Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
«Центр образования № 12 имени Героя Советского Союза И.А. Маликова» 
 
142410, Московская область, Ногинский муниципальный район, г. Ногинск, ул. Аэроклубная, д.4, тел. 8-496-514-57-38. 
 
Тема: Обобщающий урок – игра в 6 классе по теме «Глагол». 
 
 
 
 
 
 
  
Учитель: 
Шорникова Виктория 
Валерьевна 
vika.shornikova@bk.ru 
тел. 8 (901)788-98-72 
 
Ногинск 
  
Обобщающий урок – игра в 6 классе по теме «Глагол». 
  
Пояснительная записка. 
В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Каждый обучающий хочет, чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. 
 
В практике преподавания по курсу «Русский язык» и «Литература» часто используются различные игры. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений. 
 
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. 
Игровые технологии в воспитании и обучении самые древние. Поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. 
 
Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. 
 
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. 
 
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. 
 
Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм. 
Задачи: 
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов; 
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций; 
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету. 
 
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала. 
Вид урока: урок - игра 
Формы работы учащихся: класс делится на 2 команды с капитаном во главе. 
 
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии. 
 
УМК: учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. -. - М.: Просвещение, 2010) 
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал. 
 
Ход урока: 
I. Организационный момент. 
- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. 
 
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 
-Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. (Звучит быстрая музыка.). 
- Ребята, как вы думаете, что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться) 
- Какие части речи вы назвали? (глаголы) 
-А что такое «глагол»? 
- А как вы думаете, какова тема нашего урока: «Глагол». 
-А попробуйте определить цель урока: повторить и обобщить раннее изученный материал по теме «Глагол». 
- Правильно! Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. 
- Давайте подумаем, каков же портрет глагола? Для этого прочитайте высказывание А.Юрова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. Внимание на экран: 
 
«Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие!» 
 
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое). 
- Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы. 
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру. Мы побываем мысленно на необитаемом острове «Глаголия». У нас с вами будет два племени, но только цель будет - выбраться с острова домой, в цивилизацию (ученики пишут на табличках название племени: «Тумба» и «Юмба»). 
- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый… 
- Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, тот и победитель. 
 
III. Повторение изученного материала. 
-Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока. (Повторение и обобщение по теме «Глагол»). 
-А теперь, закройте глаза и мысленно представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове «Глаголия» (музыкальное сопровождение: шум моря и т.д.). 
-Первым делом нужно обойти местность. 
 
Задание №1. (Этимологическая справка). 
-Знаете ли вы, что… По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. 
-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. У Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Буква Г в азбуке называлась «глаголь». 
б) Глаголы нужно уметь употреблять в речи, поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта. 
Задание на карточках: поставить ударение. Приготовиться к проверке. 
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит. 
- Скажите, а как можно добыть огонь на острове, не используя спичек и зажигалок? 
Верно трением кремня о кремень, не переставая, не прерывая. Так вот и вы сейчас будете не прерывать цепочку вопросов, та команда, которая верно ответит на всё, добудет огонь в свою команду и получит жетон. 
 
Задание №2. (Добываем огонь). 
Вопросы для племени «Тумба»: 
1. Что такое глагол? 
2. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?(по начальной форме и по вопросу) 
3. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?(нельзя определить время и число) 
4. Какого вида бывают глаголы?(совершенный и несовершенный) 
5. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?(нет) 
6. Сколько существует спряжений (2)? 
7. Как пишется не с глаголами? (раздельно, слитно, если без не не употребляются) 
8. В предложении как правило бывает? (сказуемым) 
 
Вопросы для племени «Юмба»: 
1. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?(спряжение с безударным окончанием надо: поставить в н.ф, определить какая гласная стоит перед -ть) 
2. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно) 
3. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ) 
4. Изменение глагола по лицам и числам - это … (спряжение) 
5. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример. 
6. Глаголы изменяются по ?(по временам , по лицам и числам в настоящем и будущем., в прошедш. Вр. По числам и по родам в единст числе) 
7. Все ли глаголы образуют формы настоящего времени? ( нет, только те, которые отвечают на вопрос что делает?) 
8. Что такое инфинитив?(что делать? Что сделать?) 
Жетон у нас получает ?команда, молодцы ребята. 
Следующее задание – построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра. 
 
Задание №3. (Строим жилище). 
- Из текста, который вы видите на карточках, племя «Тумба» должна выписать возвратные глаголы, а Племя «Юмба» – невозвратные глаголы. Определить время у всех глаголов. Кто лучше справится с этим заданием, получит жетон. 
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. 
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. 
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. 
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. 
(Коснулся, заискрились, разгорелось, метнулась, оживляются, кружатся; 
блеснул, пробежала, вспыхнули, зазвенела, присела, собирает). 
- На острове жарко и всех нас замучила жажда. 
 
Задание №4. (Добываем пресную воду). 
- Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная). 
Распределите глаголы на 2 колонки: 1 спр.,2 спр. Запишите ответ в тетрадях. 
Пиш..шь, полива..шь, кол..шь, нос..шь, зна..шь, разыщ..м, исправляя..м, рассыпл..шь, украша..шь, излож..шь, взраст..шь, включа..шь, залеза..шь, довер..шь. 
(1 – пишешь, поливаешь, колешь, знаешь, разыщем, исправляем, рассыплешь, украшаешь, включаешь, залезаешь; 
2 – носишь, изложишь, взрастишь, доверишь.) 
- Молодцы! Жетон получает? Команда. 
 
IV. Физкультминутка. 
- Мы построили жилище, добыли огонь, воду. Вот теперь и подошло время отдохнуть. 
Учитель произносит глаголы: играть, купить, умываться, читать, написать, идти, списать, прочитать, учить, смеяться, разговаривать, открыть, нарисовать, успокоится. Ученики должны определить вид глагола. Если совершенный вид, то они хлопают в ладоши, если несовершенный, то они прыгают на месте. 
- Пока мы с вами отдыхали, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. 
- Пресную воду мы нашли, огонь добыли, отдохнули, теперь нужно поесть. 
- Давайте наловим рыбы. 
 
Задание №5. Ловим рыбу. 
Правописание -тся и -ться в глаголах. 
Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с формулировкой правила. 
Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся. 
Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся. 
Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся. 
Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся. 
Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся. 
Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся. 
 
Инфинитив -ться 3-е лицо -тся 
Лениться Трудится 
Добиться Сбудится 
Превратиться Нравится 
Смеяться Полагается 
Веселиться Распоряжается 
Обижаться Подчиняется 
Прославиться 
Понравиться 
- Пока мы с вами ловили рыбу, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. 
 
Задание №6. (Возвращаем лодки). 
- Здесь от вас требуется образовать формы изъявительного, повелительного и условного наклонений от глаголов писать, печь, резать, отложить, утешиться для племени «Тумба», и от глаголов читать, есть, выслать, мазать, справиться для племени «Юмба» (Слайд № 3). Правильно выполненное задание принесет племени жетон. 
- Время пролетело незаметно. Нам пора возвращаться домой. 
 
Задание №7. (Возвращение домой). 
Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся). 
Кислая и п. лезная ягода р. стёт в б..лотах. 
В Сл. пой елани немало зат. нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1] 
- Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина) 
- Кто является главными героями? (Настя и Митраша). 
- Почему случилась беда? (ссорились). 
- Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело? 
(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой). 
 
Работа над текстом. 
Задание: 
1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек). 
3) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите. 
4) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв. 
5) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику. 
6) Морфологический разбор глаголов: Собирает (племя «Тумба»), затянуло (племя «Юмба»). 
 
V. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 
Без глагола бы, друзья, 
Скучной жизнь наша была! 
Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать 
Не смогли б ни ты, ни я 
Грустен стал и одинок день без действия, дружок! 
1. Что мы повторяли на уроке? 
2. Что закрепили? 
3. Над чем еще надо поработать? 
-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке. Давайте подсчитаем жетоны и определим победителя. Победила ДРУЖБА! Молодцы! 
- На парте перед каждым – два смайлика: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Выберите один смайлик и покажите его : «веселый смайлик» - урок понравился, «грустный смайлик» - урок не понравился. 
 
VI. Домашнее задание. 
Составить кроссворд на тему «Глагол». 
Спасибо за урок! 
  
  
 
 
 
  |