Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Обобщение опыта по профориентационной работе в начальной школе

СКАЧАТЬ (47.0 Kb) 11.03.2023, 17:35
Ахметова Любовь Александровна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №7" г.Краснокаменск, Забайкальский край
«Как выбрать профессию и не ошибиться?», проблема выбор профессии всегда стояла перед подрастающим поколением, а в современном и быстроменяющемся мире, общества она становится особо актуальной. Работа по профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Чтобы ребенок правильно и осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. С учениками младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть огромное множество профессий и выбрать «свою» очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий, чтобы найти по «душе», интересам.

Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность для формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Приведем примеры из своих уроков.

Уроки русского языка – использование поговорок, пословиц, загадок, ребусов о труде и профессиях человека.

Уроки литературного чтения - использование дидактической «Узнай профессию по описанию», ребусы, рассказы, стихотворение о профессиях и их характеристика (для чего нужна профессия? какие у нее функции?)

На уроках технологии, изобразительного искусства, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составления рабочего чертежа важна для работы конструктора, закройщика, архитектора и т.д.

Уроки окружающего мира - например, при изучении темы «Погода», обучающиеся знакомятся с профессией метеоролога, синоптика. В теме «Как путешествует письмо?» обучающиеся узнают какие профессии участвуют в самом процессе доставки письма. Любая тема по окружающему миру в той или иной степени связана с одной или даже несколькими профессиями.

Конкретно в своем классе, я опираюсь на внеурочную профориентационную работу во взаимодействии с родителями, так как очень часто ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. В данной ситуации семья – это источник первоначальных знаний ребенка, т.к. интересы родителей передаются и детям. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Итак, в первом классе мною составляется банк данных профессий родителей обучающихся. В банке данных я указываю профессию родителей и форму, в которой он может представить свою профессиональную деятельность. В первый год обучению основной формой служит классный час, на котором родители представляют свою профессию с использованием презентации и видеороликов. Есть родители, которые в форме игры или мастер – класса знакомят со своей работой. Мироманова Марина Владимировна медсестра дет.поликлиника провела классный час на тему «Грипп – это опасно!». Воронов Вячеслав Викторович белазист разреза Уртуй рассказал и показал презентацию «Машины помощники». Швецова Евгения Андреевна АО ОТЭК начальник АДС провела игру «Сбережем энергию»

Во второй год обучения, используя возможности родителей, мы организуем мастер классы и экскурсии на предприятия нашего города. Клещёва Наталья Александровна помогла в организации экскурсии в автомастерскую, Киреев Александр Анатольевич провел экскурсию в ВГСО, где дети не только смогли увидеть, как работают горноспасатели, но и имели возможность спуститься в учебную шахту и посмотреть как оказывают первую помощь.

За период 3-4 года обучения совместно с родителями пытаемся расширить и углубить знания о профессиях с использованием разнообразных форм проведения.

Основная задача профориентационной работы – расширение кругозора обучающихся о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой. В течении всего периода обучения в начальной школе постоянно участвуем в конкурсах и мероприятиях связанных с профориентацией.

В рамках акций «Без турникета» проводим различные экскурсии на предприятии города. Совместно с родителями мы разработали примерный график посещения предприятий. За 3 года мы посетили 12 предприятий: отделение связи (почта), библиотеки города, музеи, ателье по пошиву одежды, автомастерскую, столовая, магазины, ОВГСО, пожарная часть, аптека и в планах на этот учебный год: пекарня и кондитерский цех с проведением мастер-класса, ЖДЦ, площадка УРТУЙ, молокозавод, курсы робототехники с квестом для детей.

Ребята с большим интересом узнают о новых профессиях, особенно, если им предоставляется возможность сделать что-то своими руками. Как показывает практика, не только детям очень интересны экскурсии на предприятия, но и родителям.

Профориентационная работа - важный аспект становления личности ребёнка. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.


Категория: Блоги | Добавил: lubov070184
Просмотров: 169 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог