«Как выбрать профессию и не ошибиться?», проблема выбор профессии всегда стояла перед подрастающим поколением, а в современном и быстроменяющемся мире, общества она становится особо актуальной. Работа по профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Чтобы ребенок правильно и осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. С учениками младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть огромное множество профессий и выбрать «свою» очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий, чтобы найти по «душе», интересам.
Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность для формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Приведем примеры из своих уроков.
Уроки русского языка – использование поговорок, пословиц, загадок, ребусов о труде и профессиях человека.
Уроки литературного чтения - использование дидактической «Узнай профессию по описанию», ребусы, рассказы, стихотворение о профессиях и их характеристика (для чего нужна профессия? какие у нее функции?)
На уроках технологии, изобразительного искусства, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составления рабочего чертежа важна для работы конструктора, закройщика, архитектора и т.д.
Уроки окружающего мира - например, при изучении темы «Погода», обучающиеся знакомятся с профессией метеоролога, синоптика. В теме «Как путешествует письмо?» обучающиеся узнают какие профессии участвуют в самом процессе доставки письма. Любая тема по окружающему миру в той или иной степени связана с одной или даже несколькими профессиями.
Конкретно в своем классе, я опираюсь на внеурочную профориентационную работу во взаимодействии с родителями, так как очень часто ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. В данной ситуации семья – это источник первоначальных знаний ребенка, т.к. интересы родителей передаются и детям. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Итак, в первом классе мною составляется банк данных профессий родителей обучающихся. В банке данных я указываю профессию родителей и форму, в которой он может представить свою профессиональную деятельность. В первый год обучению основной формой служит классный час, на котором родители представляют свою профессию с использованием презентации и видеороликов. Есть родители, которые в форме игры или мастер – класса знакомят со своей работой. Мироманова Марина Владимировна медсестра дет.поликлиника провела классный час на тему «Грипп – это опасно!». Воронов Вячеслав Викторович белазист разреза Уртуй рассказал и показал презентацию «Машины помощники». Швецова Евгения Андреевна АО ОТЭК начальник АДС провела игру «Сбережем энергию»
Во второй год обучения, используя возможности родителей, мы организуем мастер классы и экскурсии на предприятия нашего города. Клещёва Наталья Александровна помогла в организации экскурсии в автомастерскую, Киреев Александр Анатольевич провел экскурсию в ВГСО, где дети не только смогли увидеть, как работают горноспасатели, но и имели возможность спуститься в учебную шахту и посмотреть как оказывают первую помощь.
За период 3-4 года обучения совместно с родителями пытаемся расширить и углубить знания о профессиях с использованием разнообразных форм проведения.
Основная задача профориентационной работы – расширение кругозора обучающихся о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой. В течении всего периода обучения в начальной школе постоянно участвуем в конкурсах и мероприятиях связанных с профориентацией.
В рамках акций «Без турникета» проводим различные экскурсии на предприятии города. Совместно с родителями мы разработали примерный график посещения предприятий. За 3 года мы посетили 12 предприятий: отделение связи (почта), библиотеки города, музеи, ателье по пошиву одежды, автомастерскую, столовая, магазины, ОВГСО, пожарная часть, аптека и в планах на этот учебный год: пекарня и кондитерский цех с проведением мастер-класса, ЖДЦ, площадка УРТУЙ, молокозавод, курсы робототехники с квестом для детей.
Ребята с большим интересом узнают о новых профессиях, особенно, если им предоставляется возможность сделать что-то своими руками. Как показывает практика, не только детям очень интересны экскурсии на предприятия, но и родителям.
Профориентационная работа - важный аспект становления личности ребёнка. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
|