Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Обобщение опыта по профориентационной работе в начальной школе

СКАЧАТЬ (47.0 Kb) 11.03.2023, 17:35
Ахметова Любовь Александровна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №7" г.Краснокаменск, Забайкальский край
«Как выбрать профессию и не ошибиться?», проблема выбор профессии всегда стояла перед подрастающим поколением, а в современном и быстроменяющемся мире, общества она становится особо актуальной. Работа по профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Чтобы ребенок правильно и осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. С учениками младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть огромное множество профессий и выбрать «свою» очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий, чтобы найти по «душе», интересам.

Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность для формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Приведем примеры из своих уроков.

Уроки русского языка – использование поговорок, пословиц, загадок, ребусов о труде и профессиях человека.

Уроки литературного чтения - использование дидактической «Узнай профессию по описанию», ребусы, рассказы, стихотворение о профессиях и их характеристика (для чего нужна профессия? какие у нее функции?)

На уроках технологии, изобразительного искусства, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составления рабочего чертежа важна для работы конструктора, закройщика, архитектора и т.д.

Уроки окружающего мира - например, при изучении темы «Погода», обучающиеся знакомятся с профессией метеоролога, синоптика. В теме «Как путешествует письмо?» обучающиеся узнают какие профессии участвуют в самом процессе доставки письма. Любая тема по окружающему миру в той или иной степени связана с одной или даже несколькими профессиями.

Конкретно в своем классе, я опираюсь на внеурочную профориентационную работу во взаимодействии с родителями, так как очень часто ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. В данной ситуации семья – это источник первоначальных знаний ребенка, т.к. интересы родителей передаются и детям. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Итак, в первом классе мною составляется банк данных профессий родителей обучающихся. В банке данных я указываю профессию родителей и форму, в которой он может представить свою профессиональную деятельность. В первый год обучению основной формой служит классный час, на котором родители представляют свою профессию с использованием презентации и видеороликов. Есть родители, которые в форме игры или мастер – класса знакомят со своей работой. Мироманова Марина Владимировна медсестра дет.поликлиника провела классный час на тему «Грипп – это опасно!». Воронов Вячеслав Викторович белазист разреза Уртуй рассказал и показал презентацию «Машины помощники». Швецова Евгения Андреевна АО ОТЭК начальник АДС провела игру «Сбережем энергию»

Во второй год обучения, используя возможности родителей, мы организуем мастер классы и экскурсии на предприятия нашего города. Клещёва Наталья Александровна помогла в организации экскурсии в автомастерскую, Киреев Александр Анатольевич провел экскурсию в ВГСО, где дети не только смогли увидеть, как работают горноспасатели, но и имели возможность спуститься в учебную шахту и посмотреть как оказывают первую помощь.

За период 3-4 года обучения совместно с родителями пытаемся расширить и углубить знания о профессиях с использованием разнообразных форм проведения.

Основная задача профориентационной работы – расширение кругозора обучающихся о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой. В течении всего периода обучения в начальной школе постоянно участвуем в конкурсах и мероприятиях связанных с профориентацией.

В рамках акций «Без турникета» проводим различные экскурсии на предприятии города. Совместно с родителями мы разработали примерный график посещения предприятий. За 3 года мы посетили 12 предприятий: отделение связи (почта), библиотеки города, музеи, ателье по пошиву одежды, автомастерскую, столовая, магазины, ОВГСО, пожарная часть, аптека и в планах на этот учебный год: пекарня и кондитерский цех с проведением мастер-класса, ЖДЦ, площадка УРТУЙ, молокозавод, курсы робототехники с квестом для детей.

Ребята с большим интересом узнают о новых профессиях, особенно, если им предоставляется возможность сделать что-то своими руками. Как показывает практика, не только детям очень интересны экскурсии на предприятия, но и родителям.

Профориентационная работа - важный аспект становления личности ребёнка. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.


Категория: Блоги | Добавил: lubov070184
Просмотров: 221 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог