Обобщение по разделу "Архангельская земля богата талантами"
(750.3 Kb)
| 23.02.2021, 15:59 |
Мартемьянова Оксана Валериевна |
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шалакушская средняя школа" |
Литературное чтение в 3 классе по краеведению по теме:
Обобщение по разделу "Архангельская земля богата талантами"
Цель мероприятия: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости и уважения за прошлое своей области.
Задачи:
1.Закрепить знания о знаменитых людях нашего края (северных писателях, поэтах, художниках), их произведениях.
2. Содействовать развитию логических способностей, мышления, внимания, речи.
3.Способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, доброжелательности, чувства патриотизма, гордости за прошлое своей области.
Оборудование, использованное на мероприятии: компьютер, муз. центр.
Оформление класса: стенд "Писатели и поэты Архангельской области", оформление доски (запись темы и цели мероприятия).
Ход классного часа.
1. Тема. Цель. Мотивация.
Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начинаем наш любимый классный час.
Узнайте тему самостоятельно. Для этого вам надо решить примеры и подобрать буквы к ответам примеров (карточки с буквами перевёрнуты, на лицевой стороне пустая карточка)
2 3 28 45 50 60 67 70 100
44:22 О 15*3 Б 40+27 Н
66:22 Б 25*2 Щ 100-30 И
14*2 О 37+23 Е 100:1 Е
Учитель: ОБОБЩЕНИЕ. Какой темы? Правильно.
ОБОБЩЕНИЕ темы "Архангельская земля богата талантами"
Какую поставим цель? (дети называют цель)
Ребята, сегодня мы будем работать в группах, в командах. В классе 2 группы, будет 2 команды играть. Придумайте название своей команды, связанное с Севером, выберите капитана.
Вспомним правила работы в группе.(Дети называют)
Ваша задача: как можно больше набрать очков и вспомнить всё то, о чём мы говорили на предыдущих занятиях. Будет работать жюри, это наши учителя.(представление жюри)
2. "Узнайте"
Ваша задача: узнать портрет писателя, назвать по имени, отчеству.
Учитель показывает портрет (на презентации), а дети по командам отвечают. Потом рассказывают то, что они запомнили об этом знаменитом человеке Севера, какой он внёс вклад в развитие Севера.
Степан Григорьевич Писахов Николай Михайлович Рубцов
Борис Викторович Шергин Фёдор Александрович Абрамов
Василий Ильич Шелыгин Александр Александрович Борисов
3. "Угадайте"
Ваша задача: Узнать по описанию о ком идёт речь.
а) В Архангельске у Белого моря более восьми десятков лет живёт песенное чудо - это.... .
б) С 1961 года по 2008 год художественным руководителем Северного хора была... .
в) Основатель хора была... .
г) Жизнь этого писателя связана с Севером. Он родился в Архангельске, объездил весь Северный край в качестве этнографа. Это... .
д) Этот писатель тоже родился в Архангельске. Ещё в молодости, после окончания Архангельской гимназии, поступил в Московское художественно-промышленное училище, где учился живописи и графике. Это... .
е) Этот писатель участвовал в обороне блокадного города и чудом уцелел при переправе по "Дороге жизни" через Ладогу. Это... .
ё) Этот писатель родился в посёлке Емецк. Жил в Няндоме, Вологде. Хорошо играл на гармошке и балалайке. Это... .
ж)Этот человек тоже связан с Севером. Его называют "певцом Арктики". Это... .
з) Этот писатель родился в Вологодской области в крестьянской семье. Жил в Северодвинске, работал электриком на Севмашпредприятии. Это... .
4. "Подумайте"
Ваша задача: Из какого это произведения и кто автор?
а) Легла купчиха спать и глянула в угол, а там лешш, глянула в другой, а там лешш! Глянула к двери - и там лешш! Из под кровати лешши, кругом лешши. И хвостами помахивают.
б)Дядька говорит:
-Если ты Степан,
Садись на аэроплан.
На аэроплане и летай,
А с моей лошади слезай! Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а ... Силантий.
Дядька говорит:
-Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
в) И ворона сидит на заборе.
Горе ей! Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.
г) -Знавал, хозяюшка. Только он теперь не в Печном уезде, селе Сковородкино живёт, а в Сумки-Заплечное переехал.
д) Вечером коров встретишь, подоишь, попоишь, корм задашь и - спи-отдыхай! Ужну сваришь, мы с матушкой съедим, а ты - спи-отдыхай!
е) Думал, горестно вздыхая,
Что друзей - то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
ё) ...Проснулся. Нигде ни одна
Не скрипнет вокруг половица.
Годами всё длится и длится
Глухая в дому тишина.
Один я средь отчих хором,
Нет кровных и близких рядом.
Под Вязьмою
Вместе с братом
Все сгинули
В сорок втором.
ж) Сперва был огромный раскалённый шар, потом, по мере приближения к черте горизонта, шар сверху и снизу сплющивался, будто по нему стали бить кувалдой, потом образовалась пирамидка с закруглённой верхушкой, потом шапка...
Физкультминутка
-Давайте отдохнём.
К морю дружно мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре;
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз- это брасс,
Одной рукой, другой рукой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5. "Шифровка"
Ваша задача: расшифровать автора и название произведения.
1 команде
1 2 3
А Н Л Ю
Б У Ш Й
В - С А
Г Б О Е
А1, Г3, А2, А3, Г1, Г2, В1, А1, Г3, В2, А2, Б1, Б2, В3, Б3
__________________________________________________________________
2 команде
1 2 3
А Н Е Т
Б В Ы .
В Ц Р С
В3, А2, Б1, А2, В2, А1, Б2, А2, В1, Б1, А2, А3, Б2, Б3
__________________________________________________________________
Вспомним стихотворение Василия Шелыгина "Северные цветы". (дети читают) .
6. "Буквомиксер"
Перед вами слова из названий сказок наших северных писателей, но все буквы перепутались.
Ваша задача: восстановить эти слова, записать их и назвать произведение, из которого они взяты.
а) ОВРНОА
б) АЗАКТ
в) МИРЫФ
г) ОСАБКА
д) АЛИНМ
е) ВТЕЫЦ
7. "Собери картинку"
Ваша задача: Собрать картинку и узнать из какого произведения.
1 команде
1. "Налим Малиныч" С.Г. Писахов
2 команде
"Не любо - не слушай" С.Г. Писахов
8. "Разгадайте сказки"
Ваша задача: найти все произведения северного писателя, назвать эти произведения и автора.
ИТЛВААРОЛКАКПОПРАБОТНИЦУНАНИМАЛДЖДВИНЭФИНВАРТБЖЭВНАЛИММАЛИНЫЧТНДКЦФХТЮДЛЖКАКРОЛШМНИЬОЖЗПВЕЬКЦУИНВИЗЗАБЛОХИИОЛДПАВМОРОЖЕНЫВОЛКИОДЫФЗЩГНАТХДЦЫМРСАХАРНАРЕДЬКАВФКВУЦХТЬЮСВОЯРАДУГАЛДКСАРЛЩНКИСЛЫШТИНИНАЛУКВЗСЕВЕРНОСИЯНИЕАРЖДЖЛЫФЩШУИЬТБНИПТИНЕЛЮБОНЕСЛУШАЙЧВКХТИОИЬИМОРОЖЕНЫПЕСНИГА
9. Подведение итогов.
Жюри подсчитывают очки, называют команду победителей.
Что мы вспомнили и повторили?(ответы детей)
Кому своя работа на занятии очень понравилась, поднимите зелёную карточку.
Кто что-то забыл и не всегда смог дать правильный ответ, поднимите жёлтую карточку.
Кто плохо работал и всё забыл - красную карточку.
Исполняется Гимн Архангельской области (см. Морянка, с.5).
Учитель: Ребята, вы все МОЛОДЦЫ, благодарю за работу!
Ответы:
2. "Узнайте" Даны портеры: С.Г. Писахова, Б.В. Шергина, Ф.А. Абрамова, Н.М. Рубцова, В.И. Шелыгина, А.А. Борисова.
3. "Угадайте"
а) Государственный академический Северный народный хор.
б) Нина Константиновна Мешко.
в) Антонина Яковлевна Колотилова.
г) Степан Григорьевич Писахов.
д) Борис Викторович Шергин.
е) Фёдор Александрович Абрамов.
ё) Николай Михайлович Рубцов.
ж) Александр Александрович Борисов.
з) Василий Ильич Шелыгин.
4. "Подумайте"
а) С. Г. Писахов "Как купчиха постничала".
б) Б.В. Шергин " Рифмы".
в) Н. Рубцов "Ворона".
г) Б.В. Шергин " Шиш и трактирщица".
д) С.Г. Писахов "Как поп работницу нанимал".
е) Н. М. Рубцов "Про зайца".
ё) В. И. Шалыгин "Один я".
ж) Ф.А. Абрамов "Закат".
5. "Шифровка"
1 команде
А1, Г3, А2, А3, Г1, Г2, В1, А1, Г3, В2, А2, Б1, Б2, В3, Б3
Не любо - не слушай, написал Степан Г. Писахов.
2 команде
В3, А2, Б1, А2, В2, А1, Б2, А2, В1, Б1, А2, А3, Б2, Б3
Северные цветы, написал Василий Шелыгин.
6. "Буквомиксер"
а) ОВРНОА "Ворона" Н.М. Рубцов
б) АЗАКТ "Закат" Ф.А. Абрамов
в) МИРЫФ "Рифмы" Б.В. Шергин
г) ОСАБКА "Собака Розка" С.Г. Писахов
д) АЛИНМ "Налим Малиныч" С.Г. Писахов
е) ВТЕЫЦ "Северные цветы" В.И. Шелыгин
7. "Собери картинку" Даны разрезанные картинки, надо собрать.
8. "Разгадайте сказки". Все сказки написал Степан Григорьевич Писахов.
ИТЛВААРОЛКАКПОПРАБОТНИЦУНАНИМАЛДЖДВИНЭФИНВАРТБЖЭВНАЛИММАЛИНЫЧТНДКЦФХТЮДЛЖКАКРОЛШМНИЬОЖЗПВЕЬКЦУИНВИЗЗАБЛОХИИОЛДПАВМОРОЖЕНЫВОЛКИОДЫФЗЩГНАТХДЦЫМРСАХАРНАРЕДЬКАВФКВУЦХТЬЮСВОЯРАДУГАЛДКСАРЛЩНКИСЛЫШТИНИНАЛУКВЗСЕВЕРНОСИЯНИЕАРЖДЖЛЫФЩШУИЬТБНИПТИНЕЛЮБОНЕСЛУШАЙЧВКХТИОИЬИМОРОЖЕНЫПЕСНИГА
Как поп работницу нанимал Своя радуга
Налим Малиныч Кислы шти
Из-за блохи Северно сияние
Морожены волки Не любо - не слушай
Сахарна редька Морожены песни
9. Гимн Архангельской области Слова Нины Мешко
1. Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Манят отважных
Бескрайние дали,
Где не ступал человек!
2.Здесь по Петрову
Веленью из моря
Ряд белокрылых
Фрегатов восстал.
И колыбелью Российского флота
Край наш Архангельский стал.
3. Здесь Ломоносов
Великий родился,
мудростью мир осветил,
былинные сказы,
загадки природы
В научную быль воплотил.
4. Край наш поморский
В движеньи и силе,
Ему по плечу Новый век!
Космос, богатства,
Глубины морские -
всё покорит человек.
Список информационных источников
1. Морянка: краеведческий курс: учеб.-метод.пособие/ авт.-сост. И.В. Богданова и др.; отв.ред. И.Ф. Полякова. - 2-е изд., перераб. и доп.- Архангельск, 2017.-144 с.
2.Писахов Степан Сказки/Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1978.
3. Писахов Степан Сказки /Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1977.
4. Степан Писахов Сказки; Очерки; Письма, Архангельск: Сев.-Зап.кн. изд-во, 1985-367с., порт- (Сер. "Русский Север")
5. Б. Шергин, С. Писахов "Сказы и сказки", Москва. Современник, 1983
|
Категория: Блоги | Добавил: OksanaOksana19731973
|
Просмотров: 700 | Загрузок: 26
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|