Сегодня: 28.09.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Обогащение лингвистической образовательной среды методами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

СКАЧАТЬ (404.0 Kb) 11.09.2022, 19:13
Мерзлякова Татьяна Юрьевна
преподаватель, ФГКОУ Оренбургское ПКУ
При обучении по ФГОС следует учитывать, что мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. Кроме того, мы все больше и больше окунаемся в мир, который породила информационная революция, - мир Интернета. Самый популярный язык Интернета - английский. Основной акцент необходимо делать на развитие коммуникации, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Лозунг «я общаюсь — значит, я учусь», прежде всего, относится к преподаванию английского языка. Технология «Диалог культур» и технология коммуникативного обучения иноязычной культуры, используемые в работе Мерзляковой Т.Ю., формируют такие ценностные ориентиры подрастающего поколения, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми. Ключевая компетентность человека на сегодня — это не только сбор информации, но и ее анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий.

Посетив различные семинары и курсы, обучение в Англии, ознакомившись с опытом работы педагогов Великобритании, приходишь к выводу, что воспитать личность, имеющей способность к коммуникации, умеющую гибко реагировать, готовую к глобальному сотрудничеству и конкуренции, умеющую отвечать на вызов времени, возможно, развивая способность учащихся к критическому мышлению.

Отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянии общества, которое характеризуется повышением роли информационных процессов. В этих условиях важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения сложных задач. А это требует от современного человека умения мыслить критически, т.е. уметь работать с информацией: находить и отбирать нужную информацию для решения поставленных задач, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать решения.

Теоретическая база данного педагогического опыта опирается на труды Ч.Темпла, Д.Стил, К.Мередит (развитие критического мышления), Е. И. Пассова и А. А Леонтьева (принцип активной коммуникативности), Особую важность имеют труды В.С.Бибера «Диалог культур» и С.Ю. Курганова о социокультурном подходе к обучению ин. языкам.

Основная идея состоит в том, что используя технологию РКМЧП, создается целостнаю система, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества.
Новизна педагогического опыта в том, что была разработана систему упражнений для развития умений критического мышления в чтении и письме. Разработанная методика развития интеллектуальных умений критического мышления при работе с иноязычной информацией и система упражнений используется в практике обучения английскому языку. Ею была освоена лестница развития критического мышления, демонстрирующая продвижение учащихся от нерефлексирующего мыслителя в младших классах до высококвалифицированного мыслителя, в старших. Это позволило создать среду, способствующую активизации субъектной позиции ученика и обеспечивающую его речевую и поведенческую активность.

Лестница развития критического мышления
Высококвалифицированный мыслитель
Поступление в языковые ВУЗы,
Сдача ЕГЭ на высокие баллы
Продвинутый мыслитель
Очные олимпиады Всероссийского уровня
Практикующий мыслитель
(Мы осознаем необходимость регулярной практики)
Очные олимпиады
Начинающий мыслитель
(Мы пытаемся стать лучше, но без регулярной практики)
Участие в дистанционных конкурсах
Задумывающийся мыслитель
(мы встречаемся с важными проблемами при размышлении)
Участие в школьной олимпиаде 84 человека.
Победители – 14 человек.
Нерефлексирующий мыслитель
(мы неуверенны в значительности проблем при размышлении)
Олимпиада по классам – 100% учащихся
Технология опыта. Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов, (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы) учащиеся могут рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Теперь новые знания могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, обучаемый учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Использование приема заполнения таблицы ЗУХ (знаю, умею, хочу знать), позволяет проводить отбор необходимых знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе присутствуют два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Поэтому используются виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий.

РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Прием написания синквейна, логично встраивается в данный этап работы.

Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Эффективные формы учебной деятельности учащихся: работа с партнером, в группе, работа над проектом. Учитель становится партнером и консультантом. Это достигается с помощью таких воспитательных технологий, как технология личностно–ориентированного, развивающего обучения, технология формирования ценностного самоопределения личности, технология педагогики успеха и других, обеспечивающих воспитание духовно-нравственной, социально активной, творческой, гражданственной личности.

Работа по развитию критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей.).

Результативность. Перечисленные технологии – это та методическая база, на которой строится система обучения критическому мышлению. В ходе работы обобщен материал по теме, разработаны методические буклеты на русском и английском языках, разработана система упражнений, направленных на развитие критического мышления, серия открытых уроков, разработаны задания, направленные на применение имеющихся знаний в нестандартных модельных учебных и реальных жизненных ситуациях.


Переориентация учащихся с усвоения готовых знаний на процесс самостоятельного приобретения знаний и формирование механизмов дает устойчивый положительный результат что подтверждается результатами исследований.

Литература
Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens. London – New York: Routledge, 235 p.
Johnson, R.H. (1985). Some Observations about Teaching Critical Thinking. CT News. Crirical Thinking Project. California State University, Sacramento, Vol. 4, N 1, 1985, p.1.
Lipman, M. (1988). Critical Thinking: What Can it Be? Educational Leadership. (46) N 1, pp.38-43, 125p.
Paul, R. W. (1990). Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State University.284p.
Paul, R., Binker, A., Martin, D., & Adamson, K. (1995). Critical Thinking Handbook. Santa Rosa, CA: Foundation for Critical Thinking, p.56. 104p.
Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С.29-34.
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Ин-т «Открытое общество», 2000. 25с.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002.347с.
Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002. 12с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.123с.


Категория: Блоги | Добавил: merangl
Просмотров: 45 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
II Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VI Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
XI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
X Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
XIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.09.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог