Сегодня: 05.10.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Обогащение словарного запаса посредством экскурсии

СКАЧАТЬ (30.9 Kb) 01.04.2022, 09:29
Сайфутдинова Лариса Юрьевна
учитель начальных классов, ГБОУ "Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителя – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.

К 6-7 годам ребенок умеет пользоваться языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как располагает относительно зрелым вниманием и памятью.

Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала.

Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь.

Основным средством обогащения словарного запаса учеников начальной школы является словарная работа, объект которой – новые слова, неологизмы, трудные для учащихся в семантическом плане.

Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. В период наибольшей активности общественно-политический и культурной жизни нации приток новых слов особенно увеличивается.

Активное пополнение языка новыми словами вызывает проблему их правильного понимания и употребления. Трудности, связанные с использованием в речи неологизмов, вызываются нередкой расплывчатостью семантики в новых словах, трансформацией их значений в зависимости от времени и общественно-политической ситуации в стране, изменением сферы употребления слов.

Изучив федеральный государственный образовательный стандарт, можно прийти к выводу, что в настоящее время ознакомление с окружающим миром школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах, на разных ступенях общего образования и в учреждениях дополнительного образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.

В начальной школе к экскурсиям необходимо выработать такое же отношение, как и к урокам. Они связаны с программой курса, занимают обусловленное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета для каждого класса.

Тематика экскурсий зависит от программы по ознакомлению окружающему миру. Проанализировав различные программы начальной школы по окружающему миру, мы пришли к выводу, что экскурсии включены во все учебные программы и похожи по тематике.
В учебных программах темы экскурсий для каждого класса учитывают возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся. Все предлагаемые учебными программами экскурсии являются обязательными и должны проводиться в рамках учебного времени, которое отводится на изучение окружающего мира. Чаще всего они проводятся после изучения определенного материала и в качестве закрепления, однако, представления и понятия, полученные в ходе экскурсии, могут быть использованы на следующих уроках.

Следовательно, экскурсии по окружающему миру несут в себе познавательное и воспитательное значение, так как они конкретизируют, углубляют и расширяют знания младших школьников. На экскурсиях теоретические знания проверяются на практике и переходят в умения и навыки.

Таким образом, активное применение экскурсий активизирует развитие речи и способствует обогащению словарного запаса детей младшего школьного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.


Категория: Блоги | Добавил: filj
Просмотров: 90 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастерица-Осень"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
X Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
IV Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
VI Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
XX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.10.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог