Сегодня: 24.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Обобщающий урок – игра в 6 классе по теме "Глагол"

СКАЧАТЬ (76.5 Kb) 12.08.2021, 14:52
Шорникова Виктория Валерьевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "ЦО №12"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования № 12 имени Героя Советского Союза И.А. Маликова»

142410, Московская область, Ногинский муниципальный район, г. Ногинск, ул. Аэроклубная, д.4, тел. 8-496-514-57-38.

Тема: Обобщающий урок – игра в 6 классе по теме «Глагол».







 
Учитель:
Шорникова Виктория
Валерьевна
vika.shornikova@bk.ru
тел. 8 (901)788-98-72

Ногинск
 
Обобщающий урок – игра в 6 классе по теме «Глагол».
 
Пояснительная записка.
В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Каждый обучающий хочет, чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.

В практике преподавания по курсу «Русский язык» и «Литература» часто используются различные игры. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Игровые технологии в воспитании и обучении самые древние. Поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.
Задачи:
обучающие:
закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Вид урока: урок - игра
Формы работы учащихся: класс делится на 2 команды с капитаном во главе.

Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.

УМК: учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. -. - М.: Просвещение, 2010)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. (Звучит быстрая музыка.).
- Ребята, как вы думаете, что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
- Какие части речи вы назвали? (глаголы)
-А что такое «глагол»?
- А как вы думаете, какова тема нашего урока: «Глагол».
-А попробуйте определить цель урока: повторить и обобщить раннее изученный материал по теме «Глагол».
- Правильно! Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
- Давайте подумаем, каков же портрет глагола? Для этого прочитайте высказывание А.Юрова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. Внимание на экран:

«Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие!»

- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).
- Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру. Мы побываем мысленно на необитаемом острове «Глаголия». У нас с вами будет два племени, но только цель будет - выбраться с острова домой, в цивилизацию (ученики пишут на табличках название племени: «Тумба» и «Юмба»).
- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…
- Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, тот и победитель.

III. Повторение изученного материала.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока. (Повторение и обобщение по теме «Глагол»).
-А теперь, закройте глаза и мысленно представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове «Глаголия» (музыкальное сопровождение: шум моря и т.д.).
-Первым делом нужно обойти местность.

Задание №1. (Этимологическая справка).
-Знаете ли вы, что… По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. У Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Буква Г в азбуке называлась «глаголь».
б) Глаголы нужно уметь употреблять в речи, поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта.
Задание на карточках: поставить ударение. Приготовиться к проверке.
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.
- Скажите, а как можно добыть огонь на острове, не используя спичек и зажигалок?
Верно трением кремня о кремень, не переставая, не прерывая. Так вот и вы сейчас будете не прерывать цепочку вопросов, та команда, которая верно ответит на всё, добудет огонь в свою команду и получит жетон.

Задание №2. (Добываем огонь).
Вопросы для племени «Тумба»:
1. Что такое глагол?
2. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?(по начальной форме и по вопросу)
3. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?(нельзя определить время и число)
4. Какого вида бывают глаголы?(совершенный и несовершенный)
5. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?(нет)
6. Сколько существует спряжений (2)?
7. Как пишется не с глаголами? (раздельно, слитно, если без не не употребляются)
8. В предложении как правило бывает? (сказуемым)

Вопросы для племени «Юмба»:
1. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?(спряжение с безударным окончанием надо: поставить в н.ф, определить какая гласная стоит перед -ть)
2. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
3. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
4. Изменение глагола по лицам и числам - это … (спряжение)
5. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
6. Глаголы изменяются по ?(по временам , по лицам и числам в настоящем и будущем., в прошедш. Вр. По числам и по родам в единст числе)
7. Все ли глаголы образуют формы настоящего времени? ( нет, только те, которые отвечают на вопрос что делает?)
8. Что такое инфинитив?(что делать? Что сделать?)
Жетон у нас получает ?команда, молодцы ребята.
Следующее задание – построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.

Задание №3. (Строим жилище).
- Из текста, который вы видите на карточках, племя «Тумба» должна выписать возвратные глаголы, а Племя «Юмба» – невозвратные глаголы. Определить время у всех глаголов. Кто лучше справится с этим заданием, получит жетон.
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.
(Коснулся, заискрились, разгорелось, метнулась, оживляются, кружатся;
блеснул, пробежала, вспыхнули, зазвенела, присела, собирает).
- На острове жарко и всех нас замучила жажда.

Задание №4. (Добываем пресную воду).
- Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная).
Распределите глаголы на 2 колонки: 1 спр.,2 спр. Запишите ответ в тетрадях.
Пиш..шь, полива..шь, кол..шь, нос..шь, зна..шь, разыщ..м, исправляя..м, рассыпл..шь, украша..шь, излож..шь, взраст..шь, включа..шь, залеза..шь, довер..шь.
(1 – пишешь, поливаешь, колешь, знаешь, разыщем, исправляем, рассыплешь, украшаешь, включаешь, залезаешь;
2 – носишь, изложишь, взрастишь, доверишь.)
- Молодцы! Жетон получает? Команда.

IV. Физкультминутка.
- Мы построили жилище, добыли огонь, воду. Вот теперь и подошло время отдохнуть.
Учитель произносит глаголы: играть, купить, умываться, читать, написать, идти, списать, прочитать, учить, смеяться, разговаривать, открыть, нарисовать, успокоится. Ученики должны определить вид глагола. Если совершенный вид, то они хлопают в ладоши, если несовершенный, то они прыгают на месте.
- Пока мы с вами отдыхали, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть.
- Пресную воду мы нашли, огонь добыли, отдохнули, теперь нужно поесть.
- Давайте наловим рыбы.

Задание №5. Ловим рыбу.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с формулировкой правила.
Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.
Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.

Инфинитив -ться 3-е лицо -тся
Лениться Трудится
Добиться Сбудится
Превратиться Нравится
Смеяться Полагается
Веселиться Распоряжается
Обижаться Подчиняется
Прославиться
Понравиться
- Пока мы с вами ловили рыбу, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть.

Задание №6. (Возвращаем лодки).
- Здесь от вас требуется образовать формы изъявительного, повелительного и условного наклонений от глаголов писать, печь, резать, отложить, утешиться для племени «Тумба», и от глаголов читать, есть, выслать, мазать, справиться для племени «Юмба» (Слайд № 3). Правильно выполненное задание принесет племени жетон.
- Время пролетело незаметно. Нам пора возвращаться домой.

Задание №7. (Возвращение домой).
Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся).
Кислая и п. лезная ягода р. стёт в б..лотах.
В Сл. пой елани немало зат. нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1]
- Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина)
- Кто является главными героями? (Настя и Митраша).
- Почему случилась беда? (ссорились).
- Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело?
(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой).

Работа над текстом.
Задание:
1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек).
3) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
4) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв.
5) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику.
6) Морфологический разбор глаголов: Собирает (племя «Тумба»), затянуло (племя «Юмба»).

V. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Без глагола бы, друзья,
Скучной жизнь наша была!
Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать
Не смогли б ни ты, ни я
Грустен стал и одинок день без действия, дружок!
1. Что мы повторяли на уроке?
2. Что закрепили?
3. Над чем еще надо поработать?
-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке. Давайте подсчитаем жетоны и определим победителя. Победила ДРУЖБА! Молодцы!
- На парте перед каждым – два смайлика: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Выберите один смайлик и покажите его : «веселый смайлик» - урок понравился, «грустный смайлик» - урок не понравился.

VI. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Глагол».
Спасибо за урок!


Категория: Блоги | Добавил: vika23myrka85galystjan
Просмотров: 668 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог