать опору на родной язык, поскольку в этот период у детей формируется механизм билингвизма.

Мы живем в условиях адыгейско-русского двуязычия. Неудивительно, что некоторые языковые явления учащиеся знают лучше на русском языке. Например, при овладении лексикой по теме «Календарь» выявляются затруднения в названиях дней недели, месяцев, различных временных отрезков. Иногда забывают некоторые названия цветов. Правильная реакция учителя на подобные явления способствует более глубокому осознанию особенностей родного языка, развитию умения сравнивать, делать выводы, обобщения. Все это влияет на развитие языковой догадки, культуры речи и общего кругозора детей.

Итак, опора на родной язык : 1)предупреждает возможные ошибки, 2) осуществляет один из основных принципов обучения «от простого – к сложному», «на основании известного – к неизвестному»,3) развивает аналитическое мышление детей, 4)психологически приближает иностранный язык, 5) способствует обогащению речи билингвов.

Таким образом, позволяет строить учебный процесс более эффективно. Опытом работы в этом плане мы делимся в районном и республиканском масштабах (научно-практические конференции, мастер-классы, конкурсы, публикации…)

В Республике Адыгея иностранный язык не включен в список обязательных учебных дисциплин, в рамках которого НРК являлся бы непременным его составляющим.Тем не менее, при изучении, например, географического положения стран франкофонии, мы проводим аналогию с нашей малой родиной. В этом нам помогают стенды про Адыгею, отражающие географическое положение, ее природу, государственные символы и языки. Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России.


Категория: Блоги | Добавил: zairachich
Просмотров: 220 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог